Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2011 г. № 5

О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ
ЗАБОЛЕВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ОСТРЫМИ КИШЕЧНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ,
ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ А), ОБУСЛОВЛЕННЫХ ВОДНЫМ ФАКТОРОМ
ПЕРЕДАЧИ, ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЯ СПК № 4 ОТ 02.06.2010
И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

По данным Всемирной организации здравоохранения 80 процентов заболеваний инфекционной и неинфекционной природы связаны с употреблением питьевой воды. Одним из приоритетных направлений в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой Правительство РФ рассматривает реализацию Федеральной целевой программы "Чистая вода 2011 - 2017 годов", утвержденную Постановлением Правительства РФ № 1092 от 22.12.2010. Программа предусматривает мероприятия по модернизации водопроводного и канализационного хозяйства, доведению качества питьевой воды до требований гигиенических нормативов при природном превышении предельно допустимых концентраций веществ, внедрению методологии оценки риска для здоровья населения от употребления недоброкачественной питьевой воды, совершенствованию системы социально-гигиенического мониторинга. Причем для каждого региона имеются свои приоритетные направления.
Приоритетным направлением в плане достижения санитарно-эпидемиологического благополучия в Нижегородской области была и остается проблема обеспечения населения безопасной в эпидемическом и радиационном плане, безвредной по химическому составу питьевой водой, что относится к числу определяющих факторов охраны здоровья населения.
Вследствие проведенных мероприятий и с учетом критериев оценки доброкачественности, разработанных Роспотребнадзором, в Нижегородской области в 2010 году 74,6 процента населения обеспечены доброкачественной питьевой водой (2009 год - 70,4 процента) и 15,6 процента - условно доброкачественной (2009 год - 17,7 процента). В тоже время, как и в предыдущем году, 4,5 процента населения проживает в населенных пунктах, где питьевая вода лабораторно не исследовалась.
Высокую эпидемическую значимость водного фактора подтверждают имевшие место вспышки вирусного гепатита А в 2005 году, серозного менингита в 2008 году, периодически возникающие случаи групповой заболеваемости острыми кишечными инфекциями (последний в 2010 году в городе Урень), связанные с водным фактором передачи.
Качество воды, подаваемой населению Нижегородской области в 2010 году, характеризовалось следующими показателями:
- удельный вес проб воды, несоответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода" по микробиологическим показателям составил по Нижегородской области - 4,5 процента (2009 год - 4,6 процента), по городу Нижнему Новгороду - 0,7 процента (2009 год - 1,9 процента).
Несмотря на стабильное снижение удельного веса нестандартных проб воды по микробиологическим показателям в целом по области, в ряде районов наблюдается значительное превышение среднеобластного показателя, причем на протяжении последних 5 лет картина не меняется и качество водопроводной воды остается неудовлетворительным.
Такое превышение имеет место в Большемурашкинском (13,1 процента), Варнавинском (42,1 процента), Дальнеконстантиновском (24,8 процента), Княгининском (12,8 процента), Краснобаковском (14,5 процента), Перевозском (16,3 процента), Сергачском (14,3 процента), Краснооктябрьском (24,8 процента), Уренском (18,4 процента), Сокольском - (16,2 процента) районах.
Во всех этих районах в качестве источников водоснабжения используются артезианские скважины, вода которых без какой-либо очистки и обеззараживания поступает потребителям. В ряде населенных мест в качестве источников централизованного водоснабжения используются родники, практически незащищенные от антропогенного и техногенного воздействия. В результате в таких населенных пунктах как Успенское, Медынцево (Арзамасский район), Курмыш (Пильнинский район) и ряде других удельный вес исследованных проб воды, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям по сезонам года составляет от 20 до 40 процентов.
Увеличилось и количество районов, в которых имеет место значительное превышение удельного веса проб воды, несоответствующих требованиям санитарных правил. В 2008 году их было 13, в 2010 году - 18.
В 2010 году увеличился удельный вес проб воды, несоответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода" по санитарно-химическим показателям и составил по Нижегородской области - 15 процентов (2009 год - 14 процентов), по городу Нижнему Новгороду - 3,9 процента (2009 год - 3,7 процента).
Превышение среднеобластного показателя нестандартности имеет место в 13 районах, в том числе в Большеболдинском (80 процентов), Воскресенском (20,8 процента), Володарском (59,1 процента), Краснооктябрьском (26,4 процента), Кулебакском (21 процент), Навашинском (66,4 процента), Сергачском (69,3 процента), Чкаловском (92,3 процента), городе Дзержинске (36,3 процента) и другие.
Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается в ряде следующих населенных пунктов области:
- Борский район - превышение содержания железа в питьевой воде (до 100 ПДК и свыше - пос. Железнодорожный - 30 - 32 мг/л при нормативе 0,3 мг/л; пос. Ситники; от 5 до 30 ПДК - п. Красная Слобода, Ямново, Чистоборское, Большое Орловское, пос. Кантаурово);
- Вадский район - превышение по жесткости составляет 2 - 3 ПДК, по сухому остатку - 2 ПДК (пос. Анненковский Карьер, Новый Мир);
- Ардатовский район - превышение по жесткости составляет 2 ПДК, по сухому остатку - 2 ПДК, вода имеет горький привкус (п. Мухтолово);
- Лукояновский район - превышение по железу составляет 2 ПДК, по жесткости - 4 ПДК (пос. Б.Маресьево, Мерлиновка, Покровка);
- Сергачский район - превышение по нитратам составляет 2 - 3 ПДК, по жесткости - 2 - 2,5 ПДК (город Сергач);
- Пильнинский район - превышение по жесткости составляет 2 - 3 ПДК (с. Курмыш);
- Краснооктябрьский район - превышение по нитратам составляет 3,5 ПДК (с. Ендовищи);
- Шахунский район - превышение по фтору составляет 2 - 4 ПДК, по бору - 2-3 ПДК (город Шахунья, пос. Зубанья, п. Комсомольский, р.п. Вахтан, р.п. Сява);
- Арзамасский район - превышение по жесткости составляет 3 - 4 ПДК (с. Успенское, с. Медынцево).
Во многих вышеуказанных населенных пунктах разработана проектно-сметная документация по внедрению систем водоподготовки или мероприятия по их разработке входили в областную целевую программу "Улучшение качества водоснабжения населения Нижегородской области на 2007 - 2010 годы". Однако, из-за прекращения финансирования с 2009 года, кардинального решения вопроса по обеспечению населения этих населенных пунктов питьевой водой нормативного качества не последовало.
Остается высоким удельный вес сетей, находящихся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии (70 - 80 процентов в среднем по районам области). Перекладка сетей не проводится либо проводится в таком незначительном объеме, что в ближайшие 30 - 50 лет не позволит решить данный вопрос. Работа организаций, обслуживающих водопроводные сети и сооружения сводится, в основном, к ликвидации аварийных работ. Планово-профилактические работы, в том числе и дезинфекция сетей не проводятся, хотя это позволило бы уменьшить удельный вес неудовлетворительных проб воды и снизить количество аварийных ситуаций, что доказано работой ОАО "Нижегородский Водоканал" города Нижнего Новгорода. Так, в городе Нижнем Новгороде удельный вес нестандартности питьевой воды по санитарно-химическим показателям снизился с 21,1 процента в 2007 году до 15 процентов в 2010 году, по микробиологическим показателям с 2,6 процента в 2007 году до 0, 7 процента в 2010 году. Значительно снизилось и количество аварийных ситуаций.
По-прежнему, актуальным остается вопрос защиты водоисточников от антропогенного и техногенного воздействия. Качество воды водоисточников, характеризуется высоким уровнем несоответствия санитарным требованиям (за 2010 год удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, по санитарно-химическим показателям составил 10,2 процента, по микробиологическим - 26,4 процента).
В значительной мере эта проблема могла бы быть решена за счет организации зон санитарной охраны. В 2010 году в Нижегородской области у 14 процентов водоисточников организованы зоны санитарной охраны. Однако, этот показатель, в основном, характеризует организацию 1 пояса зоны санитарной охраны, разработка же проектов зон санитарной охраны в полном объеме требует дополнительных средств и эксплуатационными организациями проводится в крайне незначительном объеме.
До настоящего времени вопреки решению СПК № 4 от 02.06.2010 не начала свою деятельность рабочая группа по разработке новой областной программы по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой на 2012 - 2015 годы.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на основании вышеизложенного санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве Нижегородской области решает:
1. Министру жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области В.В. Ульянову:
1.1. Создать рабочую группу для разработки проекта областной программы по улучшению качества водоснабжения населения Нижегородской области на 2013 - 2016 годы и повторной проработки вопроса по включению региона в Федеральную целевую программу "Чистая вода".
Срок - август 2011
1.2. Разработать проект областной программы по улучшению качества водоснабжения населения Нижегородской области на 2013 - 2016 годы, для чего предусмотреть финансирование привлекаемых к данной работе экспертных и научно-исследовательских организаций. При разработке проектов учесть предложения Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области и других заинтересованных организаций.
Срок - март 2012
1.3. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области:
1.3.1. На очередном совещании у Губернатора Нижегородской области с главами МСУ проинформировать о полноте реализации органами местного самоуправления своих полномочий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
Срок - август 2011
1.3.2. Подготовить на имя Губернатора Нижегородской области аналитическую справку о накопившихся проблемах по обеспечению населения региона качественной питьевой водой.
Срок - август 2011
1.3.3. Разработать и утвердить план мероприятий (с привлечением органов МСУ) по улучшению качества водоснабжения территорий области на 2012 год.
Срок - октябрь 2011
2. Главам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области взять под личный контроль решение следующих вопросов:
- выполнение запланированных объемов по замене ветхих и аварийных сетей водопровода и канализации;
- закончить разработку регламентов взаимодействия районных коммунальных служб, органов местного самоуправления и Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области по ликвидации аварийных и нестандартных ситуаций на сетях и сооружениях централизованного водоснабжения и по содержанию нецентрализованных источников водоснабжения и обеспечить контроль за их реализацией;
- закончить работу по организации зон санитарной охраны водоисточников, в том числе и разработку проектной документации по зонам санитарной охраны.
3. Главам администраций Тоншаевского, Ветлужского, Гагинского, Лукояновского, Починковского, Шатковского, Городецкого, Ковернинского, Краснооктябрьского, Вачского, Сосновского, Первомайского, Вадского, Арзамассковго, Варнавинского районов разработать программы улучшения качества водоснабжения населения районов и утвердить их в установленном порядке.
Срок - январь 2012
4. Контроль за исполнением решения СПК возложить на руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Б.Ю. Петрова.

Заместитель Губернатора,
заместитель Председателя
Правительства Нижегородской
области, председатель СПК
Г.А.СУВОРОВ




Источник публикации
публикаций не найдено


Решение санитарно-противоэпидемической комиссии при правительстве Нижегородской области от 11.07.2011 № 5
"О межведомственном взаимодействии и мерах по снижению заболеваний (в том числе острыми кишечными инфекциями, вирусным гепатитом А), обусловленных водным фактором передачи, исполнении решения СПК № 4 от 02.06.2010 и целесообразности разработки новой областной целевой программы по обеспечению населения региона качественной питьевой водой"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru