Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 25 февраля 2011 г. № 1829/11

О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЯХ
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В соответствии с Письмом Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 03-83 "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства" (далее - Письмо) направляем методические материалы (инструкции) для проведения квалификационных испытаний в письменной форме в рамках аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности преподавателей школ искусств, концертмейстеров, педагогов дополнительного образования художественного и музыкального профилей (Приложение № 1).
Согласно данному Письму квалификационные испытания для указанных категорий педагогических работников проводятся только в форме описания урока (индивидуального или группового учебного занятия, урока-репетиции к концертному выступлению).
Для сведения, прилагаемые к Письму разъяснения по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства, размещены на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан (mon tatar.ru) в разделе "Педагогическая аттестация"/"Нормативные документы".

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение
к Письму
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 25 февраля 2011 г. № 1829/11

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ УЧАСТНИКА ПИСЬМЕННЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ <*>

--------------------------------
Примечание: <*> Данная Инструкция предназначена для педагогических работников (преподавателей школ искусств, концертмейстеров, педагогов дополнительного образования), реализующих программы дополнительного образования детей в области культуры и искусства.

1. Основной формой квалификационных испытаний в письменной форме является составление конспекта учебного занятия.
При проведении аттестации предлагается:
- форма короткого сочинения - описания урока (для преподавателей);
- форма короткого сочинения - описания урока-репетиции к концертному выступлению (для концертмейстеров).
В описании должен быть изложен развернутый план урока (занятия) с учетом требований и критериев, изложенных в приложениях 1, 2.
2. Конспект (описание) учебного занятия составляется участником испытаний самостоятельно на бумажном носителе в присутствии экспертов - членов подкомиссии аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - подкомиссия).
Максимальный объем конспекта - 6 - 8 листов (формат А4).
3. Максимальное время для проведения письменных квалификационных испытаний составляет 3 часа от начала процедуры.
4. Участнику письменных квалификационных испытаний необходимо иметь при себе:
- гелевую ручку;
- 10 листов бумаги (формат А4) (перед началом процедуры на листы ставится штамп или печать учреждения, в котором проводятся испытания);
- рабочую программу.
5. Во время квалификационных испытаний пользование мобильными телефонами, методической литературой, за исключением учебников, хрестоматий, сборников музыкальных произведений, необходимых преподавателю (концертмейстеру) при подготовке к уроку (занятию), категорически запрещается.
6. Конспект урока (учебного занятия) составляется участником испытаний по предмету, который он преподает в текущем году или для учебной (возрастной) группы, которую он ведет в текущем учебном году.
Данные о предмете (специальности), классе (учебной группе), рабочей программе, на основе которой проводятся занятия, участник тестирования обязан сообщить в подкомиссию за 7 - 10 дней до начала процедуры лично или через работодателя.
7. Перед началом квалификационных испытаний аттестуемый педагог знакомится с требованиями к структуре конспекта урока (занятия), перечнем критериев, по которым будет оцениваться его квалификационная работа (приложение 2).
8. Тему урока (учебного занятия) предлагает член подкомиссии - эксперт из числа тем, представленных в рабочей программе. В случае необходимости педагог имеет право исключить отдельные темы, представленные в программе, и по субъективным причинам для него нежелательных (не более пяти).

├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.5 │Преподаватель использует методы, побуждающие          │            │
│     │обучающихся самостоятельно рассуждать                 │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.6 │Преподаватель демонстрирует умение включать новый     │            │
│     │материал в систему уже освоенных знаний обучающихся   │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.7 │Преподаватель демонстрирует умение организовать       │            │
│     │обучающихся для поиска дополнительной информации,     │            │
│     │необходимой при решении учебной задачи (слушание      │            │
│     │музыки, компьютерные и медиапособия, цифровые         │            │
│     │образовательные ресурсы и др.)                        │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.8 │Преподаватель может точно сформулировать критерии, на │            │
│     │основе которых он оценивает ответы обучающихся        │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 5.9 │Преподаватель показывает обучающимся, на основе каких │            │
│     │критериев производится оценка их ответов              │            │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│5.10 │Преподаватель умеет сочетать методы педагогического   │            │
│     │оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся     │            │
└─────┴──────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘


Приложение 4

ПОРЯДОК
ПРОВЕРКИ ЭКСПЕРТАМИ ПИСЬМЕННЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Оценка проекта:
Оценку проекта должны осуществлять специально подготовленные эксперты, знающие специфику преподаваемого предмета, основные направления модернизации современного образования (деятельностный, дифференцированный подход и др.); владеющие методом экспертного оценивания; умеющие на основании заданных критериев дать оценку профессиональных компетентностей педагога.
В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом (концертмейстером) конспект, выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития каждой из компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в табличную схему оценки письменной работы преподавателя (концертмейстера), представленную в приложении 3.
Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в приложении 2.
Оценка представляет из себя констатацию факта наличия (или отсутствия) той или иной позиции, представленной в характеристике компетентности. Соответственно оценка оформляется либо цифровым способом ("1" или "0"), либо символическим ("+" или "-").
По каждой из компетентностей подсчитывается общее количество набранных баллов, а также определяется среднее значение по каждой компетентности в целом (количество набранных баллов делится на общую возможную сумму баллов, например: "Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности" - возможно максимальное количество баллов - 9, набрано 5,5 делим на 9 = 0,55).
Если среднее значение по каждой из компетентностей > 0,5 балла, компетентность считается достаточно сформированной, если < 0,5 балла - компетентность считается не сформированной.
Для подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо, чтобы больше половины представленных компетентностей были достаточно сформированными. Показатель соответствия подсчитывается по отношению суммы сформированных компетентностей к общему количеству компетентностей.

= SUM БПК

ПС - показатель соответствия занимаемой должности.
БПК - сумма сформированных базовых педагогических компетенций (может варьироваться от 1 до 6).
Показатель соответствия может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла.
Он интерпретируется следующим образом:
От 0,5 до 1 балла - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.
От 0 до 0,49 балла - несоответствие занимаемой должности: педагог не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.
Оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому преподавателю (концертмейстеру), выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 25.02.2011 № 1829/11
"О квалификационных испытаниях для педагогических работников, реализующих дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
(вместе с "Инструкцией для участника письменных квалификационных испытаний")

Письмо
Приложение. Инструкция для участника письменных квалификационных испытаний
Приложение 1. Требования по содержанию и структуре сочинения-описания урока (учебного занятия)
1. Индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе
План проведения урока
2. Групповое занятие, направленное на освоение теоретических и исторических знаний в области музыкального искусства
План проведения урока
3. Урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению
План проведения урока-репетиции
Приложение 2
1. Критерии оценки письменной работы для преподавателей и концертмейстеров, проводящих занятия по исполнительским дисциплинам
2. Критерии оценки письменной работы преподавателя (для преподавателей, проводящих занятия по теоретическим и историческим дисциплинам)
Приложение 3
1. Схема оценки письменной работы для преподавателей и концертмейстеров, проводящих занятия по исполнительским дисциплинам
1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
3.1. Компетентность педагогического работника в предмете преподавания
3.2. Компетентность педагогического работника в методах преподавания
3.3. Об уровне развития компетентности преподавателя (концертмейстера) в субъективных условиях деятельности
4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
5. Компетентность в области организации учебной деятельности
2. Схема оценки письменной работы преподавателя (для преподавателей, проводящих занятия по теоретическим и историческим дисциплинам)
1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности
3.1. Компетентность преподавателя в предмете преподавания
3.2. Компетентность преподавателя в методах преподавания
3.3. Об уровне развития компетентности преподавателя в субъективных условиях деятельности
4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений
5. Компетентность в области организации учебной деятельности
Приложение 4. Порядок проверки экспертами письменных квалификационных работ

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru