Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2011 года

10 марта 2011 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего Щуровой А.Н.
при секретаре У.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., заявителя Х.А., его представителей Х.Н. и Л.В., представителей Г.Н., Д.Т. и Г.А., представителя Губернатора Красноярского края П.Е.
Гражданское дело по заявлениям Х.А. и Г.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Указ Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения",

установил:

Статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 25.11.2010) "О защите прав ребенка" установлены гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение. Абзац второй части 2 данной статьи предусматривает, что порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг (в редакции от 5 марта 2010 № 25-уг) утверждены Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (Приложение 1); Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (Приложение 4).
Согласно п. 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 13.05.2009 № 77-уг), министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов.
Пункт 2 данного Порядка содержит перечень документов, необходимых для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия.
В силу пункта 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.03.2010 № 25-уг), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Данный Указ в действующей редакции опубликован в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", № 9 (380), 15 марта 2010 г. и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования (статья 7 Указа).
Х.А., 31 августа 1990 года рождения, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим в части пункта 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 13.05.2009 № 77-уг), в части слов "выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края"; пункта 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.03.2010 № 25-уг) в части слов "по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения"; пункта 2 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 13.05.2009 № 77-уг) в части слов "но не позднее чем за год до достижения 23-летия".
Свои требования Х.А. мотивировал тем, что оспариваемые нормы нарушают его права, поскольку он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживал с матерью в Иркутской области, там же остался без попечения единственного родителя в связи с выявлением у нее хронического психического заболевания, ему был назначен опекун. Сведения об отце в актовую запись о рождении не внесены. В возрасте 17 лет переехал на постоянное место жительства в г. Красноярск, где был поставлен на регистрационный учет по месту жительства у своей тети Х.Н. В настоящее время обучается в высшем учебном заведении в г. Красноярске. Решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам ему было отказано в постановке на учет как нуждающемуся в жилом помещении со ссылкой на отсутствие у него права на получение жилья, поскольку он имеет жилье в квартире своей матери в Иркутской области, а, кроме того, он не может быть поставлен на учет, так как не относится к категории лиц, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края. Оспариваемые им нормы противоречат федеральному законодательству, а именно статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Г.Н., 14 мая 1989 года рождения, обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня его принятия п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.03.2010 № 25-уг) в части слов "по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения".
Мотивировала тем, что данная норма нарушает ее права, она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее родители решением Идринского районного суда Красноярского края в 1997 году были лишены родительских прав, жилья не имеет. Решением краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам ей было отказано в постановке на учет в связи с несоответствием оформленных документов требованиям, установленным действующим законодательством. При этом ей разъяснено, что в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг жилое помещение приобретается по месту проживания детей на момент утраты родительского попечения. Местом утраты родительского попечения Г.Н. в 1997 году является Идринский район, однако местом жительства заявитель указывает город Красноярск, так как с 1 сентября 2008 года обучается в Красноярском государственном медицинском университете и проживает в общежитии, где состоит на регистрационном учете. Указала, что оспариваемая ею норма противоречит федеральному законодательству, а именно статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании Х.А., его представители Х.Н., Л.В., действующие на основании устного ходатайства заявителя, а также представители Г.Н. - Д.Т. и Г.А., действующие на основании доверенности от 21 февраля 2011 года, заявленные требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель Губернатора Красноярского края П.Е., действующая на основании доверенности от 9 декабря 2010 года № 1-012498, требования заявителей не признала, пояснила, что оспариваемый Указ Губернатора Красноярского края не противоречит федеральному законодательству, а лишь конкретизирует норму ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливая дополнительные гарантии на территории субъекта Федерации Красноярского края для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, действуя в рамках переданных ему полномочий ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, исследовав представленные материалы дела, заслушав заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего, что требования подлежат частичному удовлетворению, суд находит, что заявления Х.А. и Г.Н. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Указ Губернатора Красноярского края, положения которого оспариваются заявителями Х.А. и Г.Н., следует отнести к нормативно-правовому акту, так как он обладает необходимыми признаками, а именно: издан в установленном порядке управомоченным лицом; содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.
Данный нормативный акт принят в пределах полномочий должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, проверке подлежит соответствие содержания акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает правовой акт недействующим полностью или в части в том случае, если данный акт или его часть противоречат федеральному закону.
Согласно подпункта 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в редакции от 29.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Конституцией Российской Федерации социальная функция государства возлагается как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Абзацы 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливают гарантии прав на предоставление жилого помещения, а именно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции от 25.11.2010) "О защите прав ребенка" дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения своды, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
При этом Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 г. № 25-уг, установлен круг лиц, на которых распространяется действие данного Указа, а следовательно, и гарантии по предоставлению жилья вне очереди. К такой категории относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, выявленные и постоянно проживающие на территории Красноярского края.
При этом, как пояснила в судебном заседании представитель Губернатора Красноярского края П.А., под местом выявления понимается место жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Следовательно, если ребенок на момент утраты родительского попечения имел место жительства не в данном субъекте Российской Федерации, а за пределами Красноярского края, а в настоящее время проживает на территории Красноярского края, то права на получение жилья в Красноярском крае данное лицо не имеет, поскольку для распространения действия оспариваемого Указа необходима совокупность обстоятельств: ребенок должен быть выявлен на территории Красноярского края как сирота или как оставшийся без попечения родителей, а также проживать на территории Красноярского края на момент обращения.
В обоснование своей правовой позиции представитель Губернатора Красноярского края П.А. сослалась на ограничение власти субъекта пределами Красноярского края, а также на защиту интересов населения Красноярского края, что закреплено в Уставе Красноярского края.
Данный довод является не состоятельным по следующим основаниям.
Закрепленная в п. 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 13.05.2009 № 77-уг), позиция является ограничением по отношению к тем лицам, местом выявления которых не являлся Красноярский край, но которые проживают в настоящее время на территории Красноярского края, данные лица лишены социальной поддержки органов государственной власти Красноярского края, что является дискриминационным по отношению к этим лицам по признаку происхождения и месту жительства. Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Различие между отдельными группами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, проживающих на территории Красноярского края, по критерию их первичного выявления и первичного учета на территории края не является достаточным для установления различий в установлении порядка оснований обеспечения их жилыми помещениями, поскольку нуждаемость в обеспечении жильем определяется для них по месту жительства (или по месту пребывания), установленного в соответствии с законом, а не по месту выявления или первичного учета таких детей.
Данная позиция четко прописана в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая устанавливает, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Часть 2 данной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Довод представителя Губернатора Красноярского края о том, что данное положение не противоречит федеральному закону, а в полной мере соответствует федеральному правовому регулированию, поскольку под местом жительства в абзаце втором п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по ее мнению, применительно к лицам указанной категории, понимается место, где ребенок был выявлен, а также место, где за несовершеннолетним была закреплена жилая площадь, является не состоятельным, не основанным на законе, поскольку речь в абзаце 2 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона идет о лицах, не имеющих закрепленного жилья, социальные гарантии состоят в предоставлении жилья таким лицам.
Таким образом, п. 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, - приложение 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 г. № 25-уг в части слов "выявленных и" следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В силу п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.03.2010 № 25-уг), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Таким образом, предоставление жилья лицам рассматриваемой категории ограничено местом, где ребенок проживал на момент утраты родительского попечения, что является не правильным, поскольку федеральным законом обязанность по обеспечению жильем этих лиц возложена на органы исполнительной власти по месту жительства. При этом федеральный закон четко говорит именно о месте жительства лица, не оговаривая никаких дополнительных условий, которые, в противоречие с федеральным законом, прописаны в Указе Губернатора Красноярского края, ограничивая место предоставления жилого помещения местом жительства ребенка на момент утраты родительского попечения.
В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает
Суд не принимает во внимание довод представителя Губернатора Красноярского края П.Е. о том, что ранее действующая редакция Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусматривала аналогичный установленному Указом Губернатора Красноярского края порядок предоставления жилья данной категории лиц, а именно, по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если их место рождения находится за пределами российской Федерации. Данная редакция Закона является не действующей с 22 августа 2004 года, следовательно, не подлежит применению и анализу.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, по месту проживания (или временного пребывания).
Таким образом, п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.03.2010 № 25-уг), в части слов "которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения" следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В п. 2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.03.2010 № 25-уг), указан перечень необходимых документов для постановки на учет лиц указанной категории, при этом обращение лица для постановки на учет должно иметь место не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия.
При этом в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Ограничение права на предоставление документов для постановки на учет сроком один год до достижения 23-летия, то есть фактически, 22-летним возрастом, противоречит федеральному закону, поскольку социальная гарантия по предоставлению жилья распространяется на лиц до достижения 23-летнего возраста. Установление пресекательного срока Указом Губернатора Красноярского края для постановки на учет ограничивает права лиц данной категории на получение социальной гарантии.
Утверждения представителя Губернатора Красноярского края П.Е. о том, что установление сроков подачи документов является дисциплинирующей мерой и нарушение этого срока не является основанием для отказа в постановке на учет, не могут быть приняты во внимание, поскольку сама формулировка противоречит федеральному законодательству и ограничивает права лиц на предоставление данной социальной гарантии.
Полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья во всех случаях реализуются в соответствии с действующим законодательством при неукоснительном соблюдении Конституции РФ.
На основании изложенного, п. 2 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, - приложение 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 г. № 25-уг в части слов "но не позднее чем за год до достижения 23-летия" следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Согласно требованиям п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу суд считает правильным признать оспариваемые в части нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку они применялись до обращения в суд.
Резолютивная часть решения суда, на основании части 3 статьи 253 ГПК РФ, подлежит опубликованию в течение 30 (тридцати) дней после вступления решения в законную силу в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявления Х.А. и Г.Н. удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу:
пункт 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (в редакции от 13 мая 2009 № 77-уг) - приложения 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" в части слов "выявленных и";
пункт 2 этого же нормативного акта в части слов "но не позднее чем за год до достижения 23-летия";
пункт 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от 5 марта 2010 № 25-уг) - приложения 4 к Указу Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" в части слов "которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения".
Сообщение о принятом решении опубликовать в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" в течение 30 (тридцати) дней после вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено представление, в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
А.Н.ЩУРОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 38(479), 29.07.2011 (извлечение)


Решение Красноярского краевого суда от 10.03.2011
<О признании частично недействующими Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденных Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru