Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 июля 2011 г. № 316-01-52-3290/11

О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В связи с многочисленными обращениями по вопросу осуществления контроля за деятельностью государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерство образования Нижегородской области направляет примерный перечень вопросов для плановой и внеплановой проверки указанных учреждений.
Обращаем внимание, что проведение плановых проверок деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только при соблюдении действующего законодательства, и, в частности, Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьей 9 указанного закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Просим учесть это при формировании плана работы на следующий календарный год.
Предлагаем довести данное письмо до всех заинтересованных лиц, и, в первую очередь, до специалистов по охране детства муниципального района (городского округа).

И.о. министра
Е.Л.РОДИОНОВА





Приложение
к письму
министерства образования
Нижегородской области
от 13.07.2011 № 316-01-52-3290/11

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ПЛАНОВОЙ И ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В соответствии с Семейным кодексом, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семьи, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. В статье 155.1 Семейного кодекса приводится перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются такие дети: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Детям, помещенным в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Статьей 155.3 Семейного кодекса регламентированы права детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ней дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов, на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 155.1 Семейного кодекса, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 676, определены основные задачи таких образовательных учреждений: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.
Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет определить примерный перечень вопросов для плановой и внеплановой проверки образовательного учреждения органом опеки и попечительства.

1. Условия пребывания воспитанников в образовательном учреждении.
Образовательное учреждение обеспечивает условия пребывания в нем детей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и иным требованиям законодательства. Условия пребывания воспитанников должны также способствовать их интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию. Образовательное учреждение обеспечивает наличие развивающего, игрового, обучающего и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, игрушек и игр, мебели, технических и аудивизуальных средств воспитания и обучения в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка.

2. Ведение личных дел воспитанников.
При работе с личными делами воспитанников проверяются:
- решение соответствующего органа местного самоуправления о направлении в учреждение;
- направление в учреждение, выданное учредителем;
- свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
- медицинские документы о состоянии здоровья;
- документы об образовании (для детей школьного возраста);
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
- опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
- документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;
- пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями)).

3. Реализация права на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии.
Соблюдение установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации норм питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем.
Соблюдение установленных норм обеспечения выпускников образовательных учреждений, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием.
Обеспечение проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

4. Защита имущественных прав воспитанника.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.04.2008 № 48 "Об опеке и попечительстве" опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством, а также отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
По данному вопросу проверяется следующее:
- наличие актов проверок состояния жилого помещения, закрепленного за воспитанником или находящегося в его собственности;
- осуществление образовательным учреждением контроля за сдачей в аренду жилого помещения воспитанника, если таковая осуществляется, а также за поступлением денежных средств на счет воспитанника;
- наличие документов о регистрации права собственности на жилое помещение, если ребенок стал собственником жилого помещения;
- деятельность образовательного учреждения по недопущению появления задолженности по оплате коммунальных услуг по жилому помещению воспитанника;
- деятельность образовательного учреждения по реализации права воспитанников на получение алиментов со стороны своих родителей, уклоняющихся от их воспитания.

5. Соблюдение требований, связанных с временной передачей воспитанников в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 155.2. Семейного кодекса организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в целях обеспечения воспитания и гармоничного развития ребенка (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать трех месяцев.
Перечень документов, которые предоставляет в образовательное учреждение, гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 432 (Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Министерства образования Нижегородской области.


<Письмо> минобразования Нижегородской области от 13.08.2011 № 316-01-52-3290/11
"О контроле за деятельностью государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Письмо
Приложение. Примерный перечень вопросов для плановой и внеплановой проверки государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru