Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2011 г. по делу № А79-9410/2010

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 17 марта 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Искра "НКУ", г. Чебоксары,
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики
о признании частично недействительными пункта 4 распоряжения от 27.08.2009 № 3298-р и пункта 1.1 договора купли-продажи от 11.09.2009 № 313-кю, обязании ответчика внести изменения в пункт 4 распоряжения от 27.08.2009 № 3298-р и пункт 1.1 договора купли-продажи от 11.09.2009 № 313-кю,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары,
федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии,
при участии:
от заявителя - Т. по доверенности от 14.01.2011 № 8,
от Управления Росреестра по Чувашской Республике - Н. по доверенности от 27.10.2010 № 01-23/166,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Искра НКУ" (далее - заявитель, Общество, ООО "Искра НКУ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) о принятии решения об исправлении кадастровой ошибки в сведениях, обязании внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости, признании величины налоговой базы земельного участка, расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, 1, равной 4 975 943 рублям 82 копейкам по состоянию на 01.01.2010.
Заявитель указал, что в собственности Общества имеется земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4 826 кв. м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, проезд Машиностроителей, 1з (территория ОАО "Текстильмаш").
Указанный земельный участок был приобретен в собственность у Администрации по договору купли-продажи земельного участка от 11.09.2009 № 313-жю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
На указанном земельном участке на момент купли-продажи располагалось и располагается по сей день трехэтажное кирпичное здание производственного назначения с пристроем к нему - бывшее здание лаборатории ОАО "Текстильмаш", которое в настоящее время используется для выпуска (производства) электротехнической продукции - низковольтных комплектных устройств (НКУ).
По мнению заявителя, договор купли-продажи от 11.09.2009 № 313-кю составлен Администрацией с ошибкой, некорректно. Пункт 1.1 договора в части указания вида использования (вида разрешенного использования) участка противоречит пункту 1.2 того же договора - в пункте 1.2 указывается, что земельный участок предназначен для размещения объектов недвижимости производственного назначения (здание лаборатории, пристрой производственного корпуса), а в пункте 1.1 указано, что для размещения административных зданий.
Ранее в распоряжении Администрации от 09.11.2005 № 4080-р и договорах аренды от 13.12.2007 № 473/3609-К и от 27.11.2008 № 407/4041-К вид разрешенного использования участка (категория - земли населенных пунктов) указывался неопределенно: для эксплуатации нежилых зданий. Соответственно, эта же формулировка (по правоустанавливающему документу) попала и в кадастровый паспорт на земельный участок, так как согласно части 5 статьи 4 и частям 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Сведения о технических характеристиках объектов недвижимости (местоположение границ (координаты), площадь и др.) вносятся в кадастр недвижимости на основании технических документов - технического и (или) кадастрового паспорта на объект недвижимости - объект капитального строительства или земельный участок соответственно.
Сведения об адресе, категории и виде (видах) разрешенного использования участка, так же как и сведения о правах на объект вносятся в кадастр на основании правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на этот объект недвижимости.
Заявитель указал, что в кадастровом паспорте от 30.04.2009 № 2101/202/09-06991 вид разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 21:01:030304) значился с формулировкой "для эксплуатации нежилых зданий". Позднее без уведомления правообладателя он был изменен на разрешенное использование "для эксплуатации административных зданий".
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. То есть согласно разъяснениям, доведенных письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.08.2009 № Д23-2696, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации самостоятельно - без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Для учета соответствующих изменений в органы кадастрового учета Общество подало соответствующее заявление для учета изменений (уточнения) вида разрешенного использования земельного участка с приложением фрагмента правил землепользования и застройки, после чего получен новый кадастровый паспорт от 08.09.2010 № 2101/307/10-24763, где вид разрешенного использования после уточнения правильно значится как "для размещения объектов промышленности".
Удельный показатель кадастровой стоимости (на 1 кв. м) седьмого вида разрешенного использования (перечень видов разрешенного использования утвержден Приказом МЭРТ РФ от 15.02.2007 № 39) "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", значился в кадастровом паспорте № 2101/202/09-06991 от 30.04.2009 как 3 007 рублей 85 копеек. Кадастровая стоимость земельного участка составляла 14 515 884 рубля 10 копеек.
Удельный показатель кадастровой стоимости (на 1 кв. м) девятого вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности" значится в новом кадастровом паспорте от 08.09.2010 № 2101/307/10-24763 в соответствии с приложением № 2 к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" как 1 031 рубль 07 копеек. Следовательно, на самом деле кадастровая стоимость земельного участка составляет 4 975 943 рубля 82 копейки.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка влияет на его кадастровую стоимость, которая является расчетной величиной (налоговой базой) для уплаты земельного налога, допущение ошибки в указании вида разрешенного использования земельного участка (кадастровая ошибка) существенно влияет на права и экономические интересы ООО "Искра "НКУ".
По мнению заявителя, из-за неправильного указания вида разрешенного использования, повлиявшей на величину налоговой базы (кадастровой стоимости), Общество излишне переплатило (за 4 квартал 2009 года и 2 и 3 кварталы 2010 года) земельный налог на сумму 83 475 рублей, и вынуждено будет заплатить (переплатить) за 2010 год (3 и 4 кварталы) еще 66 780 рублей, так как согласно части 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Для того, чтобы вернуть суммы излишне уплаченного налога, необходимо исправить кадастровую ошибку в сведениях кадастра, внесенных обратным числом на указанную дату начала налогового периода (то есть на 01 января 2010 года) на основании судебного решения, о чем даны разъяснения в письмах Минфина Российской Федерации от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120, от 18.12.2008 № 03-05-05-02/91, от 29.01.2009 № 03-05-06-02/05 и письме Росреестра от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ.
Определением суда от 16.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии.
07.12.2010 в судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования. Просил признать кадастровой ошибкой сведения об отнесении земельного участка, принадлежащего ООО "Искра НКУ", расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, 1з, к седьмому виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" по классификации приказа МЭРТ /№ 39; обязать администрацию г. Чебоксары внести изменения в пункт распоряжения № 3298-р от 27.08.2009 и пункт 1.1 договора № 313-кю купли-продажи земельного участка от 11.09.2009, отразив, что земельный участок предоставляется в собственность ООО "Искра НКУ" для эксплуатации нежилых зданий (для размещения объектов промышленности); обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республики - Чувашии принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки, направить его в ФГУП "ФКЦ "Земля" для проведения перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2010; признать величину налоговой базы (величину кадастровой стоимости) земельного участка ООО "Искра НКУ", расположенного по адресу: г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, 1з, по состоянию на 01.01.2010 равной 4 975 943 рублям 82 копейкам.
Определением суда от 07.12.2010 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от 10.02.2010 требования Общества о признании кадастровой ошибкой сведений об отнесении земельного участка, принадлежащего ООО "Искра "НКУ", расположенного по адресу: г. Чебоксары, проезд Машиностроителей, дом 1з, к седьмому виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" по классификации приказа МЭРТ № 39; признании величины налоговой базы (величины кадастровой стоимости) земельного участка ООО "Искра "НКУ", расположенного по адресу: г. Чебоксары, проезд Машиностроителей, дом 1з, по состоянию на 01 января 2010 года равной 4 975 943 рублям 82 копейкам; обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии исправить кадастровую ошибку в части отнесения земельного участка ООО "Искра "НКУ" к седьмому виду разрешенного использования на девятый вид разрешенного использования и установить величину налоговой базы (величину кадастровой стоимости) равной 4 975 943 рублям 82 копейкам по состоянию на 01 января 2010 года выделено в отдельное производство (дело № А79-797/2011).
Этим же определением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии исключено из числа ответчиков по делу № А79-9410/2010; процессуальный статус данного лица изменен на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявлением от 28.02.2010 Общество изменило предмет заявления; просило признать недействительным пункт 4 распоряжения Администрации от 27.08.2009 № 3298-р и пункт 1.1 договора от 11.09.2009 № 313-кю в части предоставления ООО "Искра НКУ" земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4 862 кв. м в собственность (за плату) для эксплуатации административных зданий, а также обязать Администрацию внести изменения в пункт 4 распоряжения от 27.08.2009 № 3298-р и пункт 1.1 договора от 11.09.2009 № 313-кю, отразив, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4 862 кв. м предоставляется ООО "Искра НКУ" в собственность (за плату) для эксплуатации нежилых зданий (для размещения объектов промышленности).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить предмет иска. Поскольку основание заявленного требования Обществом не изменено, суд рассматривает спор по предмету, изложенному в заявлении от 28.02.2011.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявление с учетом уточнения от 28.02.2011.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике оставил вопрос об удовлетворении заявленного требования на усмотрение суда.
Администрация, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары представителей в судебное заседание не направили; о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третьи лица извещены надлежащим образом. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии письмом от 09.03.2010 № 529 просило рассмотреть дело без участия его представителя. Участвовавший ранее в судебных заседаниях представитель Администрации заявлял о несогласии с требованиями Общества.
По правилам части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителей названных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд установил следующее.
01.03.2004 между ОАО "Текстильмаш" (продавец) и ООО "Искра НКУ" (покупатель) заключен договор купли-продажи № 47 (т. 1, л.д. 14 - 17).
В соответствии с условиями договора Общество приобрело у ОАО "Текстильмаш" здание лаборатории (трехэтажное кирпичное здание с одноэтажным кирпичным пристроем с антресолями) общей площадью 1770,70 кв. м.
09.11.2005 Администрацией издано распоряжение № 4080-р, в соответствии с которым у ОАО "Текстильмаш" с 29.03.2004 прекращено право аренды части земельного участка площадью 9723 кв. м по проезду Машиностроителей, 1 (т. 1, л.д. 27).
Согласно пункту 3 данного распоряжения с 29.03.2004 Обществу из земель поселений предоставлен в аренду земельный участок площадью 8 398 кв. м по проезду Машиностроителей, 1з.
Целевое назначение земельного участка - для эксплуатации нежилых зданий.
13.12.2007 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:03 03 04:00662 площадью 8 398 кв. м, для эксплуатации нежилых зданий (т. 1, л.д. 30 - 31).
03.03.2009 ООО "Искра НКУ" обратилось в Администрацию с письмом от 02.03.2009 № 21, в котором просило изъять у него земельный участок площадью 3 572 кв. м в охранной зоне инженерных коммуникаций из земельного участка площадью 8 938 кв. м и выдать разрешение на выкуп оставшейся части земельного участка площадью 4 826 кв. м (т. 1, л.д. 28).
При этом в письме Общество указало, что испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации и обслуживания расположенных на нем производственных объектов.
Письмом от 23.03.2009 № 039/з-0649 Администрация в лице Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом ответила, что после представления в МУ "Земельное управление" копий кадастровых паспортов земельных участков будет подготовлен соответствующий проект распоряжения администрации г. Чебоксары (т. 1, л.д. 29).
27.08.2009 Администрацией вынесено распоряжение № 3298-р "О прекращении у ООО "Искра НКУ" права аренды и приватизации земельного участка по проезду Машиностроителей, 1 "з" (т. 1, л.д. 115 - 116).
В соответствии с этим распоряжением в собственность Общества из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4 826 кв. м (0,4826 га).
При этом в качестве целевого назначения данного земельного участка указано "для эксплуатации административных зданий".
11.09.2009 между Администраций (продавец) и Обществом (покупатель) заключен договор № 313-кю купли-продажи данного земельного участка (т. 1, л.д. 10 - 13).
В пункте 1.1 договора также указано, что земельный участок предназначен для эксплуатации административных зданий.
При этом в пункте 1.2 договора говорится о том, что на этом земельном участке располагается здание лаборатории, пристрой производственного корпуса к зданию ООО "Искра НКУ".
Право собственности Общества на земельный участок зарегистрировано 30.09.2009, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике выдано свидетельство серии 21 АА № 677743 (т. 1, л.д. 154).
В отзыве ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии указала, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4 826 кв. м с видом разрешенного использования "для эксплуатации нежилых зданий" был поставлен на кадастровый учет по заявлению представителя Администрации от 27.04.2009 (т. 2, л.д. 32).
Из кадастрового паспорта земельного участка с номером 21:01:030304:168 видно, что по состоянию на 30.04.2009 вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации нежилых зданий" (т. 1, л.д. 20).
После принятия Администрацией оспариваемого распоряжения от 27.08.2009 № 3298-р и заключения договора купли-продажи от 11.09.2009 № 313-кю вид разрешенного использования был изменен вид "для эксплуатации административных зданий".
Как указало ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии, вид разрешенного использования изменен в порядке информационного взаимодействия.
В дальнейшем на основании заявления ООО "Искра НКУ" от 25.08.2010 вид разрешенного использования изменен на "земельные участки для размещения объектов промышленности".
Как указывает заявитель, в результате необоснованного указания в распоряжении Администрации от 27.08.2009 № 3298-р вида разрешенного земельного участка "для эксплуатации административных зданий" произошло увеличение кадастровой стоимости земельного участка, и, соответственно, увеличение налоговой базы по земельному налогу. Поэтому заявитель просит признать недействительным пункт 4 распоряжения Администрации от 27.08.2009 № 3298-р в части указания вида разрешенного использования земельного участка и обязать внести соответствующие изменения в договор купли-продажи от 11.09.2009.
Суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Поскольку ООО "Искра НКУ" являлось собственником зданий, расположенных на земельном участке площадью 4 826 кв. м, оно имело право на приобретение этого участка в собственность.


В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка вносятся сведения о его разрешенном использовании.
В части 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ установлено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4 826 кв. м образован из земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:62 площадью 8 398 кв. м, ранее находившегося в аренде у Общества.
Поскольку на момент образования земельного участка № 21:01:030304:168 как самостоятельного объекта недвижимости он находился в собственности муниципального образования - г. Чебоксары, вид разрешенного использования определен на основании данных Администрации - "для эксплуатации нежилых зданий".
После издания оспариваемого распоряжения в порядке информационного взаимодействия с Администрацией ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии внесла изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования названного земельного участка. Видом разрешенного использования земельного участка стало использование "для эксплуатации административных зданий".
При этом новый собственник не знал об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
23.01.2008 Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики".
В соответствии с Приложением № 1 к данному постановлению земельные участки по видам разрешенного использования делятся на 15 категорий.
В частности, к седьмому виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
К девятому виду относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Таким образом, обозначение вида разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации административных зданий" можно отнести как к седьмому, так и к девятому виду разрешенного использования.
В соответствии с приложением № 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 № 12 средний уровень кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 21:01:030304 города Чебоксары с седьмым видом разрешенного использования составляет 3 007 рублей 85 копеек за 1 кв. м, с девятым видом разрешенного использования - 1 031 рубль 07 копеек.
Согласно пункту 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящих Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
На основании данной нормы кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка была установлена в 14 515 884 рубля 10 копеек (3007, 85 руб. x 4826 кв. м), то есть как для земельного участка, на котором расположены административные и офисные здания, объекты образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Однако из материалов дела следует, что фактически земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 используется Обществом для эксплуатации административных и производственных зданий, сооружений промышленности. Причем непосредственно производственные помещения согласно данным технического паспорта занимают большую часть земельного участка. Для этих же целей земельный участок использовался Обществом ранее, до приобретения его в собственность.
На земельном участке ООО "Искра НКУ" не располагались и не располагаются какие либо объекты образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
То обстоятельство, что земельный участок используется Обществом для эксплуатации промышленных зданий, Администрацией не оспаривается.
Следовательно, если бы в оспариваемом распоряжении было указано фактическое целевое назначение земельного участка (для эксплуатации административных и промышленных зданий, сооружений промышленности), то кадастровая стоимость исчислялась бы исходя из девятого вида разрешенного использования - 1 031 рубль 07 копеек за 1 кв. м.
Суд отмечает, что при подаче заявления от 02.03.2009 № 21 о выкупе земельного участка ООО "Искра НКУ" прямо указало, что этот участок необходим для эксплуатации и обслуживания производственных объектов.
Установление кадастровой стоимости исходя из седьмого вида разрешенного использования произошло вследствие неправильного указания Администрацией в пункте 4 распоряжения от 27.08.2009 № 3298-р целевого назначения данного участка.
В статье 25 Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.07.2005 № 1683 приведен перечень территориальных зон по видам их назначения.
Так, в число производственных и коммунальных зон входит зона П-3 - Зона производственно-коммунальных объектов III класса вредности.
Как следует из акта муниципального учреждения "Служба муниципального земельного контроля города Чебоксары" о результатах проведенного мероприятия по контролю от 18.06.2009 № 30-к, земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:168 расположен в зоне П-3.
Согласно Градостроительным регламентам по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости, являющимся частью Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, основные разрешенные виды использования недвижимости в данной зоне:
- промышленные предприятия и коммунально-складские объекты IV - V классов вредности,
- проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации, требующие создания санитарно-защитной зоны,
- открытые автостоянки для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей,
- ветлечебницы с содержанием животных,
- промышленные предприятия и коммунально-складские объекты III класса вредности,
- пожарные части.
Разрешенные виды использования недвижимости, сопутствующие основным:
- объекты, связанные с обслуживанием предприятий, - здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения, поликлиники, научно-исследовательские лаборатории,
- открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей,
- открытые гостевые (бесплатные) автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей,
- автостоянки для временного хранения грузовых автомобилей.
Объекты недвижимости, принадлежащие Обществу и расположенные на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030304:168, полностью соответствуют видам разрешенного использования в зоне П-3.
В зоне П-3 допускаются такие использование недвижимости для эксплуатации офисов, контор, многофункциональных зданий, комплексов обслуживания населения, кредитно-финансовых учреждений, предприятий, магазинов, рынков оптовой и мелкооптовой торговли промышленными товарами и т.п., но только после специального согласования.
В соответствии со статьей 16 Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары специальные согласования предоставляются по итогам публичных слушаний.
Сведений о том, что в отношении зоны П-3, в которой располагается земельный участок Общества, проводились публичные слушания по вопросу разрешения использования в этой зоне объектов недвижимости, не связанных с осуществлением промышленной деятельности, суду не представлено.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, земельный участок может использоваться только для тех целей, которые предусмотрены видами разрешенного использования в конкретной территориальной зоне.
Администрация знала о том, что земельный участок, с заявлением о выкупе которого обратилось Общество, располагается в зоне П-3, предназначенной для размещения объектов промышленности. Ей также было известно, что земельный участок предназначен для эксплуатации производственных объектов.
Однако Администрация приняла решение о передаче в собственность Обществу земельного участка с видом разрешенного использования "для эксплуатации административных зданий".
Суд пришел к выводу, что указание на такой вид разрешенного использования земельного участка противоречит статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки в городе Чебоксары и порождает правовую неопределенность для заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Следовательно, необоснованное завышение кадастровой стоимости земельного участка ведет к завышенному начислению земельного налога для собственника земельного участка.
Поскольку в результате неправомерного указания Администрацией в пункте 4 распоряжения от 27.08.2009 № 3298-р вида разрешенного использования земельного участка, подлежащего передаче Обществу, произошло необоснованное завышение кадастровой стоимости земельного участка, суд пришел к выводу, что требование заявителя в части признания недействительным пункта 4 названного распоряжения и обязания Администрацию внести соответствующие изменения в данный пункт, подлежат удовлетворению.
При этом суд отмечает, что целевое назначение земельного участка должно быть обозначено как "для эксплуатации производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности", так как именно такая формулировка дана в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики".
Обществом также предъявлено требование о признании недействительным пункта 1.1 договора купли-продажи от 11.09.2009 № 313-кю в части указания на целевое назначение земельного участка и об обязании Администрации внести соответствующие изменения в пункт 1.1 договора.
Исходя из существа заявления Общества суд расценивает данные требования как одно требование об обязании Администрации внести изменения в договор купли-продажи. ООО "Искра НКУ" обратилось в суд не с целью признания договора недействительным, так как на его основании оно приобрело право собственности на земельный участок, а с целью внесения изменений в данный договор для правильного установления налоговой базы по земельному налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Таким образом, для требования об изменении договора предусмотрен обязательный претензионный порядок.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя Общества, ООО "Искра НКУ" до обращения в суд не обращалось в Администрацию с предложением о внесении изменений в договор купли-продажи от 11.09.2009 № 313-кю.
Такое заявление было подано Обществом в Администрацию только 17.12.2010, после обращения в суд (т. 2, л.д. 6 - 9).
Следовательно, Обществом не соблюден установленный законом претензионный порядок урегулирования спора с ответчиком.
Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
На основании изложенного заявление ООО "Искра НКУ" подлежит удовлетворению в части требования о признании недействительным пункт 4 распоряжения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 27.08.2009 № 3298-р в части указания целевого назначения предоставленного Обществу земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4826 кв. м (0,4826 га) "для эксплуатации административных зданий" и обязания администрацию города Чебоксары Чувашской Республики внести изменения в данный пункт.
В остальной части заявление Общества суд оставляет без рассмотрения.
В соответствии с частью 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Администрацию в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме <...> подлежит возврату Обществу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Искра "НКУ" удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 4 распоряжения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 27.08.2009 № 3298-р в части указания целевого назначения предоставленного обществу с ограниченной ответственностью "Искра "НКУ" земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4826 кв. м (0,4826 га) "для эксплуатации административных зданий".
Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу изменений в пункт 4 распоряжения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 27.08.2009 № 3298-р, указав целевое назначение предоставленного заявителю земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:168 площадью 4826 кв. м (0,4826 га) "для эксплуатации производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности".
Требование заявителя об обязании администрации города Чебоксары Чувашской Республики внести изменения в пункт 1.1 договора купли-продажи земельного участка от 11.09.2009 № 313-кю оставить без рассмотрения.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Искра "НКУ" <...> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Искра "НКУ", г. Чебоксары (основной государственный регистрационный номер 1042127002466), государственную пошлину в размере <...>, уплаченную платежным поручением от 22.09.2010 № 552 в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.03.2011 по делу № А79-9410/2010
<О признании недействительным акта органа местного самоуправления в части указания целевого назначения земельного участка>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru