Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2011 г. № 3-3/2011

Верховный Суд Республики Мордовия в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания Л.
с участием в деле:
заявителя - прокурора Республики Мордовия, его представителя И., прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Мордовия, представившего в подтверждение своих полномочий удостоверение,
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия, его представителя Б., консультанта Министерства финансов Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность от 05 мая 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению прокурора Республики Мордовия об оспаривании отдельных положений Республиканской территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 499,

установил:

постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 499 утверждена Республиканская территориальная программа государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Республиканская программа).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РМ от 24.12.2010 № 499 официально опубликовано в "Известиях Мордовии", № 1-1, 05.01.2011, а не № 1.

Данное постановление официально опубликовано в издании "Известия Мордовии" № 1 от 05 января 2011 года.
Прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании недействующими главы 3 раздела 3 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования населении Республики Мордовия" и абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела 6 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь" указанной программы со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемые им положения Республиканской программы устанавливают заниженные по сравнению с соответствующими показателями Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782, нормативы, что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе.
Считал, что снижение субъектом Российской Федерации гарантированного объема бесплатной медицинской помощи недопустимо, что Республиканская программа может определять лишь дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не снижать их.
Кроме того, определение в Республиканской программе перечня врачебных специальностей, по которым оказывается медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, также противоречит Федеральной программе, не предусматривающей возможности каких-либо ограничений оказания медицинской помощи гражданам в зависимости от вида врачебной специальности.
В судебном заседании И. от имени прокурора Республики Мордовия заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и дополнительно объяснил, что просит не взыскивать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину в доход государства, поскольку органы государственной власти в силу закона освобождены от ее уплаты.
В судебном заседании Б. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления прокурора в части оспаривания абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела 6 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь" Республиканской программы возразила, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральной программой подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов объема медицинской помощи и норматива финансовых затрат на единицу объема помощи с учетом соответствующих районных коэффициентов. При этом федеральные нормативы объемов медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения являются средними. Кроме того, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи рассчитываются исходя из расходов на ее оказание, то есть исходя из объемов ассигнований консолидированного бюджета. Действующее законодательство не содержит указания на то, что нормативы финансирования не должны быть ниже (или выше) федеральных.
С требованием прокурора в части оспаривания главы 3 раздела 3 Республиканской программы представитель Правительства Республики Мордовия согласился.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспариваются глава 3 раздела 3 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования населении Республики Мордовия" Республиканской программы, которой предусмотрен перечень врачебных специальностей, по которым оказывается медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, и абзацы 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела 6 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь", в силу которых нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 857,5 рубля;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 127,4 рубля, в том числе 106,3 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 291,7 рубля, в том числе 302,9 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1014,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1055,7 рубля.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 5391,8 рубля, из них:
3486,4 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
1905,4 рубля за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Программы ОМС.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится, в том числе, разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782.
Согласно разделу 5 Федеральной программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с данной Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 рубля, в том числе 169,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них:
4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в абзаце последнем раздела 3 Программы.
Разделом 1 Федеральной программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год, в которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 499 утверждена Республиканская территориальная программа государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Сравнительный анализ положений Федеральной и Республиканской программ государственных гарантий свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации нормативов объема медицинской помощи в размере ниже, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782.
Учитывая, что в силу требований Основ законодательства об охране здоровья граждан и Федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы должны соответствовать положениям Федеральной программы, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предусматривать лишь дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи гражданам, доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений Республиканской программы требованиям федерального законодательства является правомерными.
Довод представителя Правительства Республики Мордовия о том, что установленные в Федеральной программе нормативы объема медицинской помощи являются средними, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации корректируют их с учетом особенностей субъекта Российской Федерации с учетом соответствующих районных коэффициентов, не принимается во внимание.
Указанное выше право субъектов Российской Федерации корректировать нормативы объема медицинской помощи не свидетельствует о предоставлении им права занижать соответствующие нормативы, предусмотренные Федеральной программой.
Ссылки представителя Правительства Республики Мордовия на то, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи рассчитываются исходя из расходов на ее оказание, то есть исходя из объемов ассигнований консолидированного бюджета Республики Мордовия и бюджета Мордовского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год также отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Определение в Республиканской программе перечня врачебных специальностей, по которым оказывается медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования (раздел 3 главы 3 Республиканской программы), также противоречит Федеральной программе, не предусматривающей возможности каких-либо ограничений оказания медицинской помощи гражданам в зависимости от вида врачебной специальности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не часть 2 статья 252.

В соответствии с частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае суд признает оспоренные нормы недействующими со дня вступления в законную силу решения суда исходя из заявленных прокурором требований.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку Правительство Республики Мордовия, являясь органом государственной власти, в силу закона освобождено от уплаты государственной пошлины, оснований для ее взыскания в доход государства с заинтересованного лица не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Мордовия

решил:

заявление прокурора удовлетворить.
Признать главу 3 раздела 3 "Территориальная программа обязательного медицинского страхования населении Республики Мордовия" и абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела 6 "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь" Республиканской территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 499, противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 06.07.2011 № 15-Г11-3 данное решение оставлено без изменения.

Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 16.05.2011 № 3-3/2011
<О признании недействующими главы 3 раздела 3 и абзацев 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 раздела 6 Республиканской территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РМ от 24.12.2010 № 499>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru