Прокуратура Российской Федерации
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 29 июля 2011 г. № 07-51-11/52
НА Ч. 3 СТ. 4, Ч. 2.1 СТ. 5 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА
ОТ 01.03.2005 № 13-ОЗ "ОБ ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
И МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ
И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПОСЕЛКАХ
ГОРОДСКОГО ТИПА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Законодательным собранием Ленинградской области 22.02.2005 принят областной закон
Ленинградской области № 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" (в ред. от 15.06.2011 № 39-оз) (далее - Областной закон № 13-оз), который опубликован 03.03.2005 в журнале "Вести", № 24.
Отдельные положения Областного закона
№ 13-оз противоречат требованиям федерального законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4
Областного закона № 13-оз ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений при условии, если совокупный доход семьи не превышает 30 тысяч рублей и(или) среднедушевой доход на одного человека ниже 150 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области.
В силу ч. 2.1 ст. 5
Областного закона № 13-оз получатели ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе работники государственных и муниципальных образовательных учреждений) по истечении шести месяцев со дня обращения за ее назначением и далее каждые шесть месяцев представляют в органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с областным законом
от 30.12.2005 № 130-оз отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения, по месту своего жительства документы (выписку из трудовой книжки либо справку с места работы), подтверждающие факт, период работы в качестве специалистов, и документы, подтверждающие доходы семьи.
В случае непредставления документов, указанных в настоящей части, выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается.
Вместе с тем согласно абз. 3 п. 5 ст. 55
Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ) (далее - Закон об образовании) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 55
Закона "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях указанного Федерального закона
, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего Федерального закона
должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле
, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В соответствии со ст. 3
Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55
Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона
.
Таким образом, Законодательное собрание области, ограничив право на получение педагогическими работниками возмещения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг показателем дохода семьи, нарушило требования федерального законодательства, ограничило права граждан, что послужило основанием их обращений за защитой в прокуратуру области.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 23
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного собрания Ленинградской области. О дне заседания сообщить прокурору области.
2. Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства ч. 3 ст. 4
, ч. 2.1 ст. 5
областного закона от 01.03.2005 № 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области".
3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в письменной форме в прокуратуру области.
Прокурор Ленинградской области
государственный советник
юстиции 2 класса
С.И.Литвиненко