Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. по делу № 103-АМЗ-2010

Резолютивная часть оглашена 14 декабря 2010 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 103-АМЗ-2010 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
Винокуровой Н.Ю. - начальника отдела товарных, финансовых рынков (член Комиссии);
Смирновой Е.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков (член Комиссии);
при участии на заседании представителей:
ОАО "А."
Т. (доверенность <...>),
Д. (б/д),
ОАО "Ч."
А. (доверенность <...>),
ООО "Д."
М. (доверенность б/н от 21.06.2010)
рассмотрев дело № 103-АМЗ-2010 по признакам нарушения ОАО "Ч." <...>, ООО "Д." <...>, ОАО "А." <...> пункта 3, пункта 5, пункта 8, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии провел анализ вошедших в перечень Минпромторга России дилеров, осуществляющих продажу новых автотранспортных средств, с вопросом раскрытия информации в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1194 "О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств". В том числе изучены договоры, заключенные автопроизводителями с предприятиями - официальными дилерами на осуществление продажи новых автотранспортных средств, также формы типовых договоров купли-продажи нового автотранспортного средства со скидкой 50 тыс. рублей, заключаемых с физическими лицами в рамках проведения вышеуказанного эксперимента, объемы заявок на приобретение и объемы фактических продаж автотранспортных средств. За период с 08.03.2010 по 30.04.2010 в рамках исполнения программы Правительства Российской Федерации реализовано автотранспортных средств:
ООО "Д." - 234 шт. (дилер ОАО "А."), заявок - 2142;
ОАО "Ч." - 172 шт. (дилер ОАО "А."), заявок - 2100.
Количество заявок на приобретение автомобиля за анализируемый период значительно выше объема реализации, что объясняется отсутствием автотранспортных средств для реализации на заводе-изготовителе. Остальными дилерами реализация автотранспортных средств за запрашиваемый период не осуществлялась.
При реализации автотранспортного средства автодилерами ОАО "А." с покупателями (физическими лицами) заключаются типовые договоры купли-продажи автомобиля, подписываются акты приема-передачи автомобиля и акты приема-передачи свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства. Также автодилерами передаются покупателям надлежащим образом оформленные Паспорт транспортного средства (ПТС), товарный чек, Сервисная книжка, Руководство по эксплуатации и Гарантийный талон. Указанным договором купли-продажи пунктом 3.3 раздела 3 "Покупатель обязуется" изложено: Устранение выявленных на автомобиле неисправностей в период гарантии, а также, плановые технические обслуживания и ежегодные контрольно-осмотровые работы по состоянию ЛКП и антикоррозионного покрытия кузова согласно талонам сервисной книжки проводить только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя, адреса которых указаны в приложениях к Гарантийному талону." Однако в предоставляемом Гарантийном талоне прописано: раздел 2 пункт 2.6: "Устранение в автомобиле неисправностей, возникших по вине изготовителя в период гарантии, выполняется за счет изготовителя. Устранение неисправностей эксплуатации и работы, выполняемые по талонам обязательного технического обслуживания и контрольно-осмотровых работ по состоянию ЛКП и антикоррозийного покрытия кузова, производятся за счет потребителя".
Разделом 4 договора "Особые условия", создаются значительные ограничения для покупателя:
- пунктом 4.2 предусматривается: "Гарантийные обязательства заводом-изготовителем не предоставляются на автомобили, срок хранения которых с момента отгрузки с завода-изготовителя превысил 6 месяцев, если им не предусмотрен иной порядок предоставления гарантии", в то время как заводом-изготовителем в соответствии с выданным Гарантийным талоном предусматривается: "п. 1.1 Гарантийный срок на новые автомобили LADA установлен изготовителем и составляет:
- для переднеприводных автомобилей - 36 месяцев или 50 тыс. км пробега (что наступит ранее);
- для полноприводных и заднеприводных автомобилей - 24 месяца или 35 тыс. км пробега (что наступит ранее).
П. 1.2 Гарантийный срок исчисляется со дня передачи автомобиля первому потребителю.
П. 2.4 Гарантийные обязательства действительны при своевременном и обязательном выполнении планового технического обслуживания на предприятиях сервисно-сбытовой сети (далее - ПССС), выполняющих гарантийный ремонт и техническое обслуживание автомобилей на территории РФ по договору с изготовителем, адреса которых указаны в Приложении 1 к "Гарантийному талону".
- пунктом 4.3 предусматривается: "Все работы, связанные с исполнением гарантийных обязательств завода-изготовителя, производятся за счет завода-изготовителя".
- пунктом 4.6 предусматривается: "Продавец освобождается от обязательств по проданному автомобилю в случае нарушения Покупателем раздела 3 настоящего договора. Устранение неисправностей в этом случае производится на общих основаниях".
Положения указанных документов организаций ОАО "А.", ОАО "Ч." и ООО "Д." содержат признаки нарушения требований п. 3, п. 5, п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашений которые могут привести к:
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
По вышеуказанным фактам Чувашское УФАС России возбудило настоящее дело.
На заседании Комиссии были заслушаны доводы ответчиков по делу.
Представитель ОАО "А." нарушение антимонопольного законодательства не признал. Указанные договоры, и содержащиеся в них нормы по мнению ОАО "А.", соответствовали действовавшему на момент их заключения законодательству. По мнению представителя ОАО "А." заключаемые дилерские и дистрибьюторские договора ОАО "А." являются "вертикальными" соглашениями, т.к. данные соглашения отражают отношения продавца и покупателя. В соответствии с п. 1.1 указанных соглашений ОАО "А." предоставляет дистрибьютору - ОАО "Ч." и дилеру - ООО "Д." не эксклюзивное право и возлагает обязанность осуществлять продажу покупателям (потребителям) автомобилей LADA и запасных частей к ним, обеспечивать техническое обслуживание автомобилей LADA на территории Чувашской Республики, в связи с чем на указанные соглашения действия требований ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции" не распространяются.
Также в настоящее время в ОАО "А." не действует ограничение по осуществлению гарантийного ремонта на транспортные средства LADA в связи с превышением 6 месяцев с даты передачи паспорта транспортного средства ОАО "А." торговой организации до даты продажи торговой организацией первому потребителю, т.е. гарантия распространяется на все автотранспортные средства производства ОАО "А." до особого распоряжения. Данная мера ранее была принята производителем в связи с повышенным естественным износом транспортных средств в условиях хранения дилерами и дистрибьюторами и наличием в автотранспортных средствах узлов, соединений и расходных материалов сроком службы не более 6 месяцев. Предприятиям торговли в соответствии с заключенными договорами в подобных случаях рекомендована реализация автомобилей с истекшим сроком хранения на комиссионных началах в соответствии с "Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами" с отметкой в сервисной книжке и отнесением убытков на счет виновной стороны. Несмотря на наличие в договорах купли-продажи автомобиля, заключаемых ОАО "Ч." и ООО "Д.", пункта 4.2 "Гарантийные обязательства заводом-изготовителем не предоставляются на автомобили, срок хранения которых с момента отгрузки с завода - изготовителя превысил 6 месяцев, если им не предусмотрен иной порядок предоставления гарантии", в настоящее время данный пункт не применяется. Однако данный пункт сохранился, т.к. изготовителем ранее для всех дилеров и дистрибьюторов рекомендованы типовые договора купли-продажи автомобиля.
Далее представитель ОАО "А." пояснил, что в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок. ОАО "А." самостоятельно определяет размер и сроки гарантийного обязательства. Так как автомобиль не только технически сложный товар, но и уникальный ОАО "А." предоставляет право осуществлять гарантийные обязательства только аттестованным предприятиям сервисно-сбытовой сети (дистрибьюторам и дилерам).
Касательно пункта 3.3 раздела 3 типового договора купли-продажи автомобиля, содержащего требования об устранении выявленных на автомобиле неисправностей в период гарантии, а также, плановые технические обслуживания и ежегодные контрольно-осмотровые работы по состоянию ЛКП и антикоррозионного покрытия кузова согласно талонам сервисной книжки - только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя, адреса которых указаны в приложениях к Гарантийному талону, и пункта 4.6 предусматривающего: освобождение продавца от обязательств по проданному автомобилю в случае нарушения Покупателем раздела 3 договора, представитель ОАО "А." пояснил, что данное требование связано с высокой степенью сложности проведения работ антикоррозионного покрытия кузова, необходимостью наличия необходимого оборудования, материалов, методов и технологий. Кроме того, при отсутствии отметки в сервисной книжке о ежегодном прохождении контрольно-осмотровых работы по состоянию ЛКП и антикоррозионного покрытия кузова в уполномоченных организациях изготовителем гарантия снимается только на кузов автомобиля производства ОАО "А.", а не на весь автомобиль.
Представитель ООО "Д." сообщил, что данным хозсубъектом дополнительная антикоррозионная обработка предлагается только как сервисное предложение, т.е. без обязательств. При приобретении автомобиля покупатель сам определяет необходимость проведения за свой счет дополнительной антикоррозионной обработки. Насколько это происходит добровольно, т.е. без навязывания со стороны дилеров, можно узнать проведением опроса среди потребителей.
По вопросу наличия условия об отсутствии гарантийного обслуживания на транспортное средство при реализации автомобиля со сроком хранения 6 и более месяцев со дня отгрузки завода-изготовителя торговой организации до даты продажи торговой организацией первому потребителю, представитель ООО "Д." сообщил, что данное условие не нарушает требования антимонопольного законодательства и в настоящее время не действует. Необходимость введения данного требования объясняется тем, что в условиях хранения автомобилей на открытых площадках длительное время возможно разрушение отдельных узлов и деталей, потеря их технических свойств, что может привести к повышенному риску эксплуатации. Автомобили при этом реализуются по более низкой цене на комиссионных условиях, ОАО "А." при этом цену не регулирует. Кроме того, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом "О защите прав потребителей" покупатель при отсутствии гарантии может обратиться к заводу-изготовителю в судебном порядке с иском об устранении производственных дефектов в течение 2 лет. Потребитель имеет возможность выбрать при покупке тот или иной автомобиль. Также дилер имеет право выдачи своей гарантии на автомобиль.
Представитель ООО "Д." сообщил, что объемы производства других производителей автотранспортных средств не столь значительны, и следовательно длительной задержки между доставкой автомобиля дилеру и продажей первому покупателю не происходит. Кроме того, транспортные средства многих марок иностранных автопроизводителей доставляются при наличии заявки на покупку.
Представители ООО "Д." и ОАО "Ч." поддержали доводы, изложенные представителем ОАО "А.", а также в предоставленном письме ОАО "А.".
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчиков, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к разделу товарного рынка по территориальному принципу, по составу продавцов и покупателей.
На основании пункта 5 части 1 статьи 11 Закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На основании ч. 1.1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" указанные ограничения не распространяются на "вертикальные" соглашения.
Из имеющихся материалов дела следует, что ОАО "А." в настоящее время на территории Чувашской Республики имеет две дилерские компании, осуществляющие реализацию и сервисное обслуживание автомобилей производимых компанией: ООО "Д." и ОАО "Ч.".
Как установлено Комиссией сотрудничество с указанными компаниями осуществляется в рамках
- дилерского соглашения № 68883 от 23.12.2008, заключенного ОАО "А." с ООО "Д." с приложениями о предоставлении не эксклюзивного права осуществления продажи покупателям (потребителям) автомобилей LADA и запасных частей к ним, и обеспечение технического обслуживания автомобилей LADA на территории Чувашской Республики.
- Дистрибьюторского соглашения № 66664 от 23.12.2008, заключенного ОАО "А." с ОАО "Ч." с приложениями о предоставлении не эксклюзивного права осуществления продажи покупателям (потребителям) автомобилей LADA и запасных частей к ним, и обеспечение технического обслуживания автомобилей LADA на территории Чувашской Республики.
В соответствии с п. 19 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", вертикальное соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
Согласно условиям дилерского и дистрибьюторского соглашений ООО "Д." и ОАО "Ч." не приобретают товар у ОАО "А.", а получают не эксклюзивное право и обязанность осуществлять продажу покупателям (потребителям) автомобилей LADA и запасных частей к ним, обеспечивать техническое обслуживание автомобилей LADA на территории Чувашской Республики. При этом ОАО "А." может самостоятельно заниматься реализацией автомобилей, производимых заводом на территории Чувашской Республики.
Таким образом, заключенные ОАО "А." с ООО "Д." и ОАО "Ч." соглашения не являются "вертикальными" по норме п. 19, статьи 4 Закона "О защите конкуренции". Следовательно, на соглашения заключенные ОАО "А." с ООО "Д." и ОАО "Ч.", распространяются требования ч. 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции".
1. Как установлено Комиссией, при реализации автотранспортного средства автодилерами ОАО "А." с покупателями (физическими лицами) заключаются типовые договоры купли-продажи автомобиля, подписываются акты приема-передачи автомобиля и акты приема-передачи свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства. Также автодилерами передаются покупателям надлежащим образом оформленные Паспорт транспортного средства (ПТС), товарный чек, Сервисная книжка, Руководство по эксплуатации и Гарантийный талон.
Пункт 3.3 раздела 3 договора купли-продажи содержит следующее обязательство покупателя: "Устранение выявленных на автомобиле неисправностей в период гарантии, а также, плановые технические обслуживания и ежегодные контрольно-осмотровые работы по состоянию ЛКП и антикоррозионного покрытия кузова согласно талонам сервисной книжки проводить только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя, адреса которых указаны в приложениях к Гарантийному талону". Одновременно в предоставляемом Гарантийном талоне прописано, что устранение в автомобиле неисправностей, возникших по вине изготовителя в период гарантии, выполняется за счет изготовителя. Устранение неисправностей эксплуатации и работы, выполняемые по талонам обязательного технического обслуживания и контрольно-осмотровых работ по состоянию ЛКП и антикоррозийного покрытия кузова, производятся за счет потребителя (раздел 2 пункт 2.6). Пункт 2.4 Гарантийные обязательства действительны при своевременном и обязательном выполнении планового технического обслуживания на предприятиях сервисно-сбытовой сети (далее - ПССС), выполняющих гарантийный ремонт и техническое обслуживание автомобилей на территории РФ по договору с изготовителем, адреса которых указаны в Приложении 1 к "Гарантийному талону".
Пунктом 4.3 предусматривается, что все работы, связанные с исполнением гарантийных обязательств завода-изготовителя, производятся за счет завода-изготовителя". Одновременно пункт 4.6 договора содержит право продавца освобождающее его от обязательств по проданному автомобилю в случае нарушения покупателем раздела 3 договора. Устранение неисправностей в этом случае производится на общих основаниях. Таким образом, покупатель, оплачивая работы по лакокрасочному покрытию лишен возможности выбора организации, оказывающей данные услуги без риска потери гарантийных обязательств. Указанные требования вынуждают потребителя обращаться за проведением работ по антикоррозийной обработке только в официальные дилерские центры (ООО "Д." и ОАО "Ч."). Следовательно, иные организации, оказывающие аналогичные услуги лишены возможности побороться за конкретного потребителя, предложив ему свои услуги по антикоррозийному покрытию кузова.
Одновременно Комиссией изучено "Положение о гарантийном обслуживании автомобилей производства ОАО "А." РД 37.101.0232-2003, введенное с 25.09.2003 и проверенное в 2008 году. Данным Положением определены функции и ответственность ОАО "А." и предприятий сервисно-сбытовой сети, выполняющих гарантийный ремонт и техническое обслуживание автомобилей ВАЗ на условиях заключенного договора о гарантийном обслуживании автомобилей производства ОАО "А.". Комиссия установила отсутствие каких-либо специальных требований по проведению работ по антикоррозийной обработке кузова, отличных от требований иных автопроизводителей. Следовательно, данные работы могут проводить любые иные организации помимо официальных сервисных центров ОАО "А." - ООО "Д." и ОАО "Ч.", осуществляющие данные работы в отношении автомобилей иных производителей.
В процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией Чувашского УФАС России проведено изучение рынка по вопросу раскрытия информации по оказанию услуг технического обслуживания по антикоррозийной обработке автотранспорта иных предприятий по производству и реализации автотранспортных средств. Представленные данные свидетельствуют об отсутствии у иных производителей требований по обязательной антикоррозийной обработке только у авторизованных дилеров.
ООО "Т." осуществляет всю необходимую антикоррозионную обработку кузова в условиях производства. Для увеличения срока службы автомобиля рекомендует проводить антикоррозионную обработку только в авторизованных дилерских центрах. Критерием принятия на гарантийный ремонт кузова является отсутствие его механических повреждений, отсутствие воздействия коррозионно-активных веществ и надлежащее обслуживание. Гарантийный срок на новые автомобили 3 года или 100000 км пробега (за исключением отдельных комплектующих частей).
ООО "Ф." не рекомендует проведение дополнительной антикоррозионной обработки. Требования производителя по проведению контрольно-осмотровых работ заключаются в необходимости периодической мойки кузова автомобиля, обязательном устранении внешних повреждений и видимой ржавчины. Гарантийный срок на новые автомобили 2 года без ограничения пробега, в т.ч. лпк 3 года, без ограничения пробега, на отсутствие сквозной коррозии кузова - 12 лет без ограничения пробега.
ООО "К." рекомендует проводить техническое обслуживание на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя, т.к. данные организации обладают всей инструментально-диагностической базой и квалифицированным персоналом, для оказания подобного рода услуг. Автомобильный завод ГАЗ устанавливает ежегодное проведение работ по техническому обслуживанию (определение состояния и необходимость восстановления лкп и антикоррозионного покрытия кузова) на одном из предприятий, рекомендованных изготовителем или продавцом, либо предприятием, имеющим право оказывать соответствующие квалифицированные услуги. Т.е. проведение данных работ вне предприятий сервисно-сбытовой сети производителя не является основанием для утраты гарантийных обязательств. Гарантийный срок на различные модели (модификации) автомобилей марки ГАЗ различны, но при этом общие правила предоставления гарантийных обязательств едины.
ОАО "У." сообщает, что обязательным условием соблюдения гарантийных обязательств на лакокрасочное покрытие кузова данного производителя является регулярное проведение осмотра кузова на сервисном центре Дилера/АСС при прохождении контрольно-осмотровых (диагностических) и регламентных работ. Очередное ТО следует проводить на рекомендованных АСС, адреса которых приведены в СК, а в случае их отсутствия в данной местности, на предприятиях имеющих соответствующий сертификат соответствия на выполнение данного вида работ. При каждом техническом обслуживании а/м проводятся контролъно-осмотровые работы и проверяется наличие сколов, трещин и очагов коррозии лакокрасочного покрытия кузова, рамы и колес, в том числе антикоррозийного покрытия нанесенного на заводе-изготовителе при производстве автомобиля. Невыполнение условий по проведению осмотра автомобиля (кузова) потребителем влечет за собой утрату права на гарантию на лакокрасочное покрытие автомобиля. Для сохранения права на гарантию по лакокрасочному покрытию кузова, потребитель автомобиля в течение 1 месяца после осмотра, во время которого он был уведомлен об упомянутых внешних дефектах, обязан обратиться к Дилеру /АСС для проведения за свой счет ремонта. В случае проявления дефекты лакокрасочного покрытия устраняются путем соответствующего ремонта Дилером или авторизованной сервисной станцией (АСС), за счет завода-изготовителя. Завод гарантирует отсутствие дефектов лакокрасочного покрытия в течение 24 месяцев или 50000 км пробега для а/м семейства УАЗ Патриот и 12 месяцев или 30000 км пробега для автомобилей семейства УАЗ Хантер и старого грузового ряда в зависимости от того, что наступит ранее.
ООО "Т." производитель для обслуживания автомобилей TOYOTA/LEXUS рекомендует обращаться к дилерам. Дилеры могут устанавливать самостоятельный гарантийный срок на выполняемые работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей для обслуживания автомобилей TOYOTA/LEXUS. Проведение работ по антикоррозийной обработке кузова автомобиля TOYOTA/LEXUS не предусмотрено производителем в качестве обязательных в ходе периодического техобслуживания, что не исключает проведение данных работ по желанию владельца как у Дилера, так и у ремонтной организации, не являющейся Дилером. При этом согласно условиям гарантии, некачественное выполнение работ по антикоррозионной обработке автомобиля (равно как некачественное выполнение любых иных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля TOYOTA/LEXUS) ремонтной организацией, не являющейся дилером, влечет невозможность удовлетворения требований владельца по гарантии, если данный фактор будет установлен. Гарантийный срок на новые автомобили (TOYOTA/LEXUS) 3 года или 100000 км пробега при котором изготовителем гарантируется отсутствие сквозной коррозии и производственных дефектов лакокрасочного покрытия кузова.
ООО "Д.", являющийся дистрибьютором автомобилей Opel, Cadillac, Chevrolet № AV сообщил, что антикоррозионная обработка кузова, нанесенная на заводе-изготовителе, необходима и достаточна для защиты кузова. Лакокрасочное покрытие кузова и антикоррозионное покрытие днища должны подвергаться осмотру на наличие повреждений в рамках ежегодного технического обслуживания согласно методикам, предписанным изготовителем. Гарантия в отношении элементов кузова, подверженных в результате сквозной коррозии, предоставляется в течение 3 лет и 50000 км пробега для автомобилей марки Chevrolet № AV, в течение 4 лет или 80000 км пробега для автомобилей марки Cadillac, в течение 12 лет без ограничения пробега для автомобилей марки Opel.
ОАО "А." предоставил сведения автопроизводителей об условиях антикоррозионной гарантии на автомобили Ситроен и Рено.
При антикоррозионной гарантии на указанные автомобили, обязательным условием сохранения гарантии на кузов автомобиля является прохождение контрольной проверки состояния кузова в сроки, указанные в сервисной книжке. Чтобы воспользоваться антикоррозионной гарантией клиент (потребитель) должен обратиться к официальному дилеру автопроизводителя, уполномоченному выполнять кузовные работы. Так антикоррозионная гарантия Рено применяется в зависимости от результатов регулярных осмотров (антикоррозионных инспекций) кузова, выполняемых в сервисных центрах Рено в соответствии с программой проведения технического обслуживания с внесением соответствующих отметок в сервисную книжку не реже одного раза в два года.
Согласно антикоррозионной гарантии Ситроен, чтобы продолжать пользоваться гарантией от коррозии кузова, предоставляемой фирмой Ситроен, владелец автомобиля должен устранить повреждения, появившиеся в результате внешних воздействий, обратившись на СТО Ситроен в течение 2 месяцев после проведения контрольной проверки. В сервисной книжке делается соответствующая запись об устранении этих повреждений, а также заносятся данные об исполнителе работ и дате самого ремонта, пробеге автомобиля и номере счета-фактуры. Устранение данных повреждений производится за счет владельца автомобиля.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что условие проведения антикоррозионной обработки только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя (дилера) должно носить рекомендательный характер и не может являться обязательным. Следовательно требование ОАО "А." по проведению работ ЛКП и антикоррозионного покрытия только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя ограничивает доступ иных компаний на рынок, что содержит нарушение п. 8, ч. 1, статьи 11 Закона "О защите конкуренции". Подобные действия стали результатом реализации соглашения между ОАО "А." и ООО "Д.".
Таким образом, указанные требования создают препятствия для доступа иных организаций на рынок, что является нарушением пункта 8, части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции".
ООО "Д." представлены сведения по количеству реализованных автотранспортных средств за период 2008 г. - 9 месяцев 2010 г., в том числе с дополнительной антикоррозионной обработкой (по годам): в 2008 г. - 1719 шт., в т.ч. с доп. антикор. обработкой - 1049 (61%), 2009 г. - 1149 шт. в т.ч. с доп. антикор. обработкой - 661 (57,5%), за 9 мес. 2010 г. - 2255 шт., в т.ч. с доп. антикор. обработкой - 1369 (60,7%).
ОАО "Ч." сообщил, что не осуществляет дополнительную антикоррозионную обработку, организацией реализовано автомобилей: в 2008 г. - 1434 шт., 2009 г. - 792 шт., за 9 мес. 2010 г. - 2317 штук. Данные работы производит ООО "А." на арендованных у "Ч." согласно договора аренды от 12 июля 2010 г. № 89/89/107 производственных площадях, которым за июль, июнь, август месяцы проведена обработка 254 единиц автомобилей.
Учитывая вышесказанное, Комиссия проходит к выводу о наличии в действиях ОАО "А." и ООО "Д." нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" в части заключения соглашения, которое создает препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
2. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
ОАО "А." представлены Комиссии Чувашского УФАС России для приобщения к делу
- Типовой договор о гарантийном и техническом обслуживании автомобилей производства ОАО "А." утвержденный Приказом № 886 от 24.12.2009 Президента ОАО "А." К.,

- Предписания № 42-2008 от 17.12.2008 и № 11-2009 от 28.04.2009 о приостановлении до особых распоряжений условия по ограничению при гарантийном обслуживании автомобилей LADA с учетом превышения 6 месяцев с даты передачи паспорта транспортного средства ОАО "А." торговой организации до даты продажи торговой организацией первому потребителю.
Комиссией установлено, что гарантийный срок на новые автомобили LADA установлен изготовителем и составляет:
- для переднеприводных автомобилей - 36 месяцев или 50 тыс. км пробега (что наступит ранее);
- для полноприводных и заднеприводных автомобилей - 24 месяца или 35 тыс. км пробега (что наступит ранее).
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи автомобиля первому потребителю (п. 1.1, п. 1.2 Гарантийного талона). Однако пункт 4.2 договора предусматривает, что гарантийные обязательства заводом-изготовителем не предоставляются на автомобили, срок хранения которых с момента отгрузки с завода-изготовителя превысил 6 месяцев, если им не предусмотрен иной порядок предоставления гарантии".
Положения указанных документов организаций ОАО "А.", ОАО "Ч." и ООО "Д." содержат нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Опрос Чувашского УФАС среди других производителей автомобилей на территории Российской Федерации о наличии условия ограничения гарантийного обслуживания потребителю на транспортное средство при условии реализации автомобиля с определенным сроком хранения (6 и более месяцев) со дня отгрузки завода-изготовителя торговой организации до даты продажи торговой организацией первому потребителю, показал следующее.
ООО "Т." сообщил: условий ограничения (аннулирования) гарантийного обязательства на транспортное средство с определенным сроком со дня отгрузки нет.
ООО "К." не устанавливает какие-либо условия ограничения гарантийного обязательства при условии реализации автомобиля с определенным сроком хранения до даты продажи первому покупателю. Общие правила предоставления гарантийных обязательств являются едиными для всех автомобилей, выпускаемых автозаводом "ГАЗ".
ОАО "У." сообщает, что заводом-изготовителем гарантийные обязательства на продукцию не изменяются. Повреждения или ухудшения качества автомобиля в процессе хранения (лакокрасочного покрытия, резиновых уплотнителей, аккумуляторов) устраняются за счет Дилера, обязанного проводить регламентные работы по подготовке автомобиля к длительному хранению (консервации).
Хранение на складах без эксплуатации 6 и более месяцев не сказывается на технических свойствах автомобиля, при условии проведения регламентных работ по его хранению, обеспечивающих сохранность и работоспособность автомобиля.
ООО "Д." сообщил, что срок хранения автомобиля со дня его отгрузки с завода-изготовителя (Opel, Cadillac, Chevrolet № AV) до даты продажи первому покупателю никаким образом не сказывается на гарантийном сроке для данного автомобиля, в том числе не аннулирует и не ограничивает этот срок. Гарантийный срок на автомобиль начинает отсчитываться только после его передачи потребителю. Соответствующее общепринятым правилам оборота и стандартам Дженерал Моторз хранение автомобиля в течение 6 и более месяцев не влияет на потребительские качества автомобиля.
ООО "Д." являющийся дистрибьютором автомобилей марки Chevrolet в России и ООО "Ф.", дистрибьютор автомобилей марок Volkswagen, Audi, Skoda, сообщили, что ограничений гарантийного обслуживания потребителю на транспортное средство данных марок при условии реализации автомобиля с определенным сроком хранения (6 и более месяцев) отсутствуют. Гарантийный срок автомобилей данных марок начинает исчисляться с даты передачи автомобиля торговой организацией первому потребителю вне зависимости от даты выпуска автомобиля и продолжительности хранения. Также считают, что технические свойства автомобиля в период хранения и после зависят от условий и срока хранения транспортных средств.
ООО "К." сообщает, что заводом-изготовителем для дилеров установлен срок реализации автомобиля в течение 10 месяцев, по истечении данного срока в любом случае следует начало гарантийного периода автомобиля. Потребителю предоставляется гарантия на приобретенный им автомобиль в течение всего срока, указанного в сервисной книжке исчисляемый с момента приобретения автомобиля. Гарантийный ремонт в период времени с момента окончания гарантии завода-изготовителя до момента окончания срока гарантии, указанного в сервисной книжке, осуществляется за счет продавца автомобиля.
ОАО "А.", осуществляющий реализацию автомобилей RENAULT, сообщает: при хранении на складах более 15 месяцев данные авто перестают отвечать качеству новых автомобилей, однако имеют неполную гарантия от производителя. Информация о гарантийных ограничениях производителя доводится дилером до конечного потребителя. Влияние на технические свойства автомобиля его хранения без эксплуатации долгое время:
- требуется ежегодная замена моторного масла;
- каждые три года требуется замена охлаждающей жидкости;
- каждые четыре года требуется замена приводных ремней;
- происходит сульфатация аккумуляторной батареи;
- происходит старение резиновых изделий (щетки стеклоочистителя, различные уплотнители);
- вероятна деформация шин;
- ухудшается косметический вид автомобиля в результате воздействия окружающей среды и т.д.
Автодилерами ООО "Д." и ОАО "Ч." за период 2008 г. - 9 месяцев 2010 г. реализовано автотранспортных средств со сроком хранения 6 и более месяцев со дня отгрузки завода-изготовителя: 47 единиц - ООО "Д." и 353 единицы - ОАО "Ч.".
Статья 19 Закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 предусматривает, что потребитель вправе предъявлять требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Также Законом установлено, что гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором.
Изучив полученные сведения автопроизводителей и автодилеров, Комиссия приходит к выводу, что имеющееся в типовых договорах купли-продажи автомобиля ОАО "А." условие, предусмотренное разделом 4 договора "Особые условия": "Гарантийные обязательства заводом-изготовителем не предоставляются на автомобили, срок хранения которых с момента отгрузки с завода - изготовителя превысил 6 месяцев, если им не предусмотрен иной порядок предоставления гарантии", другими автопроизводителями и автодилерами не признаются обоснованными и не поддерживаются. ОАО "Ч.", ООО "Д.", являющиеся официальными дилерами ОАО "А." должны отвечать требованиям последнего, в т.ч. иметь возможность обеспечивать сохранность потребительских свойств автомобиля в процессе его хранения и реализации. Следовательно, ОАО "А." и автодилерами ООО "Д." и ОАО "Ч." тем самым навязываются контрагенту условия договора, невыгодные для него, создаются значительные ограничения для покупателя. Доводы представителя ОАО "А." о временном прекращении действия данного требования не являются подтверждением отсутствия возможности его введения в действие в последствии.
Таким образом, указанные условия о прекращении гарантийного обязательства являющиеся невыгодными условиями для потребителя, стали возможны в результате заключения соглашений между ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." и нарушают требования п. 5, ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции".
В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем изменения порядка продажи автомобилей и приведения типовых договоров купли-продажи автомобилей в соответствии с требованиями Закона "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, части 1 ст. 39, частями 1 - 4 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." нарушившими пункт 5 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ от 27.07.2006 "О защите конкуренции" в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, которые привели к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
2. ОАО "А." и ООО "Д." признать нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ от 27.07.2006 "О защите конкуренции" в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, которые привели к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
3. Выдать ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." предписание об устранении допущенных нарушений и недопущении впредь.
4. Направить материалы дела № 103-АМЗ-2010 должностному лицу Чувашского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии:
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Е.Г.СМИРНОВА





ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 103-АМЗ-2010 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
Винокуровой Н.Ю. - начальника отдела товарных, финансовых рынков (член Комиссии);
Смирновой Е.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков (член Комиссии);
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24 декабря 2010 г. по делу № 103-АМЗ-2010 о нарушении ОАО "А." <...>, ОАО "Ч." <...>, ООО "Д." <...> пункта 8 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ от 27.07.2006 "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." прекратить нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, которые привели к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него.
2. ОАО "А." и ООО "Д." прекратить нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, которые привели созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
3. С целью исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания ОАО "А.", ОАО "Ч.", ООО "Д." исключить в действующих документах условия:
- о снятии гарантии на автомобили, срок хранения которых с момента отгрузки с завода-изготовителя превысил 6 месяцев;
- об обязательном устранении выявленных неисправностей антикоррозионного покрытия автомобиля в период гарантии только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя и аннулирования гарантии в результате нарушения данного требования.
4. Представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике документы, свидетельствующие об исполнении настоящего предписания в срок до 10 февраля 2011 года.

Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии:
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Е.Г.СМИРНОВА

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной Законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Исключить условие о снятии гарантии на автомобили, срок хранения которых с момента отгрузки с завода-изготовителя превысил 6 месяцев (п. 4.2 раздела 4 типового договора купли-продажи).
Исключить условие об обязательном устранении выявленных неисправностей антикоррозионного покрытия автомобиля в период гарантии только на предприятиях сервисно-сбытовой сети изготовителя и аннулирования гарантии в результате нарушения данного требования.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 24.12.2010 по делу № 103-АМЗ-2010
(вместе с "Предписанием")

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru