Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2011 г. № 33-1493

Судья Ягилев С.В.

15 февраля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей Крашенинниковой М.В., Гориной Л.Н.
при секретаре Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крашенинниковой М.В.
дело по кассационной жалобе П.Н.В.
на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 11 января 2011 года по делу
по иску администрации г. Ветлуги Нижегородской области к П.Н.В. о признании недействительным договора от 01 октября 2003 года об оплате за электроэнергию, используемую для отопления, и по встречному иску П.Н.В. к администрации г. Ветлуги Нижегородской области о понуждении к исполнению обязательств по указанному договору, взыскании задолженности и неустойки

установила:

Администрация города Ветлуги Нижегородской области обратилась в суд с иском к П.Н.В. о признании недействительным договора об оплате за электроэнергию, используемую для отопления, заключенного 01 октября 2003 года. В обоснование заявленного иска истец указывал на то, что 1.10.2003 года между администрацией г. Ветлуги и П.Н.В., проживавшим в муниципальной квартире по договору социального найма, был заключен договор, согласно которому П.Н.В. должен был оплачивать использованную для индивидуального отопления квартиры электроэнергию лишь частично, в сумме, равной стоимости услуги центрального отопления. Оставшаяся часть стоимости потребленной для отопления квартиры электроэнергии оплачивалась администрацией города. По утверждению истца ранее заключенный договор о предоставлении П.Н.В. соответствующей субсидии на оплату коммунальных услуг не соответствовал и не соответствует законодательству и не относится к компетенции органов местного самоуправления г. Ветлуги. Кроме того, 12.10.2009 года данная муниципальная квартира была безвозмездно передана П.Н.В. и П.Л.Г. в общую долевую собственность.
В судебном заседании представитель администрации г. Ветлуги Т.А.В. заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что муниципальных правовых актов о предоставлении П.Н.В. субсидий или компенсаций на оплату коммунальных услуг не принималось. В то же время, несмотря на незаконность договора, администрация города субсидировала П.Н.В. затраты на отопление его квартиры вплоть до октября 2010 года. В настоящее время бюджет г. Ветлуги является дотационным и не содержит расходных обязательств для выплаты субсидий либо компенсаций гражданам на оплату коммунальных услуг. Администрация г. Ветлуги не вправе использовать бюджетные средства не по назначению.
Ответчик П.Н.В. иск не признал, обратившись к администрации г. Ветлуги со встречным иском о понуждении к исполнению обязательств по указанному договору, взыскании задолженности и установленной договором неустойки в размере 5025 рублей 12 копеек. По мнению П.Н.В. и его представителя П.Л.Г., обязательства между сторонами по поводу предоставления компенсации возникли именно из заключенного по инициативе администрации г. Ветлуги договора. При этом в соответствии с нормами гражданского законодательства органы местного самоуправления свободны в заключении договоров.
Решением суда от 11 января 2011 года постановлено: Исковые требования администрации г. Ветлуги Нижегородской области удовлетворить.
Признать договор по оплате за электроэнергию, используемую для отопления во время отопительного сезона, от 01 октября 2003 года, с учетом внесенных в него изменений, заключенный между администрацией г. Ветлуги Нижегородской области и П.Н.В., недействительным в силу его ничтожности с момента его совершения.
В удовлетворении встречного иска П.Н.В. к администрации г. Ветлуги Нижегородской области о понуждении к исполнению обязательств по указанному договору, взыскании задолженности и неустойки в размере 5025 рублей 12 копеек отказать.
В кассационной жалобе П.Н.В. поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассатора по следующим основаниям.
На основании положений ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В ст. 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом.
В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, п. 1 - 3 ст. 685 ГК РФ. Другие положения Гражданского кодекса РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела в связи с ликвидацией ОАО "Маслодел" и прекращением в период отопительного сезона подачи тепла абонентам в январе 2003 года между администрацией г. Ветлуги, Ветлужским МУП ЖКХ и жителями дома № 66 по ул. Ленина г. Ветлуги, по согласованию с другим заинтересованными лицами было достигнуто соглашение об установке в каждой квартире дома индивидуальных электрических котлов (л.д. 61 - 62). Согласно договору от 13.01.2003 года переоборудование системы отопления произведено жителям безвозмездно силами Ветлужского МУП ЖКХ за счет администрации г. Ветлуги (л.д. 63). Пунктом 2 дополнительного соглашения к договору на проведение работ по переоборудованию системы отопления в квартире П.Н.В. предусмотрена дальнейшая необходимость разработки методики расчета платы за электроэнергию, израсходованную на отопление, и возможность субсидирования администрацией г. Ветлуги затрат П.Н.В. на оплату услуг отопления.
