Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. по делу № А12-7276/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поляковой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Б.Ф. (ОГРН <...>, ИНН <...>) к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405173318, ИНН 3428928021)
о признании недействительным отказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Б.А., доверенность от 21.08.2010,
от ответчика - Т.С., доверенность <...>

установил:

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Б.Ф. (далее - предприниматель, Б.Ф.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:
- признать отказы (от 14.02.2011 № 740, от 29.03.2011 № 1689) администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, ответчик) в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <...> недействительными, а соответствующие действия администрации незаконными;
- обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>;
- передать сведения о незаконным воспрепятствовании администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в осуществлении предпринимательской деятельности в правоохранительные органы.
Заявитель считает, что незаконный отказ администрации нарушает его право на осуществление предпринимательской деятельности, так как в 2008 году он создал крестьянское (фермерское) хозяйство для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции ему необходимы здания и сооружения, строительство которых он планирует на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, без этих объектов капитального строительства производство сельскохозяйственной продукции невозможно. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства зданий и сооружений необходимо разрешение на строительство, которое невозможно оформить без предоставления градостроительного плана земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования.
Представитель администрации возражает против удовлетворения заявленных требований, представлен отзыв.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Б.Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства 06.05.2008 за основным государственным регистрационным номером <...>, что подтверждается свидетельством серии <...>.
Основным видом деятельности Б.Ф., указанным в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28.04.2011, является растениеводство, одним из дополнительных видов - животноводство.
Б.Ф. является собственником объектов земельного участка единого землепользования для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 470400 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 2 км по направлению на восток от ориентира п. Великий Октябрь, расположенного за пределами участка, кадастровый номер <...>, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права <...>.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.05.2011 года право собственности на указанный земельный участок принадлежит Б.Ф., которое зарегистрировано 29.03.2007 года.
В целях получения разрешения на строительство предприниматель 26.01.2011 г. обратился в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <...> (л.д. 13).
14.02.2011 г. администрацией дан ответ № 740, которым заявителю отказано в подготовке градостроительного плана, в связи с тем, что предпринимателем не указан объект капитального строительства, применительно к которому необходимо выполнить градостроительный план земельного участка, кроме того, необходимо представить чертеж градостроительного плана, выполненный лицензированной проектной организацией на зарегистрированной топографической основе М 1:500 (л.д. 13).
28.02.2011 предприниматель повторно направил запрос на выдачу градостроительного плана земельного участка с просьбой обосновать требования администрации о необходимости предоставления дополнительных документов (л.д. 17).
Письмом от 29.03.2011 № 1689 администрация повторно сообщила Б.Ф. о необходимости предоставления дополнительных документов (л.д. 18).
Полагая, что отказы в подготовке градостроительного плана являются неправомерным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признание недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 840 утверждена форма градостроительного плана земельного участка (действовавшая на момент обращения заявителя в уполномоченный орган за выдачей градостроительного плана и получения оспариваемого отказа).
Инструкция о порядке заполнения данной формы утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 № 93, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.11.2006 за № 8456 и вступил в действие с 27.11.2006.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана.
Как следует из материалов дела, в целях подготовки пакета документов для получения разрешения на строительство, заявитель обратился в администрацию с просьбой подготовить градостроительный план земельного участка. Право на обращение в орган местного самоуправления за изготовлением градостроительного плана закреплено статьями 44, 46 ГрК РФ.
Согласно ст. 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В части 3 ст. 44 ГрК РФ указан перечень сведений и информации, которые должны содержаться в градостроительном плане земельного участка.
Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 - 16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий заявителю земельный участок площадью 470400 кв. м прошел кадастровый учет, о чем имеется кадастровый план земельного участка.
Заявитель указывает на то, что на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства.
Градостроительный план земельного участка является не разрешительным документом, а документом, содержащим информацию о возможности размещения на данном земельном участке объектов строительства.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено таких оснований для отказа в подготовке градостроительного плана, как не указание объекта капитального строительства, применительно к которому необходимо выполнить градостроительный план земельного участка, и представление чертежа градостроительного плана, выполненного лицензированной проектной организацией на зарегистрированной топографической основе.
В связи с вышеуказанным, оспариваемые отказы администрации не соответствуют ст. 46 ГрК РФ и нарушают права и законные интересы заявителя по делу.
Нарушение прав и интересов предпринимателя суд усматривает в том, что заявитель не имеет возможности приступить к разработке проектной документации для строительства.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу требований пп. 3 пунктов 4, 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения, удовлетворяющего заявленные требования по данной категории дел, суду надлежит указывать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая положения части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания решения государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными арбитражный суд в резолютивной части решения может обязать государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является признание недействительными отказов (от 14.02.2011 № 740, от 29.03.2011 № 1689) администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в выдаче градостроительного плана земельного участка, а соответствующих действий администрации незаконными.
Избранный заявителем способ восстановления своих нарушенных прав в сфере предпринимательской деятельности - обязание администрации выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...>; - передать сведения о незаконным воспрепятствовании администрацией в осуществлении предпринимательской деятельности в правоохранительные органы.
Требование о передаче сведений о незаконным воспрепятствовании администрацией в осуществлении предпринимательской деятельности в правоохранительные органы не может рассматриваться в качестве адекватного способа восстановления нарушенных прав предпринимателя в рамках рассмотрения настоящего заявления.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
За подачу заявления Б.Ф. уплатил в федеральный бюджет по чеку-ордеру государственную пошлину в размере 200 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительными отказы, изложенные в письмах администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 14.02.2011 № 740, от 29.03.2011 № 1689 в выдаче индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Б.Ф. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <...>; признать незаконными действия администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по отказу в выдаче индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Б.Ф. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <...> как несоответствующие положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области выдать индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Б.Ф. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...> в 30-ти дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в пользу Б.Ф. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 03.08.2011 по делу № А12-7276/2011
<Исковые требования о признании незаконными отказов органа местного самоуправления в выдаче градостроительного плана земельного участка удовлетворены, поскольку действующим законодательством не предусмотрено таких оснований для отказа в подготовке градостроительного плана, как неуказание объекта капитального строительства, применительно к которому необходимо выполнить градостроительный план земельного участка, и представление чертежа градостроительного плана, выполненного лицензированной проектной организацией на зарегистрированной топографической основе>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru