Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Орловская область


МЦЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2011 года

Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Икусовой Г.В.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Митрохина М.И.,
представителей заинтересованных лиц Мценского районного Совета народных депутатов С. и Администрации Мценского района Л.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативно-правового акта незаконным,

установил:

Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать недействительным Постановление Мценского районного Совета народных депутатов от 20 ноября 2009 года № 476 и решение от 20 ноября 2009 года № 340 "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района" со дня вступления решения в законную силу, а также обязать Мценский районный Совет народных депутатов опубликовать сообщение о признании незаконным вышеуказанного акта в газете "Мценский край".
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об утверждении земель сельскохозяйственного назначения", а также в целях утверждения временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, обжалуемым постановлением Мценского районного Совета народных депутатов № 476 от 20 ноября 2009 года принято решение № 340 от 20 ноября 2009 года и определен орган, действующий на территории Мценского района, наделенный правом распоряжения невостребованными земельными долями. Указанное решение было опубликовано в газете "Мценский край" от 27.11.2009 года № 140 - 141. Однако обжалуемые акты противоречат требованиям ст. 13 ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" № 101-ФЗ от 24.07.2002 и ст. 4 Закона Орловской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области" № 331-ОЗ от 05.06.2003 года. В силу того, что нормативно-правовой акт применялся ранее и на его основании были реализованы права граждан и организаций, прокурор просит признать недействующим указанные акты Мценского районного Совета народных депутатов полностью.
В судебном заседании помощник прокурора Митрохин М.И. требования уточнил и просит признать недействующим Постановление Мценского районного Совета народных депутатов от 20 ноября 2009 года № 476 и утвержденное им Решение от 20 ноября 2009 года № 340 "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района" со дня вступления решения в законную силу, а также обязать Мценский районный Совет народных депутатов опубликовать сообщение о признании недействующим вышеуказанного акта в газете "Мценский край".
Представитель заинтересованного лица Мценского районного Совета народных депутатов С. возражала против удовлетворения требований прокурора. Суду пояснила, что Мценский районный Совет народных депутатов является представительным органом муниципального образования Мценский район. Принимая 20 ноября 2009 года решение № 340 "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района", Мценский районный Совет руководствовался нормами Земельного кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" № 101-ФЗ, Уставом Мценского района. Считает утверждение прокурора о противоречии обжалуемых актов ч. 3 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 4 Закона Орловской области от 05.06.2003 года № 331-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области" необоснованным, поскольку указанные нормы Федерального и регионального законодательства регулируют порядок принудительного изъятия земельных участков у их собственников при не спользовании или ненадлежащем использовании этих земельных участков, связанное с прекращением права собственности. Однако Решение районного Совета регулирует правоотношения, не связанные с изъятием земельных участков и прекращением прав их собственников, в связи с чем, не может противоречить нормам, указанным в заявлении о признании его недействительным. Полагает, что обжалуемые акты не противоречат действующему региональному законодательству, а их применение не нарушает законных прав и интересов собственников земельных участков, которые ими не распорядились на территории Мценского района. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора.
Представитель Администрации Мценского района Л. поддержал аналогичную позицию представителя Мценского районного Совета народных депутатов.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что 20 ноября 2009 года Мценским районным Советом народных депутатов принято постановление № 476 "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились на территории Мценского района". Согласно указанного решения определен орган, действующий без поручения в чужом интересе собственников невостребованных земельных долей, на территории Мценского района - Управление по муниципальному имуществу Мценского района (л.д. 52).
Названное решение опубликовано в официальном издании - газете "Мценский край" от 27.11.2009 года № 140 - 141 (7 страница приложения) и является действующим (л.д. 51).
Решение Мценского районного Совета народных депутатов "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились на территории Мценского района" № 340 от 20 ноября 2009 года, принято постановлением Мценского районного Совета народных депутатов № 476 от 20 ноября 2009 года и регулирует отношения, связанные с использованием невостребованных земельных долей (л.д. 53 - 54).
Согласно указанного решения Управление по муниципальному имуществу Мценского района, действуя без поручения в чужом интересе, интересе собственников невостребованных земельных долей:
- осуществляет распоряжение невостребованными земельными долями путем передачи наиболее эффективным землепользователям на платной основе;
- уведомляет об этом собственников невостребованных земельных долей;
- осуществляет контроль за использованием земельного участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
- обеспечивает выплату собственнику невостребованной земельной доли платы за все время ее использования.
Также п. 3 указанного решения регулирует порядок управления невостребованными земельными долями, согласно которого невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельный участок в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование этого земельного участка осуществляется на основании постановления администрации Мценского района. Управление по муниципальному имуществу Мценского района уведомляет собственников невостребованных земельных долей о намерениях распорядиться ими в их интересе посредством размещения объявления в районной газете "Мценский край", а также размещения информации в общедоступных местах, определенных в каждом сельском поселении Мценского района в соответствии с положением "О порядке обнародования нормативных правовых актов сельского поселения", утвержденным Постановлением Мценского районного Совета народных депутатов № 89 от 26.04.2002, после чего передает земельный участок в аренду. Арендная плата зачисляется в бюджет Мценского района в соответствии с действующим законодательством.
