Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2011 г. по делу № 062-14-11

Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2011
В полном объеме решение изготовлено 05.04.2011
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - Бычкова Я.Ю., начальник отдела контроля размещения государственного заказа, Вашурина А.В., начальник отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрев дело № 62-14-11 по признакам нарушения ЗАО "И" (<...>) части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции",

установила:

в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "С" (<...>) с жалобой на действия ЗАО "И", выразившиеся принятии участия в запросе котировок № 3410/10к "На право поставки оборудования для нужд Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Красноярский монтажный колледж" субъектами малого предпринимательства" (далее - Запрос котировок), при том, что на дату размещения заказа общество субъектом малого предпринимательства не являлось. Красноярским УФАС России в адрес ЗАО "И" был направлен запрос о предоставлении информации, подтверждающей наличие оснований для участия в заказах, размещаемых у субъектов малого предпринимательства (подтверждающих соответствие общества требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). В своем ответе ЗАО "И" указало, что общество не является субъектом малого предпринимательства, приложив документы, подтверждающие данное обстоятельство, котировочная заявка общества, поданная для участия в Запросе котировок, не содержала информации о декларировании соответствия ЗАО "И" требованиям Закона № 209-ФЗ.
Красноярским УФАС России в адрес агентства государственного заказа Красноярского края был направлен запрос о представлении котировочных заявок, поступивших для участия в Запросе котировок. Агентством государственного заказа Красноярского края в адрес управления были представлены котировочные заявки ООО "С" и ЗАО "И". Также агентством государственного заказа было указано, что котировочная заявка ЗАО "И" была представлена в форме электронного документа (с ЭЦП).
В результате анализа представленной агентством государственного заказа Красноярского края котировочной заявки ЗАО "И" установлено, в котировочной заявке общества содержится подтверждение того обстоятельства, что ЗАО "И" является субъектом малого предпринимательства в соответствии с требованиями Закона № 209-ФЗ, т.е. декларация соответствия участника размещения заказа требованиям указанного Закона.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ЗАО "И" дела № 62-14-11 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в рассмотрении дела были привлечены:
в качестве заявителя - ООО "С",
в качестве заинтересованного лица - Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "К" (<...>), являющееся государственным заказчиком Запроса котировок.
В рассмотрении Комиссией Красноярского УФАС России дела № 062-14-11 приняли участие следующие представители лиц, участвующих в деле:
- от ответчика ЗАО "И" <...> (доверенность № СП-13/51 от 29.03.2011);
- от заинтересованного лица КГБОУ СПО "К" <...> (доверенность от 28.03.2011), <...> (доверенность от 07.07.2010).
До начала рассмотрения дела от заявителя ООО "С" в адрес управления поступило ходатайство от 21.03.2011 о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, с указанием того обстоятельства, что исчерпывающий перечень документов и информации, которыми располагало общество, был приложен к заявлению, поступившему в адрес антимонопольного органа.
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "И" признал совершение обществом нарушения, сообщил, что участие общества в Запросе котировок является ошибкой, вызванной недостаточно внимательным отношением к содержанию извещения о проведении Запроса котировок; факт допущения такой ошибки был выявлен обществом при поступлении и рассмотрении Службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края жалобы ООО "С", поданной в адрес указанного уполномоченного органа в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; в инициативном порядке обществом действий по устранению допущенной ошибки совершено не было; государственный контракт по результатам Запроса котировок был заключен с обществом, которым и был исполнен в установленный срок. Также представителем общества было доведено до сведения Комиссии, что котировочная заявка была направлена в форме электронного документа.
Представителем заинтересованного лица были даны пояснения, согласно которым государственным заказчиком проверка соответствия ЗАО "И" требованиям Закона № 209-ФЗ ни на этапе проведения Запроса котировок, ни на этапе заключения государственного контракта не осуществлялась. Информация о том, что указанное общество не является субъектом малого предпринимательства, было учебным учреждением, получено при рассмотрении жалобы ООО "С" службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края. Признание указанным уполномоченным органом жалобы ООО "С" необоснованной явилось для государственного заказчика подтверждением соответствия ЗАО "И" требованиям извещения о проведении Запроса котировок и требованиям Закона № 209-ФЗ, и, соответственно, подтверждением наличия обязанности по заключению государственного контракта с указанным хозяйственным обществом как с победителем Запроса котировок. Дополнительным аргументом правомерности своих действий государственным заказчиком была указана экономия бюджетных средств, достигнутая при заключении государственного контракта с ЗАО "И", предложившего в котировочной заявке цену значительно ниже начальной (максимальной) цены контракта и цены, предложенной ООО "С".
В результате рассмотрения заявления, материалов, представленных заявителем, ответчиком, заинтересованным лицом, материалов, полученных при рассмотрении заявления Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Агентством государственного заказа Красноярского края как уполномоченным органом было осуществлено размещение заказа для нужд государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного образовательного учреждение среднего профессионального образования "К" № 3410/10к на право поставки оборудования "система малых емкостей АТС 320 Si 2000" (или эквивалент) путем проведения запроса котировок. Согласно извещению о проведении запроса котировок размещение заказа осуществлялось для субъектов малого предпринимательства. Извещение о проведении запроса котировок в соответствии с требованиями частей 3, 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) содержало указание на размещение заказа у субъектов малого предпринимательства и предупреждение о том, что участниками размещения заказа могут являться только субъекты малого предпринимательства. Разработанная уполномоченным органом форма котировочной заявки содержала подлежащую заполнению участником размещения заказа декларацию соответствия участника размещения заказа требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно журналу регистрации котировочных заявок на участие в Запросе котировок, представленному в адрес Красноярского УФАС России агентством государственного заказа Красноярского края, в адрес уполномоченного органа поступили котировочные заявки ООО "С" (23.11.2010 в 14.00 почтовой связью) и ЗАО "И" (24.11.2010 в 17.50 в форме электронного документа (подписанного ЭЦП). Обе заявки поступили до истечения срока приема котировочных заявок, установленных извещением о проведении Запроса котировок (до 10.00 часов 25.11.2010), в связи с чем в установленном Законом о размещении порядке были переданы котировочной комиссией на рассмотрение.
Из представленных в адрес Красноярского УФАС России агентством государственного заказа Красноярского края котировочных заявок участников размещения заказа Запроса котировок следует, что котировочная заявка ООО "С" и котировочная заявка ЗАО "И" были подготовлены в соответствии с формой, являющейся приложением к извещению о проведении Запроса котировок, и содержали заполненную участниками размещения заказа декларацию соответствия требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (подтверждение того, что общество является субъектом малого предпринимательства в соответствии с требованиями указанного закона).
Согласно письменным пояснениям и копии котировочной заявки, представленным ЗАО "И" в адрес Красноярского УФАС России, общество не декларировало свое соответствие требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в связи с тем обстоятельством, что ЗАО "И" не относится к субъектам малого предпринимательства.
Согласно протоколу № 3410/10к от 26.11.2010 котировочные заявки ООО "С" и ЗАО "И" были рассмотрены котировочной комиссией агентства государственного заказа Красноярского края, признаны соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении Запроса котировок. По результатам оценки котировочных заявок победителем Запроса котировок котировочной комиссией было признано ЗАО "И", как предложившее лучшие условия по цене государственного контракта - 359877 рублей (ООО "С" была предложена цена контракта - 498365,94 рубля).
ООО "С" в соответствии со статьей 57 Закона о размещении заказов в адрес уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа Красноярского края - службу по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края (далее - Служба) 01.12.2010 была подана жалоба на действие (бездействие) котировочной комиссии агентства государственного заказа Красноярского края, выразившееся в признании победителем Запроса котировок ЗАО "И", не являющегося субъектом малого предпринимательства.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "С" Комиссией Службы было принято решение о признании жалобы необоснованной. В качестве мотивации было указано на наличие в котировочной заявке ЗАО "И" подтверждения соответствия общества требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отсутствия нормативно-закрепленного права и (или) обязанности котировочной комиссии по проверке соответствия участника размещения заказа требованиям указанного закона.
Согласно решению Службы от 07.12.2010 анализ соответствия/несоответствия ЗАО "И" требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не проводился, выводов об отнесении/неотнесении общества к субъектам малого предпринимательства решение не содержит.
Из решения Службы следует, что на рассмотрении Службой жалобы ООО "С" присутствовал представитель государственного заказчика. Согласно пояснениям представителей государственного заказчика, присутствовавшим на рассмотрении дела № 62-14-11, государственным заказчиком было получено решение Службы.
По результатам проведенного уполномоченным органом Запроса котировок государственным заказчиком и ЗАО "И" был заключен государственный контракт на поставку товара № 114-10 от 09.12.2010, который со стороны поставщика был исполнен 20.12.2010 (счет-фактура 5194-10), со стороны государственного заказчика - 22.12.2010 (платежное поручение 000546). При заключении государственного контракта государственным заказчиком проверка соответствия ЗАО "И" требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не осуществлялась.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Статьей 15 Закона о размещении заказов в определенных указанным законом случаях и порядке государственным заказчикам вменена обязанность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов, запроса котировок.
Согласно указанной норме запрос котировок проводится в порядке, установленном статьями 42 - 47 Закона о размещении заказов.
При этом Закон о размещении заказов не содержит норм, устанавливающих обязанность участников размещения заказа, участвующих в размещениях заказа у субъектов малого предпринимательства, представлять в составе котировочной заявки документы, подтверждающие соответствие требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Также Закон о размещении заказов не наделяет заказчиков, уполномоченных органов, осуществляющих размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, осуществлять проверку участников размещения заказа на предмет их отнесения/неотнесения к субъектам малого предпринимательства (соответствия статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Единственным требованием, установленным статьей 15 Закона о размещении заказов к содержанию документации о торгах, запроса котировок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, является обязательное указание в такой документации на размещение заказа у субъектов малого предпринимательства.
Согласно совместному письму Минэкономразвития России и ФАС России № 13497-АП/Д05, № АЦ/27510 при проведении запроса котировок у субъектов малого предпринимательства государственный заказчик должен в извещении о проведении запроса котировок указать необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а участник размещения заказа должен продекларировать в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ.
Из указанных норм и разъяснений органов, уполномоченных на осуществление нормативного правового регулирования и осуществление контроля в сфере размещения заказов соответственно, следует, что при участии в запросе котировок у субъектов малого предпринимательства подтверждение своего соответствия условиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется участником размещения заказа путем совершения следующих действий:
- подачей котировочной заявки на участие в запросе котировок;
- декларированием в котировочной заявке соответствия условиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Совершение участником размещения заказа указанных действий на этапе размещения заказа для государственного заказчика, уполномоченного органа, котировочной комиссии влечет возникновение обязанности по рассмотрению котировочной заявки такого участника размещения заказа.
При размещении заказа путем Запроса котировок агентством государственного заказа были выполнены требования статьи 15 Закона о размещении заказов: в извещении о проведении Запроса котировок, форме котировочной заявки содержится указание на размещение заказа у субъектов малого предпринимательства. На основании рекомендаций Минэкономразвития России и ФАС России в форму котировочной заявки была включена подлежащая заполнению участником размещения заказа декларация соответствия требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Котировочная заявка ЗАО "И", поданная на участие в Запросе котировок в форме электронного документа, была подготовлена в соответствии с формой, являющейся приложением к извещению о проведении Запроса котировок, и содержала заполненное обществом подтверждение соответствия требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Доказательствами наличия в котировочной заявке ЗАО "И" декларации соответствия общества требованиям статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" подтверждается следующими материалами:
- котировочной заявкой общества, представленной в адрес Красноярского УФАС России агентством государственного заказа Красноярского края;
- протоколом № 3410/10к котировочной комиссии, содержащим вывод о соответствии котировочной заявки общества требованиям извещения о проведении запроса котировок;
- решением службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края от 07.12.2010, содержащим указание на наличие в котировочной заявке ЗАО "И" указанной декларации.
В связи с этим не может быть принят во внимание довод ЗАО "И" об отсутствии в котировочной заявке общества декларации соответствия требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, отвечающие в т.ч. следующим требованиям:
- суммарная доля иностранных юридических лиц в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. рублей.
ЗАО "И" была представлена информация, согласно которой уставный капитал общества составляет <...> тысяч рублей и распределен между двумя акционерами: <...> - <...>, иностранным инвестором <...> - <...>, среднесписочная численность работников составляет <...> человека.
Данная информация свидетельствует о том, что ЗАО "И" не является субъектом малого предпринимательства. Данное обстоятельство также было подтверждено обществом в своих письменных пояснениях.
Отсутствие у ЗАО "И" статуса субъекта малого предпринимательства должно исключать участие общества в заказах, размещаемых у субъектов малого предпринимательства. Вместе с тем обществом была подана котировочная заявка для участия в Запросе котировок, который размещался для указанной категории предпринимателей. Подача ЗАО "И" котировочной заявки на участие в Запросе котировок является согласно части 1 статьи 8 Закона о размещения заказов подтверждением наличия у общества намерений заключить контракт на поставку товара, являющегося предметом Запроса котировок.
Материалами дела не подтверждается довод представителя ЗАО "И" об ошибочном участии в Запросе котировок. Котировочная заявка заполняется по форме, определенной уполномоченным органом, и содержит неоднократное упоминание о том обстоятельстве, что заказ размещается у субъектов малого предпринимательства. Заполнение участником размещения заказа формы котировочной заявки исключает отсутствие необходимости ознакомления с содержанием такой формы. Способ подачи котировочной заявки в форме электронного документа с подписанием электронно-цифровой подписью должен являться подтверждением как знакомства лица, поставившего свою ЭЦП под котировочной заявкой, так и подлинности такой заявки (статья 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи"). В ходе проведения Запроса котировок ЗАО "И" не было заявлено об ошибочности подачи котировочной заявки на этапе заключения государственного контракта общество не поставило в известность государственного заказчика о том, что победитель запроса котировок не является субъектом малого предпринимательства. Таким образом, ЗАО "И" не совершило действий, подтверждающих ошибочность подачи котировочной заявки и свидетельствующих о намерениях общества ликвидировать последствия такой ошибки.
При этом пассивность государственного заказчика, выразившаяся в непроведении проверки соответствия ЗАО "И" требованиям Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на этапе заключения государственного контракта при наличии основания проведения такой проверки, а именно: информации ООО "С" об отсутствии у ЗАО "И" статуса субъекта малого предпринимательства, указанной в жалобе, поданной в Службу, рассмотрение Службой такой жалобы, признание ее (жалобы) необоснованной по изложенным в решении от 07.12.2010 основаниям, отсутствие в качестве основания признания жалобы необоснованной наличия статуса субъекта малого предпринимательства у ЗАО "И", способствовала заключению государственного контракта с лицом, с которым государственный контракт в силу требований Закона о размещении заказов не должен быть заключен.
По результатам Запроса котировок государственный контракт был заключен с ЗАО "И". Таким образом, ЗАО "И", участвуя в размещении заказа у субъектов малого предпринимательства, к таковым не относясь, и в отсутствие в Законе о размещении заказов норм, позволяющих осуществить проверку статуса участника размещения заказа на этапе размещения заказа и обязывающих осуществить такую проверку на этапе заключения контракта, совершило действия, направленные на получение преимуществ, противоречащие закону, требованиям порядочности и справедливости и которые могли причинить убытки ООО "С", т.к. при неучастии ЗАО "И" в запросе котировок вероятность заключения государственного контракта с ООО "С", исходя из положений части 6 статьи 46 Закона о размещении заказов, являлась бы достаточно высокой.
Согласно пункту 9 части 4 Федерального закона "О защите конкуренции" действия хозяйствующего субъекта, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, справедливости и могущие причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, являются недобросовестной конкуренцией.
ООО "С", участвуя в одном с ЗАО "И" запросе котировок, действуя на одном с названным обществом товарном рынке, имея намерения поставить товар АТС 320 SI 2000 для нужд образовательного учреждения Красноярского края, является конкурентом ЗАО "И". Следовательно, рассматриваемые действия ЗАО "И" являются недобросовестной конкуренцией.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, ЗАО "И", приняв участие в Запросе котировок, нарушило запрет, установленный указанной нормой, чем допустило нарушение требований антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия Красноярского УФАС России

решила:

1. Признать ЗАО "И", совершившее действия по участию в запросе котировок, проводимом для субъектов малого предпринимательства в отсутствие у общества согласно статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" статуса субъекта малого предпринимательства, нарушившим требования части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. В связи с исполнением государственного контракта, заключенного по результатам запроса котировок № 3410/10к "На право поставки оборудования для нужд Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "К" субъектами малого предпринимательства", предписание не выдавать.
3. Передать материалы должностному лицу Красноярскому УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для принятия решения о наличии/отсутствии оснований для возбуждения дел (-а) об административном правонарушении.

Председатель Комиссии
О.П.ХАРЧЕНКО

Члены Комиссии
Я.Ю.БЫЧКОВА
А.В.ВАШУРИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Красноярскому краю от 05.04.2011 по делу № 062-14-11
<О нарушении запрета на добросовестную конкуренцию>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru