УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2011 г. по делу № 105-07/10
О нарушении антимонопольного законодательства
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена "29" июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено "22" июля 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя
Комиссии: Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов и
органов власти Челябинского УФАС
России;
Казанцевой Л.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела
контроля торгов и органов власти
Челябинского УФАС России;
рассмотрев дело № 105-07/10 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Челябинской области (ул. Сони Кривой, 75, г. Челябинск, 454000) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) во исполнение поручения ФАС России от 30.07.2010 № АЦ/24579 "Об усилении работы территориальных органов ФАС России по контролю товарных рынков продовольствия в условиях засухи" (на основании поручения Правительства Российской Федерации от 23.07.2010 № ВЗ-П11-61пр) проводилась внеплановая выездная проверка в отношении Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Минсельхоз, министерство) в целях осуществления контроля соблюдения органами исполнительной власти Челябинской области антимонопольного законодательства при предоставлении:
- субсидий на компенсацию части затрат на заготовку и приобретение кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2010 году, в том числе за счет средств федерального кредита (далее - субсидии сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи в 2010 году);
- мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи в 2010 году.
В ходе проведенной проверки установлено, что в 2010 году Министерством сельского хозяйства Челябинской области осуществлялись выплаты субсидий сельскохозяйственным производителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году (далее - сельхозпроизводители).
Субсидии обеспечивались за счет средств областного и федерального бюджета.
Так, между Правительством Челябинской области и Министерством финансов Российской Федерации заключено соглашение № 06-03-05/69 от 05.08.2010 о предоставлении бюджету Челябинской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета Челябинской области в размере 770589000 руб.
Порядок
расходования данных средств утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году" (далее - Порядок № 128).
Помимо этого, в соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 29.07.2010 № 167-п "О выделении средств и лимитах бюджетных обязательств" Министерству сельского хозяйства Челябинской области выделены бюджетные ассигнования в сумме 300 млн. рублей на предоставление сельскохозяйственным производителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году, субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов.
Расходование указанных средств было осуществлено в соответствии с Постановлением
Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п "О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году" (далее - Порядок № 55).
Получателями субсидий в соответствии с указанными Порядками являются сельхозпроизводители, расположенные на территории муниципальных образований Челябинской области, где сложилась чрезвычайная ситуация "Засуха", и включенные в реестр сельхозпроизводителей, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха", сформированный Министерством сельского хозяйства Челябинской области (далее - Минсельхоз), на основании документов, подтверждающих гибель посевов, представленных получателями субсидий (далее - реестр).
При этом для получения той или иной субсидии предусматривалось формирование Минсельхозом различных реестров.
Так, для получения субсидий по Порядку
№ 128, реестр должен формироваться с учетом экспертной оценки Министерства сельского хозяйства РФ (далее - Реестр № 1).
Тогда как для получения субсидий по Порядку
№ 55 реестр должен формироваться без учета данной оценки (далее - Реестр № 2).
Реестр № 1 приказом Минсельхоза не утвержден.
Тогда как Реестр № 2 утвержден приказом Минсельхоза от 25.08.2010 № 262 (с изменениями от 31.08.2010).
Порядок формирования указанных реестров Минсельхозом и иными органами власти не принят.
При предоставлении указанных субсидий в действиях Минсельхоза выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые выразились в следующем:
- в бездействии Минсельхоза по непринятию актов, регламентирующих порядок включения сельхозпроизводителей в Реестр № 1 и Реестр № 2;
- в формировании Реестра № 1 до утверждения (опубликования) Порядка
№ 128;
- в недоведении до сельхозпроизводителей информации о включении их в Реестр № 1 и Реестр № 2;
- в доведении в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для определения ущерба и, соответственно, последующего включения в Реестр № 1;
- в доведении в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для получения субсидий, до сведения сельхозпроизводителей, расположенных на территории районов, где чрезвычайная ситуация сложилась до 01.07.2010, до официального опубликования и внесения соответствующих изменений в Порядок
№ 55;
- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на землю, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);
5) ООО "Климовское" не представлены:
- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;
- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на землю, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);
6) ООО Агрофирма "Ариант" не представлены:
- документы, подтверждающие заготовку и транспортировку кормов (а именно реестры путевых листов);
- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на землю, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);
7) СПК "Воронино" не представлены:
- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;
- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на землю, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);
8) ОАО "Полоцкий" не представлены:
- реестры путевых листов, подтверждающие транспортировку кормов;
- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на землю, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие);
9) ООО "Заозерный" не представлены:
- документы, подтверждающие заготовку и транспортировку кормов (а именно копии договоров о предоставлении земельных участков для заготовки кормов собственными силами (документы, разрешающие использование земельных участков для заготовки кормов собственными силами), реестры путевых листов);
- документы, подтверждающие право пользования землей (договоры аренды на землю, свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и другие).
Несмотря на то, что указанные сельскохозяйственные товаропроизводители представили неполные пакеты документов, необходимые в соответствии с Порядком
№ 55, им были предоставлены субсидии.
В нарушение Порядка
№ 55 с сельхозпроизводителями соглашения на предоставление указанной субсидии не заключались. В обоснование выплаты субсидии по Порядку
№ 55 представлены соглашения, ранее заключенные министерством с указанными хозяйствующими субъектами (например, соглашения с КХ "Березки" (Кизильский район) от 18.05.2010 № 414-01, с ОАО "Птицефабрика Челябинская" от 29.03.2010 № 351-01). Согласно пояснениям начальника отдела по финансированию целевых программ Минсельхоза, в ранее заключенных соглашениях на предоставление субсидии среди направлений расходов на поддержку товаропроизводителей агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета значилось: "Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение кормов", - в связи с чем отсутствовала необходимость заключения отдельного соглашения.
Однако в указанные соглашения не вносились изменения, позволяющие сделать вывод о том, что указанные соглашения заключены на предоставление субсидий по Порядку
№ 55.
В результате чего в нарушение Порядка
№ 55 хозяйствующим субъектам предоставлялись субсидии без заключения с ними соглашения, предусматривающего соблюдение такого условия, как сохранение поголовья коров основного стада молочного и мясного направлений до 1 июня 2011 года по сравнению с поголовьем коров по состоянию на 1 июля 2010 года.
Например, с КХ "Березки" (Кизильский район), ОАО "Птицефабрика Челябинская".
Действия министерства по предоставлению субсидий в нарушение установленного Порядка
№ 55 создают преимущественные условия одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими субъектами, претендующими на получение субсидий, что противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Поскольку Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п
"О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году", от 27.07.2010 № 55-п
"О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году" регулировались порядки предоставления субсидий в пределах средств бюджета, предусмотренных на соответствующие цели, и указанные средства в настоящее время освоены в полном объеме, следовательно, данные Постановления утратили силу в части регулирования порядка выплаты субсидий, Комиссия считает возможным предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, Минсельхозу не выдавать.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по формированию Реестра № 1 до принятия Постановления
Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году".
2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по доведению в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для оценки ущерба от засухи и последующего включения в реестр в соответствии с Постановлением
Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п.
3. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по формированию Реестра получателей субсидий до утверждения Постановления
Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п.
4. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по доведению в приоритетном порядке информации о перечне документов, необходимых для получения субсидий, до сведения ОАО "Птицефабрика Челябинская" до официального опубликования и внесения соответствующих изменений в Постановление
Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п "О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году".
5. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Минсельхоза, выразившееся в непринятии актов, регламентирующих порядок формирования Реестров получателей субсидий в соответствии с Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п
, от 27.07.2010 № 55-п
.
6. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Минсельхоза, выразившееся в недоведении информации до сельхозпроизводителей о включении их в Реестры получателей субсидий в соответствии с Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п
, от 27.07.2010 № 55-п
.
7. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по осуществлению приема документов на выплату субсидий и утверждения реестра получателей субсидий до официального опубликования и внесения соответствующих изменений в Постановление
Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п.
8. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по предоставлению субсидий с нарушением Порядка
предоставления субсидий, установленного Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п, в том числе при отсутствии предусмотренных Порядком
документов, без включения в соглашения о предоставлении субсидий условий представления субсидий, предусмотренных Порядком
.
9. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия министерства по предоставлению субсидий с нарушением Порядка предоставления субсидий, установленного Постановлением
Правительства Челябинской области от 27.07.2010 № 55-п, в том числе при отсутствии предусмотренных Порядком
документов, без заключения в целях выплаты субсидий соглашений и без включения в них условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком
.
10. Поскольку Постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 № 128-п
"О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году", от 27.07.2010 № 55-п
"О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году" утратили силу в части регулирования порядка выплаты субсидий, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не выдавать.
11. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Н.В.САПРЫКИНА
Члены Комиссии
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
Л.Ю.КАЗАНЦЕВА