Собственники невостребованных земельных долей имеют право на получение арендной платы в денежном выражении за весь период использования его земельной доли. Источником выплаты денежных средств собственникам является бюджет района. Для получения денежных средств собственник (его законные наследники) обращаются с соответствующим заявлением в администрацию Мценского района. К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта гражданина РФ, копия свидетельства на право собственности на землю (копия документов о вступлении в наследство), банковские реквизиты для перечисления арендной платы. В течение месяца после подачи заявления администрация Мценского района принимает постановление о внесении изменений в договор аренды невостребованных земельных долей и выплате собственнику денежных средств.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проверив указанные нормы обжалуемых актов на предмет их соответствия регионального законодательства РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Статья 4 Закона Орловской области от 05.06.2003 № 331-ОЗ (ред. от 11.10.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области" устанавливает, что при выявлении ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченный орган местного самоуправления направляет письмо с информацией о таком земельном участке в Правительство Орловской области.
В случае, если Правительство Орловской области откажется от обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии земельного участка у собственника и о признании права собственности Орловской области на данный земельный участок либо не уведомит уполномоченный орган местного самоуправления о намерении обращения в суд с таким заявлением в течение тридцати дней со дня поступления извещения, уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии земельного участка у собственника и о признании права собственности муниципального образования на данный земельный участок.
Порядок рассмотрения информации, направляемой уполномоченным органом местного самоуправления, и принятия решения устанавливается Правительством Орловской области.
При выявлении земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), уполномоченный орган местного самоуправления направляет информацию о местоположении и размере предполагаемого к формированию земельного участка в Правительство Орловской области.
В случае, если Правительство Орловской области откажется от формирования земельного участка и обращения в суд с заявлением о признании права собственности Орловской области на данный земельный участок, либо не уведомит уполномоченный орган местного самоуправления о намерении сформировать земельный участок и обратиться в суд с заявлением в течение тридцати дней со дня поступления извещения, либо проинформирует уполномоченный орган местного самоуправления о намерении сформировать земельный участок, но в течение трех месяцев с момента получения уполномоченным органом местного самоуправления письменной информации об этом не предпримет никаких действий по формированию такого земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение о формировании земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и обратиться в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на данный участок.
Порядок рассмотрения информации, направляемой уполномоченным органом местного самоуправления, и принятия решения устанавливается Правительством Орловской области.
Таким образом, положения обжалуемых нормативно-правовых актов противоречат нормам действующего регионального законодательства, а именно, ст. 13 ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" № 101-ФЗ от 24.07.2002 и ст. 4 Закона Орловской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области" № 331-ОЗ от 05.06.2003 года. В силу того, что нормативно-правовой акт применялся ранее и на его основании были реализованы права граждан и организаций он должен быть признан недействующим полностью.
По изложенным выше основаниям в совокупности, в связи с противоречием оспариваемых актов федеральному и региональному законодательству Постановление Мценского районного Совета народных депутатов от 20 ноября 2009 года № 476 и решение от 20 ноября 2009 года № 340 "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района" подлежит признанию недействующими.
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что Постановление Мценского районного Совета народных депутатов от 20 ноября 2009 года № 476 и решение от 20 ноября 2009 года № 340 "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района" применялись, суд считает, что оспариваемый акты надлежит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, а не с момента вынесения решения суда.
Суд не принимает довод представителя Мценского районного Совета народных депутатов о том, что данное решение определяет порядок распоряжения невостребованными земельными долями, а не изъятие их у собственника, поскольку суд полагает, что Закон Орловской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области" уже урегулировал вопрос об использовании невостребованных земельных долей в Орловской области.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Мценского межрайонного прокурора Орловской области удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Мценского районного Совета народных депутатов № 476 от 20 ноября 2009 года и Решение № 340 от 20 ноября 2009 года "Об утверждении временного порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района", со дня вступления решения в законную силу.
После вступления в законную силу решение опубликовать в газете "Мценский край".
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 июня 2011 года.

Председательствующий
Г.В.ИКУСОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Мценского районного суда Орловской области от 10.06.2011
О признании недействующими постановления Мценского районного Совета народных депутатов № 476 от 20.11.2009 и решения № 340 от 20.11.2009 "Об утверждении временного Порядка распоряжения земельными долями, собственники которых ими не распорядились, на территории Мценского района".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru