МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 июля 2011 г. № 316-01-52-3290/11
О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В связи с многочисленными обращениями по вопросу осуществления контроля за деятельностью государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерство образования Нижегородской области направляет примерный перечень
вопросов для плановой и внеплановой проверки указанных учреждений.
Обращаем внимание, что проведение плановых проверок деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только при соблюдении действующего законодательства, и, в частности, Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьей 9 указанного закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Просим учесть это при формировании плана работы на следующий календарный год.
Предлагаем довести данное письмо до всех заинтересованных лиц, и, в первую очередь, до специалистов по охране детства муниципального района (городского округа).
И.о. министра
Е.Л.РОДИОНОВА
Приложение
к письму
министерства образования
Нижегородской области
от 13.07.2011 № 316-01-52-3290/11
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ПЛАНОВОЙ И ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с Семейным кодексом, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семьи, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. В статье 155.1 Семейного кодекса приводится перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются такие дети: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Детям, помещенным в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Статьей 155.3 Семейного кодекса регламентированы права детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ней дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов, на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 155.1 Семейного кодекса, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 676, определены основные задачи таких образовательных учреждений: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.
Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет определить примерный перечень вопросов для плановой и внеплановой проверки образовательного учреждения органом опеки и попечительства.
1. Условия пребывания воспитанников в образовательном учреждении.
Образовательное учреждение обеспечивает условия пребывания в нем детей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и иным требованиям законодательства. Условия пребывания воспитанников должны также способствовать их интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию. Образовательное учреждение обеспечивает наличие развивающего, игрового, обучающего и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, игрушек и игр, мебели, технических и аудивизуальных средств воспитания и обучения в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка.
2. Ведение личных дел воспитанников.
При работе с личными делами воспитанников проверяются:
- решение соответствующего органа местного самоуправления о направлении в учреждение;
- направление в учреждение, выданное учредителем;
- свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
- медицинские документы о состоянии здоровья;
- документы об образовании (для детей школьного возраста);
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
- опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
- документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;
- пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями)).
3. Реализация права на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии.
Соблюдение установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации норм питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем.
Соблюдение установленных норм обеспечения выпускников образовательных учреждений, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием.
Обеспечение проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
4. Защита имущественных прав воспитанника.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.04.2008 № 48 "Об опеке и попечительстве" опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством, а также отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
По данному вопросу проверяется следующее:
- наличие актов проверок состояния жилого помещения, закрепленного за воспитанником или находящегося в его собственности;
- осуществление образовательным учреждением контроля за сдачей в аренду жилого помещения воспитанника, если таковая осуществляется, а также за поступлением денежных средств на счет воспитанника;
- наличие документов о регистрации права собственности на жилое помещение, если ребенок стал собственником жилого помещения;
- деятельность образовательного учреждения по недопущению появления задолженности по оплате коммунальных услуг по жилому помещению воспитанника;
- деятельность образовательного учреждения по реализации права воспитанников на получение алиментов со стороны своих родителей, уклоняющихся от их воспитания.
5. Соблюдение требований, связанных с временной передачей воспитанников в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 155.2. Семейного кодекса организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в целях обеспечения воспитания и гармоничного развития ребенка (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать трех месяцев.
Перечень документов, которые предоставляет в образовательное учреждение, гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 432 (Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации).