Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ДУМА ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2011 г. № 728

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНА РАЗВИТИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА ДО 2020 ГОДА

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Владивостока Дума города Владивостока решила:
1. Утвердить Стратегию и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике и муниципальной собственности Думы города Владивостока (Ломакина).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
В.М.РОЗОВ





Приложение
к решению
Думы города Владивостока
от 08.07.2011 № 728

СТРАТЕГИЯ
И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКА ДО 2020 ГОДА

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКА

1.1. Исторические ориентиры разработки стратегии
За 150 лет своей истории города Владивосток неоднократно менял сценарии своего развития. Это случалось в результате изменения внешних и внутренних условий существования России на Дальнем Востоке, целей, которые она преследовала повсюду в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности.
Владивосток в течение этого времени был пионерским форпостом, вольным городом порто-франко, крепостью и секретным военным объектом, столицей российской окраины, российским Сан-Франциско и далекой провинцией, маленькой Европой в АТР. Все эти роли Владивосток "примерял" на себя в разных сочетаниях, но неизменным в череде перемен были: пионерский дух его жителей, конкурентные условия, в которых развивался Владивосток на протяжении всей своей истории, города-аналоги, являвшиеся для него примером.
Город - пионер. Владивосток был создан как военный пост в 1860 г. в условиях конкурентной борьбы. В это же время создается еще один пост в бухте Новгородской залива Посьет. Аналогом Владивостока были города, создававшиеся на рубежах расширяющейся Российской империи, что зафиксировано, в частности, в названиях городов: "владеть Кавказом" - Владикавказ, "владеть Востоком" - Владивосток.
С десятка рубленых домов и двух дорог начиналась история Владивостока, ставшего к концу XX века крупнейшим городом Дальнего Востока России. Когда 2 (14) ноября 1860 г. по Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский край был определен владением Российской империи, Владивосток получил официальный статус российского населенного пункта.
В начале 70-х годов для обеспечения строительства был построен первый кирпичный завод, устроены каменные карьеры, лесопилки, печи по обжигу извести. За семь лет (к 1874 г.) население Владивостока увеличилось в 10 раз. Это становится основанием для создания гражданских органов самоуправления. В этот период начинаются работы по благоустройству города: производится планировка улиц, засыпаются овраги, проводятся ливнесточные канавы вдоль улиц. На улице Светланской прокладываются первые деревянные тротуары, вводится вечернее освещение керосиновыми фонарями, сооружается первая торговая пристань.
К 1879 г. во Владивостоке проживало 8 837 жителей, а число построек достигало 590, не считая портовых. Среди них были уже 18 каменных зданий, православный и лютеранский храмы, два учебных заведения, 5 кирпичных заводов и 12 предприятий пищевой промышленности, 155 лавок и магазинов.
Порто-франко (вольный город). В 1880 г. принято решение о выделении Владивостока в особое Владивостокское военное губернаторство и одновременно возведение в степень города. В это же время начинается фортификационное строительство (город-крепость) с целью создания пояса укреплений вокруг Владивостокского порта. Открывается постоянное пароходное сообщение грузопассажирских судов Доброфлота между Владивостоком и Одессой. На этих судах начинается перевозка переселенцев в Уссурийский край из южнорусских и украинских губерний России, что способствовало росту Владивостока. Конкурентами Владивостока в этот период были города: Благовещенск, Хабаровск, Николаевск на Амуре.
В том же году Владивосток посетил морской министр адмирал И.А. Шестаков - первый из членов правительства и представитель царствующего дома Романовых, великий князь Александр Михайлович. Адмирал заявил, что Владивосток был и будет главным портом России на Тихом океане, и призвал предпринимателей без боязни вкладывать средства в строительство города, в развитие его промышленности и хозяйства.
Правительство выделило средства на постройку Механического завода, крупного судоремонтного предприятия (Дальзавод), который был введен в строй в 1887 г. Толчком к экономическому развитию Владивостока стало строительство восточной ветки Китайской Восточной Железной Дороги, открывающей кратчайший путь европейским товарам к побережью Тихого Океана.
Так "вольный город" (порто-франко) Владивосток фактически стал центром европейской культуры в АТР. Экономика города росла быстрыми темпами. Город проявлял свой пионерский дух, был первопроходцем.
Вот лишь один красноречивый факт: магазин "Кунст и Альбертс" на Светланской, открытый в 1889 г., стал первым в мире универмагом. Не в Америке и не в Англии, а здесь, именно во Владивостоке впервые было построено и запущено предприятие современного торгового формата. Второй появился в Чикаго осенью того же года. А первый собственно европейский универмаг в Европе был открыт лишь четыре года спустя, во Франкфурте, все той же конторой "Кунст и Альбертс". К сожалению, сегодня мало кто знает, что "серое здание" в центре города - это без преувеличения "святыня" мирового ритэйла.
К этому времени население Владивостока достигло 13 тысяч жителей, обгоняя считавшимся самым большим городом региона Благовещенск.
Город - центр государственности, торгово-экономический и культурный центр. На рубеже 80 - 90-х гг. три важных события ускорили развитие Владивостока как торгово-экономического и культурного центра Дальнего Востока России:
- 30 августа 1889 г. Владивосток получил статус морской крепости, что предопределило развитие в нем фортификационного строительства;
- 27 июля 1890 г. Владивосток стал административным центром Приморской области и сюда из Хабаровска были переведены все областные учреждения;
- 19 мая 1891 г. в городе состоялась закладка Уссурийского участка Транссибирской железной дороги, призванной связать рельсовыми путями Уссурийский край и город Владивосток с центральной частью России.
Центр Владивостока приобретает черты портового города с многочисленными гостиницами, ресторанами, магазинами, конторами отечественных и зарубежных торговых и промышленных компаний, консульствами иностранных государств.


                       │            │
┌──────────────────────┴──────┐     │
│Общественный медицинский     │     │
│совет                        │     │
└──────────────────────┬──────┘     │
                       │            │
┌──────────────────────┴──────┐     │
│Совет по культуре и искусству│     │
└──────────────────────┬──────┘     │
                       │            │
                      \/            │
┌─────────────────────────────┐     │
│Совет по образовательным     │
│проектам                     │
└─────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Рабочая группа в администрации Владивостока по разработке и мониторингу  │
│стратегического плана                                                    │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
_____________________________________________________ Тематические
подгруппы
┌───────────────┐ ┌────────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────┐ ┌──────────────┐
│Градообразующая│ │Правопорядок│ │Реформа ЖКХ│ │Городская│ │Временные     │
│экономка       │ └────────────┘ └───────────┘ │среда    │ │подгруппы     │
└───────────────┘                              └─────────┘ └──────────────┘

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость разработки стратегии и стратегического плана развития Владивостока обусловлена динамикой региональных экономических процессов, усилением роли России, ускорением глобализации и взаимопроникновения культур.
Сейчас мы являемся активными участниками процесса формирования новой тихоокеанской политики России, предполагающей разработку современного видения перспектив макрорегиона, способной послужить базой для принятия государственных мер по выводу Дальнего Востока и Прибайкалья на траекторию саморазвития.
Главные особенности нового подхода: новое индустриальное и постиндустриальное развитие, основанное на опорных зонах и предполагающее использование принципов селективности, глобальной инновационное и конкуренции; Дальний Восток как тихоокеанская Россия, а не просто часть АТР, Дальний Восток как Европа на Тихом океане. Фактически мы наблюдаем и участвуем в создании национального проекта "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ТИХООКЕАНСКАЯ РОССИЯ".
Владивостоку здесь отводится важная роль, которая предполагает переосмысление миссии города в новых геополитических и экономических условиях, видение его будущего теперь задается рамками:
1. Разработанной и принятой 29 декабря 2009 г. "Стратегией социально-экономического Развития Дальнего Востока и Байкальского региона (Прибайкалья) на период до 2025 г. (ДВиП)", в которой Владивосток попадает в пояс постиндустриального и нового индустриального развития и становится одной важнейшей из 46 опорных зон, поддерживающей транспортный и энергетический каркас макрорегиона. Он становится инновационным, научным, аналитическим, образовательным, медицинским, культурным, торговым, логистическим, туристическим, управленческим и развлекательным центром.
2. ФЦП "Экономическое и социальное развитие ДВиЗ на период до 2013 г.", являющейся инструментом реализации стратегии ДВиП и содержащей подпрограмму "Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР", целью которой является устойчивое социально-экономическое развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества, и реализация мероприятий по обеспечению возможности проведения в 2012 году саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество". В рамках Подпрограммы предполагается осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры г. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального и научно-образовательного центра.
3. Разработанной и принятой Законодательным Собранием стратегией развития Приморского края до 2025 г. Здесь Владивостоку отводится роль поддерживающей миссию Приморского края, которая заключается в том, чтобы:
- обеспечить взаимодействие Российской Федерации с АТР за счет наиболее продуктивного включения Российской Федерации в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации;
- повысить конкурентоспособность экономики Приморского края и обеспечить высокий уровень качества жизни для населения;
- сформировать на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР.
Таким образом, Владивосток - это город, несущий миссию укрепления и развития позиций России на Дальнем Востоке и формирования площадки для международного взаимодействия Российской Федерации со странами АТР.
Владивосток стремится при поддержке государства занять позиции одного из мировых интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов-лидеров, способного не только производить бизнес, инновационные, научно-технические и культурные идеи, но и воплощать их в России и странах АТР, обеспечивая высокий уровень и качество жизни жителей города, вызывая уважение в мире, экспортируя наукоемкую продукцию и услуги, притягивая к себе как людей, так и капиталы.
Стратегия и стратегический план развития города предполагает строительство нового Владивостока. Это будет:
- Мировой город, где возможность реализовать себя будет представлена каждому человеку, и лишь от него самого будет зависеть, как он ею распорядится.
- При этом мы создаем все возможности для самореализации личности, как в трудовой деятельности, так и в сфере досуга и увлечений.
- Мы создаем город с дружелюбной к каждому человеку городской средой, т.е. город, в котором окружающая человека среда перестает быть давящим ограничителем и источником стрессов, а становится мощным источником возможностей для саморазвития личности.
- Мы создаем новую экономику города - уникальную в России, сбалансированную, диверсифицированную, устойчиво развивающуюся.
- Владивосток - это город-порт, промышленный центр, сервисный центр Приморского края, Дальнего Востока, России, Азиатско-Тихоокеанского района, образовательный, медицинский, культурный, торговый, транспортно-логистический, туристический, управленческий и развлекательный центр мирового масштаба.
Таким образом, Стратегия и Стратегический план развития Владивостока - это создание "мирового города для людей", построенного на уникальном прошлом ради уникального будущего.




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Думы г. Владивостока", № 49, 15.07.2011


Начало действия документа - 08.07.2011.

Решение Думы г. Владивостока от 08.07.2011 № 728
"Об утверждении Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года"

Решение
Приложение. Стратегия и стратегический план развития Владивостока до 2020 года
1. Основные предпосылки разработки стратегии развития Владивостока
1.1. Исторические ориентиры разработки стратегии
1.2. Федеральные и региональные планы развития Дальнего Востока и Владивостока в долгосрочной перспективе
1.2.1. Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года
1.2.2. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.
2. Стратегия развития Владивостока до 2020 года
2.1. Инерционный сценарий
Рис. 1. Динамика структуры и численности населения Владивостока (при условии отсутствия активной политики сбережения народонаселения), тыс. чел.
2.2. Реалистичный сценарий
Рис. 2. Прогноз численности населения Владивостока до 2020 г. при наличии или отсутствии активной политики сбережения населения
Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны реализации реалистичного сценария развития Владивостока
2.3. Оптимистичный сценарий
2.3.1. Структура населения и его сбережение
Рис. 3. Структура населения Владивостока (прогноз), учитывающая активную политику властей города по народосбережению и развитию человеческих ресурсов, в тыс. чел.
2.3.2. Условия устойчивого развития
3. Стратегический план развития Владивостока
3.1. Основное условие разработки плана развития Владивостока - комплексность
3.2. Миссия и главная цель развития Владивостока
Рис. 4. Население городских агломераций Северо-Восточной Азии, находящихся на расстоянии в 1000 км от Владивостока более 300 млн чел.
3.3. Количественная оценка целей развития Владивостока
3.3.1. Количественная оценка целей развития Владивостока
Таблица 2. Стоимость имущественных активов и человеческого капитала Владивостока Сколько стоит Владивосток?
Таблица 3. Соотношение стоимости имущественных активов и человеческого капитала Владивостока, Москвы и Лондона
Рис. 5. Возможный вариант прироста стоимости имущественных активов и стоимости человеческого капитала г. Владивостока (2020 г. но сравнению с 2009 г.), млрд руб.
Рис. 6. Владивосток должен будет привлечь до 2020 г. дополнительные инвестиции на сумму 661,6 млрд руб. (уже запланированные федеральные, региональные, муниципальные вложении и инвестиции из внебюджетных источников составляют 553,4 млрд руб.)
3.3.2. Выбор перспективной структуры экономики Владивостока
Рис. 7. Структура экономики г. Владивостока с точки зрения чистого выпуска соответствующих секторов в 2009 г.
Рис. 8. Необходимая структура экономики г. Владивостока с точки зрении чистого выпуска соответствующих секторов городской экономики в 2020 г.
3.3.3. Потенциал пространственного развития экономики и заселения территории Владивостока
Рис. 9. На протяжении последних десятилетий во Владивостоке сложилась устойчивая структура занятости, которая вполне соответствует будущей экономике Владивостока
Рис. 10. Территория Владивостока (541 кв. км) в 2 раза меньше Москвы. Однако здесь проживает в 18 раз меньше людей
Рис. 11. Значительный потенциал заложен в эффективной специализации
3.4. Дерево целей
3.5. Измерение достижения стратегических целей
Рис. 12. Дерево целей г. Владивостока
Рис. 13. Сбалансированная система целевых показателей Владивостока
4. План реализации стратегии и стратегического плана развития Владивостока
4.1. Флагманский проект - подпрограмма "Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР"
4.2. Комплекс муниципальных стратегических программ
4.3. Механизм реализации
Рис. 14. Совет по стратегическому развитию - ядро механизма реализации стратегического план развития Владивостока до 2020 г.
5. Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru