Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ
И ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ПО СТРАХОВЫМ
СЛУЧАЯМ, НАСТУПИВШИМ В 2011-2012 ГОДАХ

При предоставлении отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в 2011-2012 годах исчисление пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком по общему правилу должно производиться на основании норм Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ) в редакции, действующей с 01.01.2011.
Так, согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2011, пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком должны исчисляться из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (в данном случае отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком), с учетом среднего заработка, полученного у других работодателей. В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и(или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Соответственно, при исчислении пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2011 году, данные пособия подлежат исчислению исходя из среднего заработка, полученного работником в 2009 и 2010 годах, в том числе за время работы у другого работодателя (на предыдущем месте работы). При этом, если в 2009 и(или) 2010 году сотрудник находился в отпуске по беременности и родам и(или) отпуске по уходу за ребенком, он имеет право заменить их предыдущими годами или предыдущим годом. Например в случае, если в предшествующих году наступления страхового случая годах (2008, 2009 и 2010 годах) работник не имел заработка по причине нахождения в отпуске по беременности и родам и(или) по уходу за ребенком, то данные календарные годы могут быть заменены на 2006 и 2007 годы, однако, если в течение какого-либо календарного года он не находился в отпуске по беременности и родам и(или) отпуске по уходу за ребенком, оснований для замены этого года на предыдущий нет.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на 730.
Размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (часть 4 статьи 14 Закона № 255-ФЗ). Необходимо помнить, что согласно действующему законодательству пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка, при этом для женщин, имеющих страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать минимальный размер оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам (часть 5 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (часть 5.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ), и выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон № 81-ФЗ). При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода (часть 5.2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).
Частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрена норма о том, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, в том числе пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (применение районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда Законом № 255-ФЗ в данном случае не предусмотрено), в следующих случаях:
- в двух годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отсутствует заработок;
- средний заработок за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях (при исчислении из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда), определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
При этом, как указывалось ранее, во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Законом № 81-ФЗ. С 1 января 2011 г. минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 2194,34 руб. (2523,49 руб. с учетом "уральского" коэффициента), по уходу за вторым и последующими детьми - 4388,67 руб. (5046,97 руб. с учетом "уральского" коэффициента).
Обращаем внимание, что частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком), наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению работника могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, при этом применяется предельная сумма для начисления страховых взносов, установленная в 2010 году, то есть 415000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчислялись исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия) работника по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления, соответственно, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (далее - расчетный период).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определялся путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (часть 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011).
Следовательно, при исчислении размера пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2011, всегда берется заработок (доход, денежное довольствие) только по тому месту работы (службы), где данное пособие выплачивается.
При этом следует помнить, что согласно п. 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства от 15.06.2007 № 375, в редакции, действовавшей до 01.01.2011, в случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страхового случая в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующее пособие исчислялось исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Таким образом, при наступлении в 2011 или 2012 году отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком застрахованное лицо имеет право выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособия: либо по нормам законодательства, действующего с 01.01.2011 (из заработной платы за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, с учетом заработка, полученного у другого работодателя, при этом возможна замена лет на предыдущие при условии, что в заменяемых годах был отпуск по беременности и родам и(или) отпуск по уходу за ребенком и такая замена приведет к увеличению пособия), либо по нормам законодательства, действующего до 01.01.2011 (из заработной платы за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, при этом замена указанного периода или учет заработка, полученного у другого работодателя, законодательством не предусматривались).
В случае выбора алгоритма расчета пособия, действовавшего до 01.01.2011, работник должен написать работодателю соответствующее заявление.

Подготовлено отделом правового обеспечения
Пермского РО ФСС РФ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


"Особенности исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2011-2012 годах"
(подготовлено Пермским региональным отделением ФСС РФ)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru