Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2011 г. по делу № 33-1656/2011

Судья Дорыданова И.В.
Докладчик Букреев Д.Ю.
22 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Жуковой Н.Н., Букреева Д.Ю.,
при секретаре Л.К.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационным жалобам истца Е.В.И. и ответчика администрации г. Липецка на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 27 апреля 2011 года, которым постановлено:
Взыскать с администрации г. Липецка в пользу Е.В.И. 68149 рублей 81 копейку, судебные расходы в сумме 23771 рубля 84 копейки, расходы по оказанию юридической помощи в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Е.В.И. к администрации г. Липецка, департаменту жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка о проведении капитального ремонта в квартире отказать.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия

установила:

Е.В.И. обратилась в суд с иском к ООО "У" о понуждении к производству капитального ремонта в квартире. В обоснование иска Е.В.И. указала, что является нанимателем двухкомнатной квартиры <...>. Капитальный ремонт дома не производился с 1963 года, хотя нормативные сроки эксплуатации его инженерного оборудования и конструктивных элементов значительно превышены. Ввиду истечения нормативного срока эксплуатации подлежат замене внутриквартирная часть инженерных сетей и оборудования, а также межкомнатные двери, входная дверь, оконные рамы, газовая плита, ванна, мойка, радиаторы, унитаз.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков администрацию г. Липецка и департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Липецка.
Впоследствии Е.В.И. отказалась от иска в части требований к ООО "У".
Исковые требования к остальным ответчикам были увеличены, и в итоге Е.В.И. просила взыскать с администрации г. Липецка и департамента ЖКХ г. Липецка стоимость ремонта квартиры в размере 314.034 руб. 22 коп. согласно заключению эксперта, 16.000 рублей за замену газовой плиты и электросчетчика, возместить фактически понесенные расходы на производство части ремонтных работ в сумме 3.000 рублей, и взыскать компенсацию морального вреда в сумме 120.000 рублей.
В судебном заседании иск поддержан представителем Е.В.И. по доверенности Е.В.С.
Представитель администрации г. Липецка по доверенности Т.О.В. в судебном заседании возражала против иска, указывая на то, что в силу закона наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого дома, а внутриквартирный ремонт является текущим, и выполняется за счет нанимателя.
Представитель департамента ЖКХ г. Липецка по доверенности Р.Л.М. в судебном заседании возражала против иска по аналогичным основаниям.
Истец Е.В.И. в судебное заседание по извещению суда не явилась.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
На решение суда Е.В.И. и администрацией г. Липецка поданы кассационные жалобы.
В кассационной жалобе Е.В.И. просит об отмене решения, считая выводы по существу дела не соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам материального права. Кассатор критикует вывод об обязанности администрации оплатить только стоимость ремонта внутриквартирной части инженерных сетей, как противоречащий закону и договору найма от 24 декабря 1998 года. При этом указано на неправомерность определения присужденной стоимости ремонта без учета действующих в Липецкой области нормативных индексов сметной стоимости строительно-монтажных работ, и стоимости необходимых сопутствующих локальных восстановительно-отделочных работ. Вывод о надлежащем техническом состоянии квартиры, основанный на результатах ее судебного осмотра, кассатор считает неправильным, поскольку осмотр производился без специалиста. Также в жалобе указано на необходимость возмещения стоимости газовой плиты на основании ст. 15 УК РФ, как неизбежных расходов в будущем, и нарушение ст. 151 ГК РФ при отказе в удовлетворении требования о возмещении морального вреда.
Администрация г. Липецка просит об отмене решения, настаивая на необходимости признания внутриквартирного ремонта текущим и подлежащим выполнению за счет нанимателя. Также указано, что решение о взыскании денежных средств непосредственно с администрации г. Липецка обусловит неосновательное обогащение Е.В.И., поскольку контроль целевого использования присужденной суммы не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Выслушав представителя Е.В.И. по доверенности Е.В.С., поддержавшего жалобу, возражения представителя администрации г. Липецка по доверенности Т.О.В., поддержавшей жалобу администрации, обсудив их доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия оснований к отмене решения не находит.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение, платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств Фонда предоставляется финансовая поддержка субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8).
Из "Положения об организации и проведении конструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 Р), введенного в действие с 1 июля 1989 года, следует, что установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации кирпичных жилых зданий до постановки на капитальный ремонт 20 лет, а также максимальные эффективные сроки службы: трубопроводов, стояков и радиаторов - 30 лет при открытых схемах и 40 лет при закрытых схемах, туалетных кранов - 10 лет, водоразборных кранов - 10 лет, унитазов керамических и смывных бачков - 20 лет, латунных вентилей - 20 лет, смесителей - 15 лет, ванн стальных - 25 лет, кухонных моек - 15 лет, деревянных оконных переплетов в жилых зданиях - 40 лет, входных дверей в квартиру - 40 лет.
Согласно приложению № 8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к капитальному ремонту отнесено проведение полной замены существующих систем центрального отопления горячего и холодного водоснабжения (в том числе с обязательным применением модернизирующих отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика, установка поквартальных счетчиков горячей и холодной воды при замене сетей); замена внутриквартирных инженерных сетей.
Согласно п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износами разрушением на более долговечные и экономические, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Согласно подпункту 4 п. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.

Согласно подп. "е" п. 10 постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" в качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно абз. 2 подп. "е" п. 4 "Типового договора социального найма 1А,. жилого помещения", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
В соответствии с ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем, либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2006 года № 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", наниматель в качестве пользователя жилым помещением обязан: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; производить текущий ремонт жилого помещения.
Перечень работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержден приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23.11.1988 года № 312, в приложении № 8 ВСН, и к ним относятся: замена оконных, дверных и печных приборов, вставка стекол, замена дверных полотен, отделка помещений с целью благоустройства квартиры, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, смена электроприборов и т.п., работы по улучшению отделки квартир, замена и ремонт покрытий полов.
Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение № 3) определен перечень дополнительных работ, выполняемых по заказам и за счет средств потребителей.
В частности, к таким работам пунктом 1 "Сантехнические работы" отнесены - замена умывальников, моек, раковин, полотенцесушилок, замена унитазов всех видов; пунктом 2 "Электромонтажные работы" - смена выключателя, штепсельной розетки, прокладка электропроводки, ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру, замена электрических и газовых плит, пунктом 3 "Столярные и стекольные работы" - ремонт оконных и дверных заполнений, ремонт конструкций полов и ремонт покрытий полов (дощатых, паркетных, из линолеума, плитки ПВХ) и пунктом 4 "Отделочные работы" - окраска потолков, откосов, оконных переплетов, дверных полотен, оклейка стен обоями.
Как видно из материалов дела, 12-ти квартирный жилой дом 64 по ул. Интернациональная г. Липецка введен в эксплуатацию в 1952 году. Три квартиры в доме являются муниципальной собственностью, а остальные принадлежат гражданам.
Е.В.И. с 1962 года является нанимателем квартиры <...> указанного дома, состоящей из двух комнат, общей площадью 46,7 кв. м.; жилой - 28,8 кв. м., что подтверждено ордером.
Согласно договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 24 декабря 1998 года, заключенному между МУП "П" ГУ ЖКХ и Е.В.И., квартира передана ей в бессрочное пользование.
Помимо Е.В.И. в квартире зарегистрирован и проживает ее сын Е.В.С.
По материалам дела, последний капитальный ремонт в доме производился в 1963-м году в связи с демонтажем печного отопления, подключением к центральному отоплению и водопроводу, оборудованием ванн и помещений кухонь.
Согласно акту осмотра спорной квартиры от 16 сентября 2008 года, составленному представителями ООО "Г" и акту осмотра от 28 мая 2009 года, составленному ООО "У", инженерные сети и сантехническое оборудование в квартире находятся в удовлетворительном состоянии, течи нет.
Из свода заявок по спорной квартире МУП "А" г. Липецка следует, что в квартире Е.В.И. исполнены четыре заявки в связи со слабым отоплением и засорами канализации.
В соответствии с пунктом 4 договора найма жилого помещения, заключенного с Е.В.И., наймодатель - собственник жилого помещения в лице действовавшего МУП "П", приняло на себя обязательства в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилого фонда своевременно производить в квартире нанимателя необходимый капитальный ремонт, заменять вследствие износа в нормативные сроки основные конструкции дома, двери, оконные переплеты, полы, перекладывать печи, ремонтировать санитарно-техническое и иное оборудование, а также производить внутриквартирный текущий ремонт жилых помещений нанимателя, в случаях, когда такой ремонт связан с устранением неисправностей отдельных конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем, либо с производством капитального ремонта.
Согласно экспертному заключению ООО "В" от 30 марта 2010 года, имеется необходимость проведения ремонта квартиры <...>, в том числе конструктивных элементов, оборудования, инженерных систем.
В частности, экспертом указано на наличие следующих недостатков (дефектов):
- теплоснабжение: капельные течи запорной арматуры, приборов и секциях отопительных приборов, очаги сплошной коррозии трубопроводов, следы протечки в отопительных приборах);
- водоснабжение: расстройство арматуры и смывных бачков (до 40%), следы ремонта трубопроводов (заварка, замена отдельных участков), коррозия трубопроводов, повреждение смывного бачка до 10%;
- оборудование: трещина унитаза, течь воды в водосливном бачке, капельная течь смесителя.
Стоимость ремонтных работ в вышеуказанной части определена экспертом, согласно сметному расчету, в сумме 68.149 руб. 81 коп. (водоснабжение и канализация 29.055,80 руб.; отопление 39.094,01 руб.).
Суд дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, представленным доказательствам, правильно применил закон, и обоснованно возложил на наймодателя - администрацию г. Липецка, обязанность оплатить стоимость замены внутриквартирной части сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, и замены соответствующего санитарно-технического оборудования.
При возложении такой обязанности правильно учитывалось не только истечение нормативного срока эксплуатации указанных элементов и оборудования, но их фактическое состояние, поскольку первое обстоятельство само по себе не свидетельствует о соответствующих качественных характеристиках (потребительской годности).
Такой вывод обусловлен содержанием вышеприведенных правовых норм, регламентирующих порядок и основания производства ремонта, которыми установлены именно минимальные и максимальные сроки эффективной эксплуатации сетей и оборудования.
Поэтому истечение названных сроков может служить основанием для выполнения наймодателем капитального ремонта дома по одному лишь формальному (нормативному) основанию, но не свидетельствует само по себе о нарушении прав нанимателя конкретного жилого помещения.
Суд же защищает фактически нарушенные гражданские права.
Техническое состояние элементов и оборудования квартиры, признанных судом подлежащими замене, подтверждено, в частности, заключением эксперта с прилагаемыми фотографиями, и является ненадлежащим (критическим).
Так, согласно заключению эксперта и фотографиям, система теплоснабжения имеет множественные течи, очаги коррозии трубопроводов; система водоснабжения - значительный процент расстройства запорной арматуры (40%), очаги коррозии трубопроводов, повреждение смывного бачка (10%).
Санитарно-техническое оборудование имеет дефекты в виде трещины унитаза (очевидно неустранимый дефект), течи воды в водосливном бачке и капельной течи смесителя.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ № 315 от 21 мая 2005 года "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", договоры социального найма жилого помещения, заключенные до вступления в силу данного постановления, переоформлению не подлежат.
Соответственно, предусмотренная заключенным с истцом договором найма обязанность наймодателя (городской администрации) производить необходимый капитальный ремонт именно в квартире, должна исполняться.
Сама возможность осуществления внутриквартирного капитального ремонта прямо предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ.
Полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, замена внутриквартирных инженерных сетей при производстве капитального ремонта предусмотрена указанным выше приложением № 8 к постановлению Госстроя РФ № по от 27 сентября 2003 года.
Согласно заключению ОАО "Л", состояние сетей канализации, водоснабжения и теплоснабжения дома аварийное.
При установленных обстоятельствах и с учетом фактического состояния указанных сетей и оборудования, в силу ст. 56 ГПК РФ администрации г. Липецка следовало доказать, что выявленные дефекты относятся к начальной, а не к конечной стадии фактического износа.
Такие доказательства суду представлены не были.
Поэтому сделанный экспертом акцент на истечении нормативны сроков эксплуатации, мотивированный отсутствием необходимого диагностического оборудования, не означает невозможность использования экспертного заключения в качестве одного из доказательств фактического состояния сетей и санитарно-технического оборудования.
Основания для возложения на администрацию г. Липецка обязанности оплатить все указанные истцом ремонтные работы, включая замену дверей, оконных блоков, у суда отсутствовали.
Исходя из буквального содержания пункта 4 договора найма жилого помещения, на который ссылалась Е.В.И. (в контексте всего договора), наймодатель обязуется (помимо капитального ремонта квартиры) заменять вследствие износа в нормативные сроки основные конструкции дома (а не квартиры), к которым отнесены двери, оконные переплеты, полы.
То есть в соответствующей части пункта 4 договора речь идет о замене основных общедомовых конструкций.
Остальные перечисленные истцом ремонтно-восстановительные работы, включая отделочный ремонт, а равно замену внутриквартирных дверей, оконных блоков и т.п., в силу вышеприведенных правовых норм, выполняются за счет нанимателя, и действующим договором найма иное не предусмотрено.
Довод Е.В.И. о необходимости возмещения расходов на локальные ремонтно-восстановительные работы, сопряженные с заменой соответствующей части сетей и оборудования, правильно признан несостоятельным, поскольку суд взыскал стоимость работ, которые будут выполняться третьими лицами (ч. 2 ст. 66 ЖК РФ).
Фактические объемы таких работ, особенности их производства и технологии, то есть обстоятельства, влияющие на стоимость сопутствующих работ, истцом не доказаны.
Не подлежали удовлетворению и требования о возмещении убытков в виде расходов на приобретение газовой плиты и электросчетчика, поскольку истечение нормативных сроков эксплуатации недостаточно для вывода относительно их фактического состояния, а необходимость соответствующих расходов не доказана, и они не понесены.
Оснований для расчета стоимости ремонтных работ с учетом нормативных индексов в строительстве, о чем указано в жалобе Е.В.И., не имелось, поскольку подрядчик не выбран, а применение таких индексов всеми участниками рынка ремонтно-строительных услуг не является обязательным. Эксперт определил рыночную стоимость работ.
Довод о необходимости полного удовлетворения иска со ссылкой на положения ФЗ "О Фонде содействия реконструированию жилищно-коммунального хозяйства" о выполнении за счет наймодателя текущего ремонта, связанного с производством капитального ремонта дома, не может повлечь иной исход дела.
Суд правильно исходил из того, что капитальный ремонт дома фактически не произведен, и поэтому названное заключение ОАО "Л" о состоянии дома не подтверждает конкретные затраты истца, которые подлежали бы возмещению.
Выполнение текущего ремонта, в том числе отделочного, как правильно указал суд, в силу закона и договора найма, является обязанностью нанимателя.
Отказывая в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, суд правильно учитывал, что правоотношения сторон возникли из договора найма, и они неравнозначны отношениям в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг для удовлетворения личных бытовых нужд.
Возможность компенсации морального вреда применительно к рассматриваемым имущественным правоотношениям законом не предусмотрена.
За счет департамента ЖКХ г. Липецка иск не мог быть удовлетворен, поскольку полномочиями этого учреждения охватываются только организационно-распорядительные функции в сфере ЖКХ.
Доводы жалобы администрации г. Липецка о неисполнимости решения ввиду отсутствия полномочий по контролю целевого использования присужденной суммы признаются несостоятельными, так как добросовестность сторон исполнительного производства предполагается, а взыскание стоимости ремонта уже само по себе является способом восстановления нарушенного права.
Выводы суда по существу дела подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы кассаторов, направленные на иную оценку обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование закона, не могут повлечь отмену решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Липецкого областного суда от 22.06.2011 по делу № 33-1656/2011
<Исковые требования о понуждении к производству капитального ремонта в квартире удовлетворены частично; суд дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, представленным доказательствам, правильно применил закон и обоснованно возложил на наймодателя - орган местного самоуправления обязанность оплатить стоимость замены внутриквартирной части сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения и замены соответствующего санитарно-технического оборудования. При возложении такой обязанности правильно учитывалось не только истечение нормативного срока эксплуатации указанных элементов и оборудования, но их фактическое состояние, поскольку первое обстоятельство само по себе не свидетельствует о соответствующих качественных характеристиках>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru