Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2011 г. № А39-2221/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Савочкина В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания У.Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Ламзурь", г. Саранск,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г. Саранск
о признании незаконным и отмене постановления № 89-11/37/П от 09.06.2011 о назначении административного наказания,
при участии:
от заявителя: Г.О.Ю., представителя, доверенность от 01.06.2011,
от ответчика: В.С.С., специалиста 1 разряда, доверенность № 09-03-02/945 от 14.07.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Ламзурь" (далее - ООО "Компания Ламзурь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в окончательном варианте которого просило признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее - ТУ Росфиннадзора в РМ, Управление, ответчик) № 89-11/37П от 09.06.2011 о привлечении его к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия в отзыве на заявление просило оставить требования заявителя без удовлетворения, указав, что:
- обжалуемое постановление является законным и обоснованным, поскольку принято уполномоченным лицом в полном соответствии с действующим законодательством;
- событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении материалами дела доказаны полностью;
- данное правонарушение не является малозначительным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям права.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.08.2011 до 10.08.2011.
При рассмотрении дела установлено, что при осуществлении камеральной проверки, проведенной Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Саранска, было установлено, что между ООО "Компания Ламзурь" и SG Private Banking (SA) Geneva было подписано соглашение о предоставлении процентного кредита ООО "Компания Ламзурь" на покупку оборудования и инвестиции в научные исследования. В соответствии с данным соглашением проценты по данному кредиту подлежат ежеквартальной уплате. Проценты ООО "Компания Ламзурь" перечисляются на счет (номер счета указан в соглашении) SG Private Banking Женева, Швейцария.
В ходе проверки установлено, что ООО "Компания Ламзурь" представило в налоговый орган отчет о движении средств по счету в Банке SG Private Banking (SA) Женева за 4 квартал 2010 года лишь 31.03.2011, при установленном законодательством сроке - не позднее 30.01.2011. Кроме того, Общество не представило в налоговый орган соответствующие нотариально заверенные копии банковских документов.
По факту выявленных нарушений инспектором налогового органа в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Щ.Е.В. 24.05.2011 составлен протокол № 1796 об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что Обществом не соблюдены требования части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 4 и 7 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (в редакции постановления правительства от 15.07.2008 № 532).
25.05.2011 указанный протокол и собранные материалы административного дела направлены для его дальнейшего рассмотрения в Управление.
06.06.2011 на основании представленного административного материала вынесено определение об истребовании у ООО "Компания Ламзурь" дополнительных сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении
В ответ на определение об истребовании сведений, ООО "Компания Ламзурь" было представлено письмо, исходящий № 13 от 08.06.2011, с приложенными к нему следующими документами:
1. Копия Договора банковского счета с Банком SG Private Banking (Suisse) SA (включая перевод на русском языке);
2. Копия изменения № 1 к договору банковского счета с банком SG Private Banking (Suisse) SA (включая перевод на русском языке);
3. Копия письма ООО "Компания Ламзурь" в Банк SG Private Banking (Suisse) SA с исходящим № 01 от 12.01.2011;
4. Копия письма ООО "Компания Ламзурь" в Банк SG Private Banking (Suisse) SA с исходящим № 8 от 29.03.2011;
5. Копия отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, с отметкой налогового органа о принятии от 31.03.2011;
6. Копия выписки с банковского счета за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 от 11.05.2011 (включая перевод на русском языке);
7. Копия письма ООО "Компания Ламзурь" в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Саранска с исходящим № 11 от 07.06.2011 с прилагаемыми к нему документами;
8. Копия письма - подтверждения Фирмы DHL о доставке 01.06.2011 корреспонденции в адрес ООО "Компания Ламзурь" из Швейцарии (Женевы);
9. Копия письма ООО "Компания Ламзурь" в Банк SG Private Banking (Suisse) SA с исходящим № б/н от 03.06.2011.
Представленные ООО "Компания Ламзурь" письма от 12.01.2011 исх. № 01, от 29.03.2011 № 8, исполнены на русском языке и адресованы по месту нахождения Банка SG Private Banking (Suisse) SA (адрес: SG Private Banking (Suisse) SA 6 rue de la Corraterie Case postale 5022 CH - 1211 Geneva 11 Credit Departament).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 09.06.2011 руководителем Управления вынесено постановление № 89-11/37П о привлечении ООО "Компания Ламзурь" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несвоевременное представление отчета о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации и подтверждающих банковских документов в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Компания Ламзурь" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого ООО "Компания Ламзурь" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленного порядка и срока представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", установлено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Частью 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлено, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" утверждены Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил, резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
Согласно пункту 7 Правил подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Следовательно, установленный законом срок представления отчета за 4 квартал 2010 г. - не позднее 30.01.2011.
Днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно резидентом, либо представителем резидента, считается дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета.
Фактически ООО "Компания Ламзурь", в нарушение установленного Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации, представило отчет 31.03.2011, что подтверждается отметкой налогового органа о приеме отчета. Кроме того, ООО "Компания Ламзурь" не представило в указанный срок в налоговый орган надлежаще заверенные подтверждающие банковские документы по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Фактически необходимые документы были представлены Обществом в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Саранска лишь 07.06.2011, что подтверждается отметкой налогового органа о принятии письма № 11 от 07.06.2011 с приложением.
Нарушение срока представления отчета Общество объясняет отсутствием необходимых банковских документов.
Таким образом, факт совершения ООО "Компания Ламзурь" правонарушения полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами и не отрицался по существу представителем заявителя в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина заявителя в совершении правонарушения материалами дела доказана.
Общество, при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для строгого соблюдения требований валютного законодательства, должно и могло осознавать противоправный характер своих действий и предвидеть возможность наступления негативных последствий, а также очевидность своей обязанности по своевременному предоставлению в налоговый орган отчета о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации за 4 квартал 2010 года и подтверждающих банковских документов.
ООО "Компания Ламзурь" запрашивала необходимые документы о движении средств по счету за 4 квартал 2010 года от SG Private Banking письмом от 12.01.2011 и затем письмом от 29.03.2011.
Получение указанных писем подтверждено письмом Банка от 07.07.2011 (получено Обществом 13.07.2011, что подтверждается письмом ООО "ДХЛ Саранск" от 14.07.2011), из которого также следует, что оригиналы необходимых банковских документов направлены Банком в адрес заявителя лишь 30.05.2011 (получены Обществом 01.06.2011, что подтверждается письмом ООО "ДХЛ Саранск" от 06.06.2011).
За период с 12.01.2011 по 30.01.2011 Общество не предпринимало никаких мер по получению от SG Private Banking необходимых документов о движении денежных средств по счету за 4 квартал 2010 года.
При изложенных обстоятельствах Управление обоснованно квалифицировало совершенное Обществом правонарушение по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Протокол об административном составлен главным государственным налоговым инспектором Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Саранска с участием законного представителя общества - генерального директора Щ.Е.В. (протокол собрания участников общества № 29/06/10/1), подписан указанными лицами, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 09-03-06/39 от 26.05.2011 получено Обществом 28.05.2011, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма с почтовым идентификатором 4300195198850.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При вынесении оспариваемого постановления Управлением к Обществу применен штраф в пределах санкции предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса - 40000 руб.
Между тем, согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу приведенной нормы права оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение заявителя не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям, ни с созданием сколь либо значимых сложностей в организации валютного контроля.
Из имеющегося в материалах дела отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации за 4 квартал 2010 следует, что в указанный период времени Общество производило лишь погашение процентных платежей в пользу Банка.
Оценив все обстоятельства совершенного заявителем административного правонарушения, характер и степень общественной опасности конкретного деяния, исходя из целей и общих правил назначения наказания, и приняв во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий правонарушения, совершение правонарушения впервые, принятие мер по получению от SG Private Banking необходимых банковских документов, суд находит, что данное правонарушение, хотя и содержит формальное наличие всех признаков состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но в силу его малозначительности само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия № 89-11/37П от 09.06.2011 подлежит признанию незаконным и отмене, в связи с малозначительностью совершенного Обществом правонарушения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление от 09.06.2011 № 89-11/37П о назначении административного наказания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, которым общество с ограниченной ответственностью "Компания Ламзурь" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
В.Н.САВОЧКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.08.2011 по делу № А39-2221/2011
Постановление административного органа о назначении административного наказания за несвоевременное представление отчета о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ отменено в силу малозначительности совершенного правонарушения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru