Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ


РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2009 г. по делу № 326-14-09

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 06.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 20.10.2009.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии - Т.Г. Мироненко, главный государственный инспектор правового отдела, Е.В. Куштысева, старший государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрела дело № 326-14-09 по признакам нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ЗАО "Т" (<...>) (далее - ЗАО "Т").
В адрес антимонопольного управления поступило заявление МП ЗАТО г. Железногорск "Г" (<...>) (далее - МП "Г") (вх. № 7404 от 08.07.2009) с жалобой на действия ЗАО "Т", выразившиеся в проведении акции "Комфортное прибытие" (информация размещена на сайте www/telemax - net.ru/news/) с предложением свободного использования сети Интернет в течение трех месяцев без абонентской платы абонентам, перешедшим от другого оператора.
По данному факту Приказом Красноярского УФАС России от 5 августа 2009 года № 546 возбуждено дело № 326-14-09 в отношении ЗАО "Т" по признакам нарушения статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании комиссии присутствовали:
- <...>, управляющий директор ЗАО "Т" (приказ № 3 от 13.02.2007);
- <...>, представитель ЗАО "Т" по доверенности № 11 от 02.09.2009;
- <...>, представитель МП "Г" по доверенности от 1 сентября 2009 года;
- <...>, представитель МП "Г" по доверенности от 1 сентября 2009 года.

В ходе рассмотрения дела № 326-14-09 комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.
Муниципальное предприятие ЗАТО г. Железногорск Красноярского края "Г" оказывает на территории ЗАТО г. Железногорск телематические услуги связи и услуги связи по передаче данных на основании лицензий № 39496 и № 51759. В соответствии с уставом МП "Г", утвержденным Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 13.05.2009 № 776, целями деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (п. 2.1 Устава).
На территории ЗАТО г. Железногорск телематические услуги связи оказывает ЗАО "Т" на основании лицензии № 37204. В соответствии с Уставом ЗАО "Т", утвержденным протоколом № 1/05 от 01.06.2005, единственной целью деятельности общества является получение прибыли (п. 3.1 Устава).
25 мая 2009 приказом управляющего директора ЗАО "Т" № 7 было утверждено Положение о проведении акции "Комфортное прибытие" в период с 01.06.2009 до 01.07.2009. Проведение акции было продлено до 05.07.2009 в соответствии с приказом № 8 от 26.06.2009.
В соответствии с п. 1.2 Положения об акции "Комфортное прибытие" (далее - Положение об акции) участниками акции "Комфортное прибытие" могут быть физические или юридические лица, имеющие действующий договор с провайдером в г. Железногорске, кроме ЗАО "Т".
Акция "Комфортное прибытие" проводится в целях предоставления возможности всем пользователям Интернет в г. Железногорске, не являющимся абонентами ЗАО "Т", сравнить качество услуг, предоставляемых разными операторами связи (п. 2.1 Положения).
В соответствии с п. 2.2 Положения организатор не требует от участника акции расторжения договора с имеющимся оператором связи и переключения абонентского кабеля.
В соответствии с 3 разделом указанного Положения участникам акции необходимо:
- предъявить действующий договор с оператором связи;
- выбрать любой из действующих тарифов FREE - 64, FREE - 128, FREE - 256;
- заключить договор с организатором в рамках проводимой акции.
Участник акции получает 3 месяца использования Интернет без абонентской платы. Абонент обязан внести первоначальный платеж в соответствии с выбранным тарифом. Денежные средства, внесенные абонентом, остаются на его лицевом счете до окончания срока действия акции. По окончании Акции абонент вправе по письменному заявлению отказаться от услуг ЗАО "Т", при этом сумма первоначального платежа будет возвращена абоненту.
8 июня 2009 на сайте www/telemax - net.ru/news/ ЗАО "Т" разместило объявление о проведении акции "Комфортное прибытие" с предложением свободного использования сети Интернет в течение трех месяцев без абонентской платы абонентам, перешедшим от другого оператора.
Согласно письменным пояснениям ЗАО "Т" (исх. № 49 от 24.09.2009) общество распространило листовки с содержанием условий акции: "все абоненты, перешедшие к нам от другого оператора" "получают 3 месяца свободного использования Интернет БЕЗ АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ!", а также разместило рекламный видеоролик с аналогичной информацией на городском телевидении - ОАО "Г".
В указанных выше объявлениях содержались следующие условия проведения акции:
- в акции могут участвовать только абоненты, перешедшие к нам от другого оператора;
- абонент при подключении должен выбрать любой из вышеперечисленных безлимитных тарифов;
- абонент обязан внести первоначальный платеж в соответствии с выбранным тарифом (деньги остаются на лицевом счете абонента до истечения 3-месячного срока бесплатного использования услуги).
Иные условия проведения акции в вышеуказанных объявлениях не были указаны, в том числе условие, содержащееся в п. 2.2 Положения, о том, что организатор не требует от участника акции расторжения договора с имеющимся оператором связи и переключения абонентского кабеля.
Так, согласно материалам настоящего дела, часть абонентов МП "Г", ознакомившись с условиями акции "Комфортное прибытие" в объявлениях, распространенных на сайте www/telemax - net.ru/news/ и в листовках рекламного характера, расторгли договоры с МП "Г" по причине выбора другого интернет-провайдера, и только после этого обратились в адрес ЗАО "Т" с заявлениями о регистрации в качестве новых абонентов для получения телематических услуг связи по доступу к сети Интернет.
Согласно письму МП "Г" (исх. № 01-22/654 от 26.08.2009) упущенная выгода (недополученный доход) заявителя за один календарный месяц составляет 2781,55 исходя из количества абонентов, которые расторгли договоры с МП "Г", указавших причину расторжения договора - "Смена провайдера".
В соответствии с представленным ЗАО "Т" перечнем абонентов в рамках проведенной акции "Комфортное прибытие" к ЗАО "Т" перешли 30 абонентов других операторов, которые заключили договоры на оказание услуг телематической связи.
В обоснование правомерности своих действий ЗАО "Т" ссылается на то, что акция "Комфортное прибытие" была проведена в целях предоставления возможности всем пользователям Интернет в г. Железногорске, не являющимся абонентами ЗАО "Т", сравнить качество услуг, предоставляемых разными операторами связи.
МП "Г" считает действия ЗАО "Т", направленные на "переманивание" клиентов других операторов, нарушающими условия добросовестной конкуренции, обычаи делового оборота и требования добропорядочности, поскольку в акции "Комфортное прибытие" могли участвовать не все желающие получить услуги связи по доступу к сети Интернет компании "Т", а только абоненты других операторов, которым уже оказывались вышеуказанные услуги.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ устанавливается презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений для тех случаев, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от разумности и добросовестности осуществления этих прав.
Согласно статье 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Следовательно, понятие "обычаи делового оборота" применяется при анализе действий хозяйствующих субъектов, если отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями договора между ними.
Одновременно пунктом 2 статьи 6 ГК РФ установлено, что при невозможности использования по аналогии закона права, обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. В пункте 3 статьи 10 ГК РФ указывается на разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений в ситуациях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинившие или способные причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесшие или способные нанести вред их деловой репутации. В силу той же статьи конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, сопоставив приведенные выше положения законодательства, признаками, одновременное наличие которых позволит считать действия юридического лица недобросовестной конкуренцией, являются:

1) юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка;
2) своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;
3) действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;
4) конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Как следует из материалов настоящего дела и обзора состояния конкурентной среды локального товарного рынка телематических услуг связи по доступу к сети Интернет на территории ЗАТО г. Железногорск, на территории ЗАТО г. Железногорск выявлено пять постоянно действующих субъектов во временном интервале: 2008 и первое полугодие 2009 года, осуществляющих деятельность по оказанию телематических услуг связи по доступу к сети Интернет: МП "Г", ЗАО "Т", ООО "А", ООО "А", ООО "9". Лидирующие позиции занимают два хозяйствующих субъекта с долей на рынке более 35%: МП "Г" и ЗАО "Т".
Общий объем локального товарного рынка телематических услуг связи по доступу к сети Интернет на территории ЗАТО г. Железногорск имеет тенденцию к росту, а доли участников рынка к снижению за счет выхода на рынок новых продавцов и перераспределения долей между хозяйствующими субъектами.
В таких условиях важное значение для успешного развития рынка имеет ценовая и маркетинговая политика каждого участника.
По общему правилу границей между свободным волеизъявлением хозяйствующего субъекта и злоупотреблением своим правом являются разумность, справедливость и добропорядочность действий, их обоснованность законом.
Содержание объявлений ЗАО "Т" в части основного условия акции "только абоненты, перешедшие к нам от другого оператора" свидетельствует о том, что ЗАО "Т" знало о наличии конкурентов на рынке и осознавало, что своими действиями могло причинить вред другим операторам - участникам рынка телематических услуг связи по доступу к сети Интернет в ЗАТО г. Железногорск. Названное свидетельствует о наличии в действиях ЗАО "Т" умысла.
Так, в соответствии с имеющимися материалами настоящего дела, исходя из количества абонентов, которые расторгли договоры с МП "Г", указавших причину расторжения договора - "смена провайдера" и перезаключивших такие договоры с ЗАО "Т", упущенная выгода (недополученный доход) МП "Г" за один календарный месяц составляет 2781,55.
Следовательно, ЗАО "Т", распространяя информацию о проведении акции "Комфортное прибытие" для ограниченного круга участников акции (в акции могут участвовать только абоненты других операторов) и указывая исчерпывающий перечень условий проведения акции без указания основного условия, содержащегося в п. 2.2 Положения об акции о том, что организатор не требует от участника акции расторжения договора с имеющимся оператором связи и переключения абонентского кабеля, допускало действия, противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Статья 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 предусматривает, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет понятие недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещается недобросовестная конкуренция.
Следовательно, недобросовестная конкуренция при привлечении новых абонентов, особенно путем предоставления дополнительных льгот перешедшим от другого провайдера, недопустима.
Довод ЗАО "Т" о том, что акция "Комфортное прибытие" была проведена в целях предоставления возможности всем пользователям Интернет в г. Железногорске, не являющимся абонентами ЗАО "Т", сравнить качество услуг, предоставляемых разными операторами связи, комиссией не принимается, поскольку указанная цель выступает в интересах потребителей услуги, которым предоставлена возможность сравнивать качество услуг операторов связи, а не выступает в интересах общества "Т", основной целью деятельности которого является получение прибыли (п. 3.1 Устава ЗАО "Т").
Таким образом, характер и природа действий ЗАО "Т" при проведении акции "Комфортное прибытие" для ограниченного круга участников акции - "только абоненты, перешедшие от других операторов" определены как направленные на "переманивание" клиентов других участников рынка телематических услуг связи по доступу к сети Интернет на территории ЗАТО г. Железногорск.
Руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия

решила:

1. Признать ЗАО "Т" нарушившим статью 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ЗАО "Т" предписание о прекращении совершения действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, противоречащих обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
В.М.ЗАХАРОВ

Члены комиссии
Т.Г.МИРОНЕНКО
Е.В.КУШТЫСЕВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 октября 2009 г. по делу № 326-14-09

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Т.Г. Мироненко, главный государственный инспектор правового отдела, Е.В. Куштысева, старший государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 20 октября 2009 г. по делу № 326-10-09 о нарушении закрытым акционерным обществом "Т" (<...>) (далее - ЗАО "Т") статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

предписывает:

1. ЗАО "Т" не совершать действия, являющиеся недобросовестной конкуренцией, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
2. С целью предупреждения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 15 ноября 2009 года издать организационно-распорядительный акт, обеспечивающий надлежащий контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства.
3. В срок до 20 ноября 2009 года сообщить в адрес управления об исполнении предписания с приложением документальных доказательств.

Председатель комиссии
В.М.ЗАХАРОВ

Члены комиссии
Т.Г.МИРОНЕНКО
Е.В.КУШТЫСЕВА

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение УФАС по Красноярскому краю от 20.10.2009 по делу № 326-14-09
<О нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию>
(вместе с предписанием Красноярского УФАС РФ от 20.10.2009 по делу № 326-14-09)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru