Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. по делу № А23-1735/10Г-15-95

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 06 августа 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Курушиной А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерофеевой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" г. Москва к открытому акционерному обществу "ЦентрТелеком" г. Химки Калужской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области и в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калужской области г. Калуга о признании права собственности и признании права хозяйственного ведения,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителей Пугачева Е.П. по доверенности от 19.04.2010 № 762, Шебякиной С.В. по доверенности от 11.06.2010 № 1505;
от ответчика - представителей Корнюхиной Г.В. по доверенности от 11.06.2010 № 236, Косаченко А.П. по доверенности от 11.06.2010 № 237, Хайретдинова П.Д. по доверенности от 11.06.2010 № 238;
от третьего лица - Росимущества по Калужской области - представителя Журавель Н.Н. по доверенности от 05.08.2010 № 104,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" обратилось в Арбитражный суд Калужской области к открытому акционерному обществу "ЦентрТелеком" с иском о признании права федеральной собственности и о признании права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: Калужская область, Дзержинский район, г. Кондрово, ул. Ленина 36 (1-й этаж) общей площадью 40 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калужской области и Управление Федеральной регистрационной службы по Калужской области с иском.
Определением суда от 17.06.2010 третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной регистрационной службы по Калужской области заменено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее Росреестр по Калужской области).
Этим же определением суда территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калужской области (далее - Росимущества по Калужской области) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - признать право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Калужская площадь, Дзержинский район, г. Кондрово, ул. Ленина 36 (1-й этаж) общей площадью 40 кв. м.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, истец от требования о признании права федеральной собственности на спорное имущество отказался, заявил ходатайство о прекращении производства по делу в данной части.
Определением суда от 06.08.2010 производство по делу в части требования федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" о признании права федеральной собственности на нежилое помещение прекращено.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования в части признания за ним права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кондрово, ул. Ленина, 36 (1 этаж) уточнив их площадь - 32,6 кв. м, указав, что истец занимает их с 1989 года, данные помещения незаконно приватизированы ответчиком, сделка приватизации указанного имущества является ничтожной.
Уточненные исковые требования федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" приняты судом к производству.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калужской области поддержало уточненные исковые требования, ссылаясь на то, что истцу как предприятию связи были предоставлены спорные помещения. Предприятие связи относится к федеральному уровню собственности. Право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у предприятия с момента передачи имущества. Поскольку до настоящего времени Управление специальной связи по Калужской области располагается в указанных помещениях, данное имущество не выбывало из федеральной собственности. Сделку приватизации, на основании которой ответчик зарегистрировал право собственности на спорное имущество, следует признать ничтожной.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения с учетом положений ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещено надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица исковые требования федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" признал.
Представители ответчика исковые требования федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" и третьего лица - Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калужской области не признали, указав, что спорный объект в хозяйственное ведение истца не передавался и передан быть не может, так как не находится в федеральной собственности, право собственности на него зарегистрировано за ответчиком на основании законной сделки приватизации. Кроме того, по мнению ответчика, федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" пропустило срок исковой давности для предъявления данного иска, поскольку с 04.04.1994 истец не оспаривал право собственности ответчика на нежилые помещения общей площадью 32,6 кв. м и пользовался ими на основании договора безвозмездного пользования от 21.04.1994 г.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением СНК СССР от 17.06.1939 г. № 884145-с для перевозки корреспонденции, содержащей сведения закрытого характера, специальных и опасных грузов, высокоценных и иных отправлений была создана служба специальной связи.
В соответствии с приказом Министерства связи РСФСР от 31.01.1992 № 61 "О передаче узлов специальной связи в Главный центр специальной связи" в целях сохранения сети спецсвязи начальникам ГПСИ "Россвязьинформ" было предписано передать в установленном порядке областные узлы спецсвязи.
Калужский областной узел спецсвязи ГПСИ "Россвязьинформ" Калужской области передан в ведение Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации.
Акт приема-передачи утвержден Первым заместителем Министра связи Российской Федерации 27.10.1992 (т. 1 л.д. 9).
Таким образом, на основании акта в ведение Главного центра специальной связи вместе с Калужским областным узлом специальной связи было передано и районное звено специальной связи, располагавшееся в помещении площадью 32,6 кв. м, расположенном по адресу: Калужская область, г. Кондрово, ул. Ленина, 36.
С момента передачи Калужского областного узла специальной связи это помещение с 1992 года непрерывно находится в фактическом владении федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" в лице филиала - Управления специальной связи по Калужской области.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Калужской области от 04.04.1994 № 147-р (т. 2 л.д. 14) утвержден план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Калужской области.
В состав приватизируемого имущества наряду с прочим было включено и нежилое здание, расположенное по адресу: г. Кондрово, ул. Ленина, 36.
Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Калужской области было преобразовано в АООТ "Электросвязь", которое реорганизовано путем присоединения к ответчику в соответствии с договором присоединения к ОАО "Центр Телеком" г. Химки Московской области. В результате реорганизации право собственности ОАО "Электросвязь" Калужской области на спорный объект недвижимости перешло к ответчику в порядке универсального правопреемства, зарегистрировано 13.01.2004 (т. 2 л.д. 130).
В настоящее время в спорных нежилых помещениях осуществляет деятельность федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" в лице филиала Управления специальной связи по Калужской области на основании договора от 21.04.1994 № 1, заключенного между ГПСИ "Россвязьинформ" Калужской области и Управлением спецсвязи по Калужской области (т. 1 л.д. 10-11).
Согласно п. 1 договора ГПСИ закрепляет в пользование на безвозмездной основе на 25 лет за спецсвязью площади, занимаемые подразделением спецсвязи 40 кв. м - г. Кондрово, ул. Ленина, 36. Факт нахождения предприятия спецсвязи в настоящее время в указанном помещении ответчиком не оспорен.
В соответствии с Уставом федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" п. 6.5 имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельных балансах, является частью консолидированного баланса предприятия (т. 1, л.д. 28).
Посчитав, что включение спорных помещений являющихся федеральной собственностью, в план приватизации ответчика является ничтожной сделкой, федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" и Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Калужской области обратились в арбитражный суд с требованием о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на спорный объект.
В силу ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Отнесение имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
До принятия специального закона решение вопроса разграничения, определения пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления права собственности производится в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1, 2, 3 к постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В перечень объектов, перечисленных в разделе IV приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, включены предприятия связи.
Согласно разделу 3 Временного положения "О связи в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.07.1991 № 810 "О связи в Российской Федерации", специальная связь Министерства связи в Российской Федерации относится к почтовой связи.
Поскольку истец занимает спорные помещения с 1989 года правомерно, упомянутая недвижимость относится к федеральной собственности в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Постановлением Правительства Российской Федерации о приватизации предприятий связи от 22.12.1992 № 1003 приватизация государственных предприятий связи информатики и их структурных подразделений разрешена на таких условиях, что подразделения почтовой связи выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
При указанных условиях сделка приватизации спорных помещений площадью 32,6 кв. м по адресу: Калужская область, г. Кондрово, ул. Ленина, 36 является ничтожной.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом как основание для отказа в иске не принимаются, поскольку требования федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи", из владения которого спорное имущество выбыло, аналогично требованию об устранении нарушений его прав как собственника спорного имущества, не связанных с лишением владения. В соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на такие требования срок исковой давности не распространяется.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций связи усматривается, что занимающее спорные помещения отделение связи входило в структуру организаций связи, по своей организационно-правовой форме относящихся к предприятию, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3.1 Устава федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника (п. 3.2 Устава).
В п. 8 постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ от 28.02.1995 № 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
С учетом изложенного, требования истца о признании за ним права хозяйственного ведения на помещение площадью 32,6 кв. м по адресу: г. Кондрово, ул. Ленина, д. 36 подлежат удовлетворению.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение (по техническому паспорту № 58, 59, 60, 61) общей площадью 32,6 кв. м, расположенное по адресу: Калужская область, Дзержинский район, ул. Ленина, 36 - 1 этаж.
Признать право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" г. Москва на нежилое помещение (по техническому паспорту № 58-61) общей площадью 32,6 кв. м, расположенное по адресу: Калужская область, Дзержинский район, ул. Ленина, 36 - 1 этаж.
Взыскать с открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" г. Химки Московской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб. и в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" г. Москва судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья
А.А.Курушина




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 28.02.2011 по делу № А23-1735/10Г-15-95 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу № А23-1735/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 06.08.2010 по делу № А23-1735/10Г-15-95
Исковые требования о признании права федеральной собственности и о признании права хозяйственного ведения на нежилое помещение удовлетворены, так как из документов о реорганизации организаций связи видно, что занимающее спорные помещения отделение связи входило в структуру организаций связи, по своей организационно-правовой форме относящихся к предприятию, у которого имущество находится на праве хозяйственного ведения, а в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 спорное имущество находится в федеральной собственности.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru