Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Орловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. по делу № А48-1626/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 года.
Арбитражный суд Орловской области в составе председательствующего судьи А.В. Володина, судей А.А. Жернова, В.Г. Соколовой, при ведении протокола секретарем судебного заседания К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества "Орловский хлебокомбинат" <...>
к Орловскому городскому Совету народных депутатов <...>
о признании недействующим нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. № 38/616-ГС
при участии
от заявителя - представитель Ж.Д. (доверенность от 21.01.2010 г.), представитель А.И. (доверенность от 01.03.2011 г.);
от ответчика - начальник правового отдела правового управления А.Е. (доверенность № 589/1-ГС от 19.07.2011 г.) - явилась до объявления перерыва 21.07.2011 года;
Суд в соответствии частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании и открыл судебное заседание в первой инстанции.

установил:

Открытое акционерное общество "Орловский хлебокомбинат" (далее также - ОАО "Орловский хлебокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации города Орла о признании недействующим нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. № 38/616-ГС, и обязании Администрацию города Орла в тридцатидневный срок с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Орловской области внести изменения в нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. № 38/616-ГС, в части установления на земельном участке, принадлежащем Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат", с кадастровым номером <...>, местоположением: <...>, общей площадью 14 125,16 кв.м., зоны П-4 (зона производственно-коммунальных объектов 5 класса опасности).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 04 июля 2011 года судом в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации города Орла на надлежащего - Орловский городской Совет народных депутатов.
В ходе судебного разбирательства заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уточнении предмета заявленных требований, в которых просит суд: признать недействующим нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, в части установления статьей 49 - Карта градостроительного зонирования города Орла, на земельном участке, принадлежащем Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат", с кадастровым номером <...>, местоположением: <...>, площадью 14 125,16 кв.м., зоны О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), как не соответствующий пункту 4 статьи 30, пункту 5 статьи 35, пункту 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который имеет большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Рассмотрев заявление об уточнении предмета заявленных требований, суд считает, что оно не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону и считает необходимым его принять. В дальнейшем суд рассматривает требования исходя из их уточненной редакции.
Заявитель мотивирует свои требования тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. № 38/616-ГС, земельный участок общей площадью 14 125,16 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый номер <...>, принадлежащий Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат" на праве собственности, был размещен одновременно в двух территориальных зонах: в зоне П-4 и в зоне О-1. В связи с данным обстоятельством у заявителя отсутствует возможность в получении разрешения на проектирование и строительство офиса на территории вышеуказанного земельного участка, так как для получения разрешения необходимо наличие градостроительного плана, который возможно изготовить только при определенном территориальном зонировании, а именно: изменении зоны О-1 на зону П-4. Заявитель указал, что из ответа мэра города Орла № 3/13833 от 18.01.2011 года следует, что процедура публичных слушаний по данному вопросу, возможно, будет завершена предположительно в 3 квартале 2011 года. Таким образом, заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. № 38/616-ГС, приняты ответчиком в нарушение пункта 4 статьи 30, пункта 5 статьи 35, пункта 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который имеет большую юридическую силу.
В ходе судебного разбирательства заявитель поддержал заявленное требование.
От ответчика в ходе рассмотрения дела поступило ходатайство о привлечении в качестве соответчика Администрацию города Орла, мотивируя это тем, что согласно пункту 8 статьи 33 Устава города Орла организация разработки и реализации правил землепользования и застройки относится к полномочиям Администрации города Орла.
Представитель заявителя возражал относительно удовлетворения данного ходатайства.
Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве соответчика Администрацию города Орла. При этом суд руководствовался следующим.
Согласно статье 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Процессуальное соучастие допускается, если: предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков, права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание, предметом спора являются однородные права и обязанности.
Однако, суд считает, несмотря на то обстоятельство, что согласно пункту 8 статьи 33 Устава города Орла организация разработки и реализации правил землепользования и застройки входит в компетенцию Администрации города Орла, полномочиями по утверждению оспариваемого нормативного правового акта либо отправлению его на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний относится к компетенции Орловского городского Совета народных депутатов.
Таким образом, Орловский городской Совет народных депутатов является единственным органом местного самоуправления, уполномоченным принимать решение относительно утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
Ответчик требование заявителя не признал, в отзыве указал на то, что в статьях 30 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрен особый порядок подготовки, утверждения, внесения изменений в Правила землепользования и застройки. В соответствии с указанными статьями Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган муниципального образования не обладает полномочиями на самостоятельное принятие данного нормативного правового акта, а лишь утверждает его. Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, прошли все публичные процедуры согласно требованиям действующего законодательства, включая информирование населения в СМИ, освещение телевидением и подготовка уведомительных писем уполномоченным организациям. Документ был выставлен в прямом доступе в администрации города и районах и имеет все необходимые заключения о соответствии требованиям действующего законодательства. Возражений в ходе проведенных публичных слушаний по вопросу установления различных территориальных зон на земельном участке, принадлежащем ОАО "Орловский хлебокомбинат" не поступало. Как указывает ответчик, в ходе судебного заседания по делу № А48-852/2011 о признании незаконным бездействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Орла пояснялось: "что в процессе разработки градостроительного плана в марте 2010 г. установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.08 г. № 38/616-ГС, а именно карте градостроительного зонирования города Орла, земельный участок по <...> размещается одновременно в двух территориальных зонах: П-4 (зона производственно-коммунальных объектов 5 класса опасности) и O-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), что противоречит действующему законодательству (п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3 Правил землепользования и застройки), так как границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности земельного участка к одной территориальной зоне. В настоящее время принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Орла, срок исполнения (с учетом проведения установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры) - 3 квартал 2011 г. 24.03.2011 г. принято постановление администрации г. Орла № 778 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел". Вопрос об изменении границ территориальных зон территории ОАО "Орловский хлебокомбинат", расположенных по <...> в городе Орле, включен в проект по внесению изменений в Правила землепользования и застройки при наличии положительного заключения Роспотребнадзора.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Орловский хлебокомбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица 16 октября 1992 года Администрацией Советского района г. Орла, в подтверждение данного факта Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Орла 18 ноября 2002 года выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серии <...>.
Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат" принадлежит земельный участок общей площадью 14 125,16 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый номер <...>, на основании договора купли-продажи № 21 находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат" от 22 марта 2006 г., акта передачи земельного участка от 27 марта 2006 г., распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области № 14-Р от 10.02.2006 г.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 № 38/616-ГС были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел".
Текст данного нормативного правового акта опубликован в "Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов" № 10 в октябре 2008 года, в газете "Город Орел" от 26.11.2008 г. № 47, а также размещен на сайте Администрации г. Орла в сети Internet (http://www.orel-adm.ru).
ОАО "Орловский хлебокомбинат" 27 октября 2009 года обратилось к исполняющему обязанности мэра г. Орла Е.В. (исх. № 585) с просьбой выдать разрешение на проектирование и строительство офиса на территории земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
03 ноября 2009 г. от администрации г. Орла за подписью заместителя главы администрации Л.Н. (исх. № 6/9826) Открытым акционерным обществом "Орловский хлебокомбинат" был получен ответ, в котором заявителю для получения разрешения на строительство предлагалось предоставить: градостроительный план земельного участка, пояснительную записку, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства со стройгенпланом, согласованным с управлением архитектуры и градостроительства и управлением коммунального хозяйства города.
24 ноября 2009 года ОАО "Орловский хлебокомбинат" вновь обратилось к исполняющему обязанности мэра г. Орла Е.В. (исх. № 630) с просьбой дать указание изготовить градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
31 марта 2010 года Управление архитектуры и градостроительства администрации города Орла (исх. № 9/274 от 31.03.2010 г.) сообщило о том, что представленные заявителем для изготовления градостроительного плана земельного участка по <...>, документы приняты. Однако, в процессе разработки градостроительного плана Управление архитектуры и градостроительства администрации города Орла установило, что земельный участок Открытого акционерного общества "Орловский хлебокомбинат" размещается одновременно в двух территориальных зонах: в зоне П-4 и в зоне О-1, что противоречит пункту 3 ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Орел" и рекомендовало решить вопрос посредством внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Орел" в части изменения (расширения) границ территориальной зоны П-4 - изменения зоны О-1 на зону П-4.
05 апреля 2010 года ОАО "Орловский хлебокомбинат" обратилось к мэру г. Орла С.В. (исх. № 233) с просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "город Орел" в части расширения границ территориальной зоны П-4, то есть изменения зоны О-1 на зону П-4.
23 ноября 2010 года от Администрации города Орла Открытым акционерным обществом "Орловский хлебокомбинат" по вопросу разработки градостроительного плана и внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Орел" по <...>, был получен ответ (исх. № 6/5311-и от 17.11.2010 г.), в котором заявителю рекомендовано "кроме предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Орел", "выполнить раздел земельного участка на два участка по границе территориальных зон".
29 ноября 2010 года ОАО "Орловский хлебокомбинат" вновь обратилось к мэру г. Орла С.В. (исх. № 849) с просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "город Орел" и получило ответ (исх. № 3/13833 от 18.01.2011 г.) о том, что "процедура публичных слушаний по данному вопросу, согласно статье 32 Правил землепользования и застройки городского округа "город Орел", возможно будет завершена предположительно в III квартале 2011 года".
Не согласившись с принятыми Орловским городским Советом народных депутатов Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу пункта 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дела об оспаривании нормативных правовых актов" от 13 августа 2004 г. № 80 указано, что согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Кодекса дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.


Поэтому по делам об оспаривании нормативных актов арбитражным судам следует проверять, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к их компетенции.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Следовательно, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Исследуя вопрос о полномочиях Орловского городского Совета народных депутатов на принятие решения об установлении норматива на отопление суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Устава города Орла городской Совет утверждает правила землепользования и застройки территории муниципального образования, городские программы использования и охраны земель.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Орловский городской Совет народных депутатов уполномочен принимать решения об утверждении утверждает правила землепользования и застройки территории муниципального образования, городские программы использования и охраны земель.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом основным видом деятельности Открытого акционерного общества "Орловский хлебокомбинат" является производство хлебобулочных и кондитерских изделий, в том числе хлеба, сухаро-бараночных, кондитерских изделий в ассортименте (пункт 3.2. Устава).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ <...> основным видом экономической деятельности для ОАО "Орловский хлебокомбинат" является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения (пункты 39 - 41).
Для промышленного строительства Постановлением Администрации города Орла от 19 октября 1992 года № 1094 Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат" из земель населенных пунктов был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок по адресу: <...> согласно свидетельству о праве бессрочного пользования, Постановлению от 19.10.1992 г. № 1094.
Вышеуказанный земельный участок принадлежит ОАО "Орловский хлебокомбинат" на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.08.2006 г. серия <...>.
Указанный земельный участок сформирован полностью в установленных границах, поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием/назначением: для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений, подтверждением чему является кадастровый план земельного участка <...>, кадастровый паспорт земельного участка <...>.
На земельном участке по адресу: <...>, расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности ОАО "Орловский хлебокомбинат" и используемые заявителем для осуществления производственной деятельности, а именно: здание хлебозавода (1961 г. постройки), здание сухарно-бараночного цеха (1961 г. постройки), здание кондитерского цеха (1965 г. постройки), склад материальный (1992 г. постройки), ангары (1971, 1979 г. г. постройки), гаражи (1973, 2002 г. г. постройки), СТО автомобилей (2006 г. постройки), мастерская (1955 г. постройки), подстанция (1991 г. постройки), коммерческий узел учета газа (1989 г. постройки), административно-торговое здание (1996 г. постройки) (копии технических паспортов, копии Свидетельств о государственной регистрации, копия кадастрового плана земельного участка).
В соответствии с пунктом 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 5 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначение предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В связи с тем, что на земельном участке ОАО "Орловский хлебокомбинат" местоположением: <...>, расположены только объекты недвижимого имущества, необходимые предприятию и используемые им для осуществления деятельности, связанной с производством хлебобулочных и кондитерских изделий, данный земельный участок должен относиться к производственной зоне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного (функционального) использования земель в Российской Федерации установлены в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом, в состав территориальных зон одного вида могут включаться зоны другого вида. Правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида, в соответствии с пунктом 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наделены органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (пункт 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 № 38/616-ГС были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел".
Данными Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел" в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации в городе Орле введена система регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; подготовки документов для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства; развития застроенных территорий; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов капитального строительства и их последующего использования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел" земельный участок общей площадью 14 125,16 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый номер <...>, принадлежащий Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат" на праве собственности, был размещен одновременно в двух территориальных зонах: в зоне П-4 и в зоне О-1.
Согласно пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Однако, судом в ходе рассмотрения настоящего дела по существу возникшего спора установлено, что земельный участок общей площадью 14 125,16 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый номер <...>, на котором расположены объекты недвижимого имущества, необходимые предприятию и используемые им для осуществления деятельности, был размещен одновременно в двух территориальных зонах: в зоне П-4 и в зоне О-1.
В то время как функциональное назначение данного земельного участка - обеспечение производственной деятельности Открытого акционерного общества "Орловский хлебокомбинат".
Таким образом, суд соглашается с доводом заявителя, что при утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Орел не учтены сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование принадлежащего "ОАО Орловский хлебокомбинат" земельного участка под разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений.
Установление Правилами землепользования и застройки городского округа "город Орел" на земельном участке, принадлежащем ОАО "Орловский хлебокомбинат", двух территориальных зон, одной из которых является общественно-деловая, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Градостроительному кодексу Российской Федерации, а именно:
- пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне;
- пункту 5 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан;
- пункту 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, в части установления статьей 49 - Карта градостроительного зонирования города Орла, на земельном участке, принадлежащем Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат", с кадастровым номером <...>, местоположением <...>, площадью 14 125,16 кв.м., зоны О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) препятствует осуществлению Открытым акционерным обществом "Орловский хлебокомбинат" строительства офисного здания на земельном участке, принадлежащим ему на праве собственности.
С учетом вышеизложенного, суд считает оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, в части установления статьей 49 - Карта градостроительного зонирования города Орла, на земельном участке, принадлежащем Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат", с кадастровым номером <...>, местоположением: <...>, площадью 14 125,16 кв.м., зоны О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), не соответствующим пункту 4 статьи 30, пункту 5 статьи 35, пункту 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не подлежащим применению на территории города Орла в данной части.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ необходимо взыскать с Орловского городского Совета народных депутатов в пользу Открытого акционерного общества "Орловский хлебокомбинат".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействующим нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденные Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, в части установления статьей 49 - Карта градостроительного зонирования города Орла, на земельном участке, принадлежащем Открытому акционерному обществу "Орловский хлебокомбинат", с кадастровым номером <...>, местоположением: <...>, площадью 14 125,16 кв.м., зоны О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), как не соответствующий пункту 4 статьи 30, пункту 5 статьи 35, пункту 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который имеет большую юридическую силу.
Взыскать с Орловского городского Совета народных депутатов: <...> в пользу Открытого акционерного общества "Орловский хлебокомбинат": <...> 2 000 руб. - расходов по государственной пошлине.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На решение может быть подана жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.В.ВОЛОДИН

Судьи
А.А.ЖЕРНОВ
В.Г.СОКОЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.07.2011 по делу № А48-1626/2011
О признании недействующим Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 № 38/616-ГС, в части установления статьей 49, на земельном участке, принадлежащем ОАО "Орловский хлебокомбинат", зоны О-1.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru