ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2011 г. № 139-РП
В целях оценки потенциала минерально-сырьевой базы региона, определения приоритетных направлений недропользования и обеспечения оптимальных условий для устойчивого развития горнопромышленного комплекса Камчатского края и в рамках формирования системы документов стратегического планирования в Камчатском крае
утвердить Стратегию
развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года согласно приложению.
Губернатор
Камчатского края
В.И.ИЛЮХИН
Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 31.03.2011 № 139-РП
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
г. Петропавловск-Камчатский
2011 год
ВВЕДЕНИЕ
Камчатский край является одним из наиболее удаленных регионов страны (от центров экономической, социальной и политической жизни), что усиливается неразвитостью внутреннего транспортного сообщения и фактически островным положением региона. В то же время, близость к иностранным рынкам сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона создает позитивные предпосылки его развития.
На сегодняшний день Камчатский край является высоко дотационным регионом Российской Федерации: обеспеченность собственными доходами составляет лишь 31 %. Современная экономика края основывается на рыбном хозяйстве и обсуживающих его отраслях: рыбная промышленность составляет до 19 % ВРП, 60,5 % промышленного производства и 75 % экспорта края. Из других отраслей следует отметить электроэнергетику (20 % промышленного производства), судоремонтную и лесную промышленность (5 %).
ВРП Камчатского края за 2007 год составил 66,2 млрд. руб., численность населения на начало 2007 года - 347,1 тыс. человек, бюджет региона на 2008 год - 28,2 млрд. рублей. Роль добывающей промышленности в экономическом и социальном развитии края на сегодняшний день незначительна: доля добывающей промышленности в ВРП - 6,7 %, доля занятых в добывающей промышленности от общего числа занятых - 0,4 %.
Современная степень изученности минерально-сырьевой базы Камчатского края составляет всего 4 % (для сравнения: Приморский край - 51 %, Хабаровский край - 46 %, Якутия - 10 %, Магаданская область - 6 %), что является ярким индикатором нереализованности минерально-сырьевого потенциала региона.
Одним из следствий сложившегося дефицита внимания к минерально-сырьевому комплексу Камчатского края и ориентации лишь на рыбную промышленность стала стагнация социально-экономического развития региона. В отличие от большинства территорий Дальневосточного Федерального округа, темпы развития которых привели к росту ВРП на 40% в период с 1999 по 2006 годы (при среднем по России - 70 %), Камчатский край за это же время добился увеличения ВРП лишь на 10 %. В итоге, на сегодняшний день Камчатский край отстает почти от всех регионов РФ по большинству социально-экономических показателей.
Оценка потенциала роста рыбной, лесной, спортивно-туристической, сельскохозяйственной и ряда других отраслей традиционной экономики показывает, что максимально возможное увеличение ими производства ВРП после оптимизации структуры энергетики не будет превышать 25-30 %. В то же время для перехода региона в разряд самодостаточных необходимо увеличить добавленную стоимость в 4-5 раз. Этого можно добиться лишь путем резкой переориентации экономики на развитие горнодобывающей промышленности <1>
.
<1> Орлов В.П. Ресурсы недр в развитии севера/ "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление" № 3/2007
Главной целью Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года является ускорение темпов социально-экономического развития региона и повышение уровня жизни населения за счет эффективного освоения минерально-сырьевой базы.
Разработка Стратегии велась на основе комплексного анализа, в результате которого были определены приоритеты и обозначены сценарии развития минерально-сырьевого комплекса Камчатского края, а также проведены количественные оценки инфраструктурных потребностей и потребностей в трудовых ресурсах по каждому из сценариев.
Стратегия развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае до 2025 года должна стать основой общей стратегии социально-экономического развития Камчатского края. Этому способствуют следующие факторы:
- системообразующая роль добывающей промышленности, позволяющая комплексно развивать рассредоточенные по территории края районы;
- бесперспективность моноотраслевой экономики, доказанная трендом экономического развития края за последние 10 лет;
- инвестиционные интересы крупных российских и зарубежных компаний.
Перспективы развития горного комплекса края в ближне- и среднесрочной перспективе связаны с увеличением добычи золота, платины, никеля, в последующем, с расширением этого перечня за счет меди, углеводородного сырья, твердых горючих ископаемых, бальнеологических ресурсов, а также воды и строительных материалов.
Поддержание и наращивание уровня добычи полезных ископаемых возможно при постоянном наращивании объемов геологоразведочных работ как за счет недропользователей, так и за счет федерального бюджета. Начало системного исследования недр должно заключаться в металлогеническом анализе накопленного материала всей территории края на основе мирового опыта с проспекторскими исследованиями отдельных районов. Этот анализ послужит основой для разработки программы и организации дальнейшего геологического изучения недр края.
Отчет составлен на средства ОАО "Корякгеолдобыча".
│ │ │ │ │Частный бизнес -│
│Воспроизводство│ │ │ │80 %; │
│ минерально- │ │ │ │федеральный бюджет│
│сырьевой базы │ │ │ │- 10 %; │
│ │ │ │ │ краевой бюджет -│
│ │ │ │ │10 % │
├───────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼──────────────────┤
│Разработка │ │ │ │ │
│месторождений и│ │ │ │ Частный бизнес - │
│строительство │ │ │ │ 100 % │
│ГОКов │ │ │ │ │
├───────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼──────────────────┤
│Обеспечение │ │ │ │ ФЦП "ДВиЗ", │
│кластеров │ 11400 │ 23400 │ 26550 │ Инвестиционный │
│транспортной │ │ │ │ фонд РФ, краевой │
│инфраструктурой│ │ │ │ бюджет │
├───────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼──────────────────┤
│ │ │ │ │ ФЦП "ДВиЗ", │
│Обеспечение │ │ │ │ Инвестиционная │
│кластеров │ 1340 │ 3720 │ 7113,5 │ программа │
│энергетической │ │ │ │"Камчатскэнерго", │
│инфраструктурой│ │ │ │ Инвестиционный │
│ │ │ │ │ фонд РФ │
├───────────────┼───────────┼─────────┼──────────┼──────────────────┤
│Обеспечение │ │ │ │ Краевой бюджет, │
│кластеров │ │ │ │ФЦП "Жилище", ФЦП │
│жильем и │ 1324,9 │ 4201,3 │ 15241,5 │ "ДВИЗ", Частный │
│социальной │ │ │ │ бизнес │
│инфраструктурой│ │ │ │ │
└───────────────┴───────────┴─────────┴──────────┴──────────────────┘
В соответствии с таблицей 4.3.4.1, за счет краевого бюджета предполагается частичное финансирование мероприятий, связанных с воспроизводством минерально-сырьевой базой и информационным обеспечением минерально-сырьевого комплекса, софинансирование строительства краевых дорог, а также участие в создании жилья и социальной инфраструктуры в центральных населенных пунктах кластера.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы и информационное обеспечение минерально-сыревого комплекса будет реализовано за счет механизма краевой целевой программы.
Участие края в создании инфраструктуры планируется осуществлять посредством региональных целевых программ, предполагающих строительство региональных дорог, а также с помощью выпуска региональных инфраструктурных облигаций. При этом инвесторы должны получать право льготного пользования земельными участками.
Финансирование строительства жилья будут осуществлять инвесторы, которые планируют осваивать месторождения в регионе. При этом планируется использовать инструмент долгосрочного заемного финансирования. Возврат вложенных инвестором средств (с учетом процентов на обслуживание долга), может производиться за счет официально закрепленного ежемесячного вычета из заработных плат работников в размере 30-35 % - с последующим правом выкупа, при внесении работниками остатка стоимости квартиры инвестору. Таким образом, до момента выкупа квартиры инвестор будет предоставлять квартиры работникам ГОКов на принципе коммерческого найма по льготным ставкам, обеспечивающим в то же время возврат вложенных в строительство средств инвестора.
Приложение 4.6.1
УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Среди всего многообразия действующих в Российской Федерации инструментов государственно-частного партнерства (концессии, особые экономические зоны, инвестиционный фонд, соглашения о разделе продукции и т.д.), наиболее подходящим для развития минерально-сырьевого комплекса Камчатского края является Инвестиционный Фонд Российской Федерации. Для реализации Стратегии потребуется создать Инвестиционный Фонд Камчатского края. Использование остальных инструментов ограничено либо в силу узости регионального рынка и недостаточного спроса на услуги создаваемых объектов (актуально, например, для концессий), либо в силу отсутствия успешной практики применения инструмента в России (например, соглашение о разделе продукции).
Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации могут быть направлены на создание на территории Камчатского края транспортных и энергетических объектов федеральной или краевой собственности.
Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 "Об Инвестиционном Фонде Российской Федерации" определило порядок формирования Инвестиционного фонда, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Согласно этому постановлению, при создании объектов инфраструктуры федеральной собственности, ассигнования Фонда получают проекты с объемом инвестиций не менее 5 млрд. руб. Утвержденные Инвестиционной и Правительственной комиссией проекты предполагают, что за счет частных средств будет профинансировано не менее 80 % от общей стоимости Проекта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 468 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134" был определен порядок предоставления бюджетных ассигнований для реализации региональных инвестиционных проектов. В связи с чем, появилась возможность реализации проектов с объемом инвестиций от 0,5 млрд. руб. при условии, что частный бизнес профинансирует 1/2 объема необходимых денежных средств.