01 октября 2003 года между администрацией г. Ветлуги и нанимателем П.Н.В. был заключен договор по оплате за электроэнергию, использованную П.Н.В. для отопления квартиры. Пунктом 2 настоящего договора предусмотрена обязанность П.Н.В. производить оплату потребленной для отопления электроэнергии по тарифам центрального отопления. Администрация города приняла на себя обязательство оплачивать разницу между стоимостью фактически потребленной электроэнергии и стоимостью услуги центрального отопления. При нарушении администрацией сроков выплаты дотации договором предусмотрена выплата П.Н.В. неустойки в размере 1% от суммы платежа за каждый день просрочки. Срок действия договора установлен на отопительный сезон 2003 - 2004 годов с последующим продолжением по желанию абонента.
Однако оплачивать в полном объеме потребленную для отопления электроэнергию П.В.Н. был не в состоянии, поэтому администрация города 01.10.2003 года заключила с П.Н.В. договор о возмещении ему части понесенных расходов за отопление. Чем по своей сути являлись эти выплаты (дотации, субсидии или компенсации) он не знал. Подобные выплаты из всех жителей, где были установлены электрокотлы, производились лишь П.Н.В. Муниципальных правовых актов, регламентирующих осуществление этих компенсационных выплат, не принималось.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в ст. 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из объяснений сторон, подача электроэнергии через присоединенную сеть осуществлялась и осуществляется абоненту П.Н.В. специализированной энергоснабжающей организацией, с которой в соответствии со ст. 539 ГК РФ П.Н.В. заключен двухсторонний договор энергоснабжения. Вся плата за потребленную электроэнергию производится П.Н.В. в полном объеме в энергоснабжающую организацию. В то же время часть произведенных затрат за электроэнергию впоследствии компенсируется П.Н.В. администрацией г. Ветлуги на основании двухстороннего договоре от 01.10.2003 года.
Заключенным между администрацией г. Ветлуги и П.Н.В. договором от 01.10.2003 года, орган местного самоуправления без принятия соответствующего муниципального правового акта в договорном порядке фактически установил П.Н.В. особые компенсационные выплаты за потребляемую электроэнергию. Указанные выплаты не связаны с разрешением вопроса о муниципальной собственности, а по своей правовой природе имеют социальный характер.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями в области жилищного законодательства. В то же время ни указанная норма Жилищного кодекса РФ, ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" не предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно, в частности в договорном порядке, регулировать вопросы о предоставлении гражданам компенсаций на оплату коммунальных услуг.
Кроме того, в ст. 86 п. 5 Бюджетного кодекса РФ прямо установлено, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Из представленных суду администрацией г. Ветлуги сведений видно, что бюджет г. Ветлуги Нижегородской области является в большей его части дотационным и не содержит расходных обязательств по предоставлению гражданам субсидий и компенсаций на оплату коммунальных услуг (л.д. 66).
Разрешая заявленные требования суд правильно пришел к выводу о том, что договор от 01.10.2003 года, заключенный между администрацией г. Ветлуги и П.Н.В. по оплате за электроэнергию не соответствует требованиям закона - Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку не относят к полномочиям органов местного самоуправления города вопрос о предоставлении гражданам субсидий или льгот по оплате коммунальных услуг.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке ст. 166 п. 2 ГК РФ может быть предъявлено заинтересованным лицом в течение установленного ст. 181 п. 1 ГК РФ срока исковой давности. О пропуске истцом срока исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки ответчик в порядке ст. 199 п. 2 ГК РФ не заявлял. В то же время и истец также не просил о применении последствий недействительности сделки.
Оснований для применения последствий недействительности ничтожной сделки в порядке ст. 166 п. 2 ГК РФ по собственной инициативе не имелось, поскольку вытекающие из недействительного договора от 01.10.2003 года обязательства длительное время добросовестно исполнялись сторонами в том числе и после приватизации квартиры ответчиком вплоть до октября 2010 года.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил исковые требования администрации г. Ветлуги о признании договора от 01 октября 2003 года об оплате за электроэнергию недействительным в силу его ничтожности.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны позиции кассатора в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 11 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П.Н.В. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Определение Нижегородского областного суда от 15.02.2011 по делу № 33-1493
Требование администрации города о признании недействительным договора об оплате электроэнергии, используемой ответчиком для отопления жилого помещения удовлетворено, в удовлетворении встречных требований о понуждении администрации города к исполнению обязательств по указанному договору, о взыскании задолженности по договору и неустойки отказано правомерно, так как полномочие органа местного самоуправления города по предоставлению гражданам субсидий и льгот по оплате коммунальных услуг действующим законодательством не предусмотрено.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru