Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. № 3-4/2011

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания А.О.Н.
с участием прокурора Е.В.Каштановой
с участием в деле:
заявителя А.Л.И., ее представителя А.А.М., допущенного к участию в деле на основании устного заявления А.Л.И.,
заявителя Г.,
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия, его представителей З., начальника отдела по правовой работе и организации торгов Министерства социальной защиты населении Республики Мордовия, представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 26 мая 2011 года, С., начальника отдела стационарных учреждений Министерства социальной защиты населении Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность от 26 мая 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению А.Л.И., Г. и Я. о признании противоречащим закону пункта 82 Порядка социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года № 479 (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 31 мая 2010 года № 230) в части утвержденного размера оплаты инвалидами за стационарное обслуживание,

установил:

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года № 479 утвержден Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" № 198-21 от 30 декабря 2004 года, оспариваемые изменения в этом же печатном издании от 8 июня 2010 года № 82-24.
А.Л.И., Г. и Я. обратились в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании противоречащим закону пункта 82 указанного Порядка, согласно которому плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производится ежемесячно в размере 7260 рублей, но не может превышать 75 процентов получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии.
В обоснование заявления указали, что оспариваемая норма противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", которое не предусматривает фиксированный размер оплаты за стационарное обслуживание. Этим постановлением предусмотрены только три вида услуг, которые подлежат оплате: затраты на приобретение продуктов питания, затраты на приобретение мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений.
Вместе с тем, администрация пансионата при расчете фиксированной оплаты включила дополнительные, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации, затраты.
Также указали, что отдельные услуги в пансионате не оказываются, им необоснованно отказывают в предоставлении транспорта, содержание помещений они обслуживают сами, мебель, бытовую технику, лекарственные и медицинские препараты приобретают на собственные денежные средства.
В судебном заседании Г., А.Л.И. и ее представитель А.А.М. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить заявленные требования, дополнительно объяснили, что фактически пансионат не предоставляет весь необходимый набор социальных услуг, а предоставляемые услуги не отвечают требованиям качества.
Заявитель Я. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании З. и С. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления возразили и просили суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий исполнительного органа субъекта Российской Федерации, заявители в обоснование требований ссылаются на фактически утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Каштановой Е.В., полагавшей заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, Верховный Суд Республики Мордовия отказывает в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что заявители А.Л.И., Г. и Я. являются инвалидами и находятся на стационарном обслуживании в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения "Саранский пансионат ветеранов войны и труда".
Со всеми заявителями заключены договоры о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, по условиям которых размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75% от назначенной пенсии (пункт 2.1. договоров).
Заявителями оспариваются положения нормативного правового акта органа исполнительной власти республики, регулирующего размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания.
Оспариваемая норма предусматривает следующее: плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов производится ежемесячно в размере 7260 рублей, но не может превышать 75 процентов получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии (пункт 82).
В соответствии с "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями и дополнениями) порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2). В свою очередь, платные социальные услуги в государственной системе социальных служб, (государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации) оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3).
Во исполнение указанных полномочий субъекта Российской Федерации Правительством Республики Мордовия постановлением от 29 декабря 2004 года № 479 утвержден Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт утвержден Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
Проверяя соответствие оспариваемой нормы федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществлялась указанными гражданами или их законными представителями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялась с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не могла превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С изменением статьи 24 указанного выше Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" установление порядка и условий предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом такие условия не могут быть реализованы за счет снижения уровня социальных гарантий для лиц пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, положение оспариваемого нормативного правового акта в части установления платы за стационарное обслуживание инвалидов в размере, не превышающем 75% получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии, соответствует уровню социальных гарантий, имевших место до внесения указанных изменений в законодательство, и не свидетельствует об их снижении.
Разрешая требования заявителей в части оспаривания фиксированной платы за стационарное обслуживание в размере 7260 рублей ежемесячно, суд исходит из того, что это положение не нарушает права заявителей, поскольку получаемая каждым из них пенсия менее указанного размера, и по условиям заключенных договоров они производят оплату в размере 75% пенсии.
Кроме того, доводы заявителей о неправильном исчислении размера платы за стационарное обслуживание в сумме 7260 рублей, в частности, включение в нее дополнительных затрат и расходов, не могут быть приняты во внимание при разрешении данного заявления, поскольку в соответствии с пунктом 86 Порядка социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года № 479, сумма платы за стационарное обслуживание определяется договором на стационарное обслуживание. Поскольку указанные договоры являются гражданско-правовыми, все споры об объеме и качестве предоставляемого стационарного обслуживания подлежат разрешению в рамках других способов защиты нарушенных прав.
Утверждение заявителей о противоречии оспариваемых положений постановлениям Правительства Российской Федерации основаны на недействующей редакции статьи 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

заявление А.Л.И., Я.Е.Н., Г.Д.Д. о признании противоречащим закону пункта 82 Порядка социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года № 479 (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 31 мая 2010 года № 230) в части утвержденного размера оплаты инвалидами за стационарное обслуживание оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 14.06.2011 № 3-4/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 82 Порядка социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства РМ от 29.12.2004 № 479 (ред. от 31.05.2010) в части утвержденного размера оплаты инвалидами за стационарное обслуживание>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru