Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. № А39-2377/2011

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Насакиной С.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия
к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Краснослободский аграрный колледж", п. Преображенский Краснослободского района Республики Мордовия
о взыскании 7028 рублей 30 копеек,
при участии:
от заявителя: Г.С.И., ведущего специалиста-эксперта правового отдела, доверенность № 4 от 10.05.2011,
от ответчика: Ш.Т.В., представителя по доверенности 13 АА 0118336 от 07.06.2011;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия обратилась в суд с заявлением о взыскании с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Краснослободский аграрный колледж" (далее - ФГОУ СПО "Краснослободский аграрный колледж", Учреждение, ответчик, налогоплательщик) 7028 рублей 30 копеек, в том числе: 4546 рублей недоимки по водному налогу за 3-й квартал 2008 года, 1345 рублей 80 копеек пеней за просрочку уплаты водного налога за период с 21.10.2008 по 29.04.2011 и 1136 рублей 50 копеек налоговых санкций.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция заявлением № 02-11/05299 от 22.08.2011 отказалась от заявленных требований в части взыскания 5891 рублей 80 копеек в том числе: 4546 рублей недоимки по водному налогу и 1345 рублей 80 копеек пеней за просрочку уплаты данного налога, в связи с уплатой ответчиком указанных сумм налога и пеней в добровольном порядке после обращения налогового органа в суд с рассматриваемым заявлением. Отказ судом принят. Производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Ответчик в отзыве требования налогового органа признал обоснованными; просил учесть при взыскании налоговых санкций в качестве дополнительного смягчающего налоговую ответственность обстоятельства социальную направленность деятельности учреждения, а также просил уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины, сославшись на тяжелое финансовое положение.
При рассмотрении материалов дела установлено, что на основании решения № 67 от 27.12.2010 заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия сотрудниками Инспекции проведена выездная налоговая проверка Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Краснослободский аграрный колледж" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
В ходе проверки установлено, в частности, что ответчик не представил в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган декларацию по водному налогу за 3-й квартал 2008 года и вследствие неисчисления налога не уплатил водный налог за указанный налоговый период в сумме 4546 рублей.
Результаты проверки отражены в акте № 12 от 29.03.2011.
На основании этого акта заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Республике Мордовия принято решение № 26 от 29.04.2011, которым ФГОУ СПО "Краснослободский аграрный колледж" в соответствии со статьей 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации привлечено к ответственности в виде взыскания 1345 рублей 80 копеек налоговых санкций (с учетом смягчающих налоговую ответственность обстоятельств), в том числе: штрафа в сумме 454 рублей 60 копеек за неуплату водного налога за 3-й квартал 2008 года и штрафа в сумме 681 рубля 90 копеек за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации по водному налогу за 3-й квартал 2008 года.
Кроме того, этим же решением налогоплательщику начислены 1345 рублей 80 копеек пеней за неуплату водного налога и предложено уплатить 4546 рублей недоимки по водному налогу за 3-й квартал 2008 года.
На уплату указанных сумм налога, пеней и штрафов Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование № 265 от 19.05.2011. В связи с неуплатой Учреждением в добровольном порядке задолженности по налогу, пеням и штрафам в срок, установленный в требовании налогового органа, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании вышеуказанных сумм налога, пеней и налоговых санкций в принудительном порядке.
После обращения налогового органа в суд с заявлением ответчик по платежным поручениям N№ 834050 и 834051 от 29.07.2011 уплатил недоимку по водному налогу за 3-й квартал 2008 года в сумме 4546 рублей и пени по данному налогу в сумме 1345 рублей 80 копеек.
Доказательств уплаты налоговых санкций в общей сумме 1136 рублей 50 копеек Учреждением не представлено.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краснослободский аграрный колледж" является бюджетным учреждением, имеет открытый лицевой счет в Отделении по Краснослободскому району Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия. Взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется налоговым органом только в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком водного налога, как организация, осуществляющая специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период Учреждение имело лицензию на добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения (серии СРН № 00657, вид ВЭ, период действия с 10.10.2005 по 10.10.2010).
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Согласно представленному налоговым органом расчету водопотребления по ФГОУ "Краснослободский аграрный колледж" норма водопотребления за 3-й квартал 2008 года составляет 39,2 тыс. куб. м.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.12 Налогового Кодекса РФ, а не статья 333.13.

Налоговые ставки для исчисления налога определены в статье 333.13 Кодекса.
Порядок и сроки уплаты водного налога установлены статьей 333.14 Кодекса, в соответствии с которой налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 333.11 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по данному налогу признается квартал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.15 Кодекса налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
Таким образом, ответчик должен был уплатить водный налог за 3-й квартал 2008 года и представить в налоговый орган налоговую декларацию за указанный налоговый период (с учетом положений статьи 6.1 НК РФ) не позднее 20.10.2008.
Ответчик в установленный срок декларацию по водному налогу за 3-й квартал 2008 года в Инспекцию не представил и налог не уплатил.
По результатам проверки налогоплательщику доначислен к уплате водный налог за 3-й квартал 2008 года в сумме 4546 рублей. Расчет доначисленной суммы налога налогоплательщиком не оспаривается, судом проверен и признан правильным.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган декларации в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Факты неуплаты ответчиком 4546 рублей водного налога за 3-й квартал 2008 года вследствие его неисчисления, а также непредставления в установленный статьей 333.15 НК РФ срок в налоговый орган декларации по водному налогу за 3-й квартал 2008 года подтверждены материалами дела и ответчиком по существу не оспорены.
Следует признать, что налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности за установленные составы правонарушений на основании названных норм с учетом смягчающих налоговую ответственность обстоятельств.
Подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 4 статьи 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении и определении размера штрафа также должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства.
Следует отметить, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения были учтены смягчающие ответственность обстоятельства (тяжелое финансовое положение налогоплательщика, привлечение к налоговой ответственности впервые) и размер штрафных санкций в соответствии со статьями 112 и 114 НК РФ уменьшен с 2273 рублей до 1136 рублей 50 копеек.
Действующим налоговым законодательством право признания того или иного обстоятельства смягчающим представлено как суду, так и налоговому органу, рассматривающему дело.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, в связи с чем арбитражный суд или налоговый орган при рассмотрении конкретного дела вправе признать те или иные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность.
Поскольку пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции (не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса), арбитражный суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, материального положения налогоплательщика и т.д.) вправе уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа более чем в два раза. На это указано и в пункте 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность ответчика обстоятельств (признание своей вины в допущенных правонарушениях, социальную направленность деятельности налогоплательщика), которые не были приняты во внимание Инспекцией при вынесении оспариваемого решения.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание количество смягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ и учитывая принцип соразмерности и справедливости при назначении наказания, признает возможным снизить до 500 рублей размер налоговых санкций, указанных в решении № 26 от 29.094.2011 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия, в том числе: штраф за неуплату водного налога уменьшить с 454 рублей 60 копеек до 200 рублей, штраф за непредставление декларации по водному налогу за 3-й квартал 2008 года уменьшить с 681 рубля 90 копеек до 300 рублей.
При изложенных обстоятельствах, с ответчика подлежат взысканию налоговые санкции в общей сумме 500 рублей.
Требование заявителя в части взыскания 636 рублей 50 копеек штрафов подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 142 рублей 28 копеек. На основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения Учреждения, считает возможным подлежащую взысканию госпошлину в сумме 142 рублей 28 копеек уменьшить до 100 рублей.
Руководствуясь частью 3 статьи 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Краснослободский аграрный колледж" (ОГРН 1021300765001, место нахождения: Республика Мордовия, Краснослободский район, п. Преображенский, ул. Лесная, д. 18), в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия (ОГРН 1041306005608, место нахождения: Республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, Советская площадь, д. 2) налоговые санкции в общей сумме 500 рублей.
Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Краснослободский аграрный колледж" (ОГРН 1021300765001, место нахождения: Республика Мордовия, Краснослободский район, п. Преображенский, ул. Лесная, д. 18), в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей.
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Мордовия в удовлетворении требований в части взыскания штрафов в сумме 636 рублей 50 копеек.
Производство по делу в остальной части прекратить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
С.Н.НАСАКИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.08.2011 по делу № А39-2377/2011
Наличие смягчающих обстоятельств, которые не учтены налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности за представление налоговой декларации с нарушением установленного срока, является основанием для уменьшения штрафных санкций более чем в два раза.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru