Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ГЛАЗОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Глазовский городской суд Удмуртской Республики
в составе председательствующего судьи Ивановой Т.В.
При секретаре В.Е.В.
С участием заявителя прокурора Петровой Л.С.
Представителей заинтересованного лица Администрации МО "Город Глазов" В.С.В., Г.А.С., действующих по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Глазовского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы Администрации города Глазова от <...> № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы"

установил:

Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд, с заявлением в интересах Российской Федерации, о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы Администрации города Глазова от <...> № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы" (опубликовано на официальном Интернет-портале муниципального образования "Город Глазов" <...> раздел "Официальные документы").
В обоснование заявления указал на следующее. Постановлением Главы Администрации города Глазова отменены следующие решения Глазовской городской Думы:
от <...> № <...> "Об утверждении Целевой программы "Обеспечение города Глазова питьевой водой" на <...>" (опубликовано в газете "Городские ведомости" № <...>, <...>);
от <...> № <...> "Об утверждении Программы "Озеленение города Глазова на <...>" (опубликовано в газетах "Мой город" № <...> <...>, "Городские ведомости", № <...> <...>);
от <...> № <...> "Об утверждении Программы "По усилению борьбы с преступностью, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений в городе Глазове на <...>" (опубликовано в газете "Городские ведомости" № <...> <...>, "Городские ведомости" № <...> <...>, № <...>, <...> "Городские ведомости" № <...> <...>);
от <...> № <...> "Об утверждении Городской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Глазова на <...>" (опубликовано в газете "Городские ведомости" № <...> <...>, "Городские ведомости" № <...> <...>, "Городские ведомости" № <...> <...>);
от <...> № <...> "Об утверждении Городской целевой Программы "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение первичных мер пожарной безопасности на <...>" (опубликовано в газете "Городские ведомости" № <...> <...>);
от <...> "Об утверждении Городской целевой программы "Санитарная очистка города "Глазова на <...>" (опубликовано в газете "Городские ведомости" № <...> <...>);
от <...> № <...> "Об утверждении Муниципальной долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Глазове на <...>" (опубликовано в газете "Городские ведомости" № <...> <...>).
Указанное постановление, по мнению Глазовского межрайонного прокурора, являются незаконными по следующим основаниям.
В соответствие с ч. 1 ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 26.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено также органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта в случае изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 179 БК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009 г., полномочиями по утверждению муниципальных долгосрочных целевых программ обладали представительные органы местного самоуправления. В связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 года № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" указанные полномочия перешли в ведение местной администрацией муниципального образования. Но в то же время, изменение перечисленных положений бюджетного законодательства не влечет за собой необходимость признания долгосрочных целевых программ, утвержденных ранее представительными органами местного самоуправления, утратившими силу.
Действующее федеральное законодательство не содержит соответствующих положений.
Утвержденные решениями Глазовской городской Думы целевые программы на момент принятия постановления Главы Администрации города Глазова от <...> № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы" являлись действующими нормативными правовыми актами и, в силу ч. 1 ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", их отмена могла быть произведена только решением представительного органа местного самоуправления, то есть Глазовской городской Думой.
Таким образом, по мнению Глазовского межрайонного прокурора, отмена решений представительного органа муниципального образования не входит в компетенцию Главы Администрации города Глазова и является превышением полномочий, предоставленных местной администрации действующим федеральным законодательством. Приняв незаконный правовой акт, Глава Администрации муниципального образования "Город Глазов" нарушил закрепленные Конституцией РФ права России на единое федеративное устройство, а также верховенство Федеральных законов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: номер Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 131-ФЗ, а не 3131-ФЗ.

Глазовский межрайонный прокурор просит признать постановление Главы Администрации города Глазова от <...> № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы" противоречащим части 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. 3131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" недействующим с момента издания.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал, в обоснование заявления указал на те же обстоятельства, что изложены в заявлении.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а не Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ.

Представители заинтересованного лица Администрации МО "Город Глазов" заявление не признают. В обоснование своих возражений указали на следующее. Оспариваемое постановление Администрацией г. Глазова принято на основании ст. 179 БК РФ, ст. 48 ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ. В соответствии с новой редакцией (Федеральный закон от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ) ст. 179 БК РФ с 01.01.2009 г. долгосрочные целевые программы (подпрограммы) реализуются за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования. Согласно ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органом местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом. В связи с тем, что федеральным законодательством полномочия по утверждению, разработке, реализации и срокам долгосрочных целевых программ изменены (перераспределены) и с 01.01.2009 г. отнесены к полномочиям местных администраций муниципальных образований, оспариваемое постановление Главы Администрации г. Глазова противоречий (несоответствия) с действующим на время его принятия новой редакции ст. 179 БК РФ и ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нет.
Суд выслушал объяснения участников процесс, изучил материалы дела и приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 179 БК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2009 г., полномочиями по утверждению муниципальных долгосрочных целевых программ обладали представительные органы местного самоуправления.
В пределах предоставленных полномочий Бюджетным кодексом РФ (на момент утверждения), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Город Глазов", Глазовская городская Дума своими решениями утверждает от <...> Целевую программу "Обеспечение населения г. Глазова питьевой водой" на период <...>; от <...> Адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Глазова на <...>"; от <...> Целевую программу "Санитарная очистка территории города Глазова"; от <...> Целевую программу "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение мер пожарной безопасности на <...>"; от <...> Долгосрочную целевую программу "Поддержка и развития малого и среднего предпринимательства в городе Глазове на <...>", от <...> Программу по усилению борьбы с преступностью, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений в городе Глазове <...>; от <...> Программу "Озеленение города Глазова на <...>", то есть целевые программы, что указаны в заявлении.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. принята новая редакция ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, вступившая в законную силу с 1 января 2009 г., предусматривающая, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы) утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования в установленном им порядке. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования в установленном им порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирование и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ, а не Бюджетный кодекс РФ.

Постановлением Главы Администрации города Глазова от 22.11.2007 г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" утверждается Порядок принятия решений о разработке и реализации долгосрочных городских целевых программ (постановление вступило в законную силу с 01.01.2009 г.). Согласно п. 6.1 Порядка принятия решений о разработке и реализации долгосрочных городских целевых программ, решение об изменении, приостановлении и прекращении действия целевой программы принимается Главой Администрации города Глазова.
Согласно ст. 48 (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Таким образом, с принятием ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" с 01.01.2009 г. (ст. 179 БК РФ в редакции ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ), внесены изменения в перечень полномочий представительных органов муниципального образования и местной администрации муниципального образования.
Так, в соответствии с нормами ст. 179 БК РФ, действовавшими до 1 января 2009 г. долгосрочные целевые программы утверждались представительными органами муниципального образования (в данном случае Глазовской городской Думой). Согласно действующим положениям ст. 179 БК РФ (с 01.01.2009 г.) порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации устанавливается соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (в данном случае согласно Порядку Главой Администрации г. Глазова).
<...> Глава Администрации города Глазова принимает постановление № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы". Согласно данному постановлению отменяются (указанные Глазовским межрайонным прокурором в заявлении) решения Глазовской городской Думы об утверждении (указанных в заявлении) целевых программ. Глазовский межрайонный прокурор полагает, что Глава Администрации города Глазова превысил свои полномочия, отменяя указанные в заявлении акты, поскольку изменения положений бюджетного законодательства не влечет за собой необходимость признания долгосрочных целевых программ, утвержденных ранее представительными органами местного самоуправления, утратившими силу.
Суд не соглашается с доводами Глазовского межрайонного прокурора по следующим основаниям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: номер Федерального закона от 26.04.2007 - 63-ФЗ, а не 61-ФЗ.

В положениях ФЗ № 63-ФЗ не содержится положений, что полномочия местных администраций по утверждению долгосрочных целевых программ распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2009 г. При этом Федеральный закон № 61-ФЗ не предусматривает положений о том, что долгосрочные целевые программы, утвержденные представительными органами муниципального образования до 01.01.2009 г. подлежат отмене или признаются недействительными. В связи с этим долгосрочные целевые программы (подпрограммы), утвержденные представительными органами муниципальных образований до 01.01.2009 г. продолжают действовать после указанной даты и не подлежат повторно утверждению местными администрациями. При этом представительные органы муниципальных образований не вправе вносить изменения в данную программу после 01.01.2009 г., в том числе и отменять их, поскольку с этого времени они утрачивают соответствующие полномочия.
В соответствии ст. ч. 1 ст. 48 ФЗ № 131-ФЗ, ст. 179 БК РФ на 01.01.2009 г., местные администрации МО наделены полномочиями по утверждению долгосрочных целевых программ, то есть полномочия представительного органа МО прекращены, а местной администрации переданы (в данном случае Главе Администрации г. Глазова), следовательно местные администрации МО после <...> могут отменить указанные правовые акты (утвержденные представительными органами МО), и после этого утверждать в новой редакции данные программы (подпрограммы) своими правовыми актами или осуществлять внесение изменений в долгосрочные программы (подпрограммы), утвержденные представительными органами муниципального образований до 01.01.2009 г., поскольку с указанной даты к полномочиям местных администраций отнесены принятие и отмена соответствующих муниципальных правовых актов.
Таким образом, Глава Администрации г. Глазова, вынося постановление от <...> № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы" действовал в рамках своих полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Следовательно, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Глазовского межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 252, 253 ГПК РФ

решил:

В удовлетворении заявления Глазовскому межрайонному прокурору о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы Администрации города Глазова от <...> № <...> "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Глазовский городской суд.

Судья
ИВАНОВА Т.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Глазовского городского суда
<Об отказе в удовлетворении заявления Глазовского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации г. Глазова "Об отмене некоторых решений Глазовской городской Думы">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru