Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. по делу № 3-35/2011

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре Ш.С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Реммаш" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,

установил:

Открытое акционерное общество "Реммаш" (далее по тексту - ОАО "Реммаш", заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - нормативный правовой акт, Постановление) в части.
Требования мотивированы тем, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером № и уплачивает земельный налог. Оспариваемым нормативным правовым актом определены новые удельные показатели кадастровой стоимости по кадастровым кварталам, что повлекло увеличение кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю. Действие данного Постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Заявитель считает данное Постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, что нарушает его права. В связи с чем, заявитель просил признать его недействующим с момента принятия в части:
- пункта 6305 раздела 10 "Город Глазов" приложения № 1;
- пункта 68 раздела 10 "Г. Глазов" приложения № 2;
- строки 27 подколонки 9 колонки "Номера видов разрешенного использования" приложения № 3 (л.д. 3 - 8).
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил ранее заявленные требования и просил суд признать недействующим с момента принятия постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года в части:
- пункта 1, внесшего изменения в приложение № 1 к постановлению Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275, в части изменения цифры "30 812 706,60" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "121 274 115,80" в пункте 6305 раздела "Город Глазов",
- пункта 2, внесшего изменения в удельные показатели стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года в приложении № 2 к постановлению Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275, в части изменения цифры "500,86" на цифру "1972,45" в пункте 68 раздела 10 "Город Глазов" (л.д. 159 - 161).
Кроме того, в связи с вступлением в законную силу решения Верховного Суда УР от 13 ноября 2010 года, которым признан недействующим с момента принятия пункт 3 постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года в части строки 27 подколонки 9 колонки "Номера видов разрешенного использования" приложения № 3, представитель заявителя отказался от первоначально заявленного требования о признании недействующей с момента принятия строки 27 "Г. Глазов" подколонки 9 колонки "Номера видов разрешенного использования" приложения № 3 постановления № 116 от 15 мая 2009 года (л.д. 301). Отказ от первоначально заявленного требования принят определением суда от 23 июня 2011 года (л.д. 302).
Представитель ОАО "Реммаш" Л. (доверенность <...> - л.д. 157) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить (л.д. 166 - 180).
Представитель органа, чье решение обжалуется - начальник сектора по вопросам помилования Правового управления Администрации Президента и Правительства УР У. (доверенность <...> - л.д. 95), в судебном заседании не признал требования заявителя, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления, что соответствует требованиям Регламента Правительства УР. В результате кадастровая стоимость отдельных земельных участков и удельные показатели в разрезе кадастрового квартала были заменены на те, что существовали до принятия постановления Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года. Закон о кадастре не определяет, какой орган обязан направлять решение о необходимости исправления кадастровой ошибки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Представитель Правительства УР полагает, что постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года в части пункта 2 не нарушает и не может нарушать права заявителя, т.к. в указанной норме утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по девятому виду разрешенного использования из категории земель населенных пунктов, находящихся в кадастровом квартале с кадастровым номером N, которые не влияют на кадастровую стоимость земельного участка заявителя. Представитель Правительства УР считает, что, исходя из действующих правовых норм, суд не вправе признать постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года недействующим с момента принятия, как то просит заявитель, а может быть признан недействующим лишь с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 111 - 113, 299 - 300).
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по УР - заместитель начальника отдела правового обеспечения К. (доверенность № - л.д. 158), в судебном заседании требования заявителя полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, согласился с доводами представителя Правительства УР. При этом ссылался на то, что обжалуемым постановлением № 116 от 15 мая 2009 года Правительство УР не утверждало новую кадастровую стоимость земельных участков, а в пределах установленной компетенции внесло изменения в ранее принятый собственный акт, что не является исправлением кадастровой ошибки, а является основанием для ее исправления уполномоченным на то органом кадастрового учета (л.д. 114 - 115).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ОАО "Реммаш" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года, которое было предметом судебного рассмотрения. В связи с чем, 18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (определение № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года № 24 (л.д. 24) и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации г. Глазова УР N№ и типового договора купли-продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий <...>, ОАО "Реммаш" имеет в собственности земельный участок общей площадью 61 484,31 кв. м, расположенный по адресу <...>, кадастровый номер № (повторное свидетельство о государственной регистрации права № от <...>, взамен свидетельства № от <...> - л.д. 80).
Постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ОАО "Реммаш", поскольку увеличение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к категории земель "земли населенных пунктов", находящегося в собственности заявителя (кадастровая выписка о земельном участке от <...> N№ - л.д. 82, 83), и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем за пользование данным земельным участком.
Согласно статьям 251 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что с января 2009 года, то есть с начала налогового периода, ОАО "Реммаш" осуществляло расчет авансовых платежей по земельному налогу, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) в размере 30 812 706,60 руб., утвержденной постановлением Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года.
Постановлением Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года в ранее принятое постановление № 275 от 24 ноября 2008 года внесены изменения, в связи с чем кадастровая стоимость данного земельного участка увеличена до 121 274 115,80 руб. (п. 1 постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года о внесении изменений в пункт 6305 раздела 10 "Город Глазов" приложения № 1).
Данные обстоятельства явились основанием для доначисления с ОАО "Реммаш" к уплате в бюджет муниципального образования "Город Глазов" земельного налога в размере 997 004 руб., что отражено в актах камеральных проверок NN, NN, N№ и решениях налогового органа NN, N№ N№ (л.д. 58 - 78).
Таким образом, в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности заявителя, расходы на его содержание многократно увеличились.


Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон № 221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона № 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. Причем кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае Управлением Роснедвижимости по УР были приняты протокол выявления кадастровой ошибки за N№ от <...> и решение за N№ от <...>, которые направлены лишь заявителю в соответствии с письмом последнего (л.д. 285).
В решении Управления Роснедвижимости по УР N№ от <...> и протоколе выявления кадастровой ошибки N№ от <...> (л.д. 286 - 288) кадастровая ошибка обоснована неправильным определением фактора стоимости земельного участка в виде "расстояния до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах.
Между тем, основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта явились не вышеназванные решение и протокол Управления Роснедвижимости по УР, а пояснительная записка к проекту постановления № 116 от 15 мая 2009 года.
Согласно пояснительной записке, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона № 221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05, в пояснительной записке указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ (л.д. 110).
Согласно п. 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же частично использовано Правительством УР при принятии обжалуемого постановления № 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства УР № 116 от 115 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года - л.д. 109, 110).
Причем письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение статьи 28 Закона № 221-ФЗ и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20 февраля 2008 года. Кроме того, данное письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах № 316 от 08 апреля 2000 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление № 181 от 26.05.2003 издано Правительством УР, а не Правительством РФ.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года. Причем, при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты не новые расчеты такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования", что могло бы хоть как-то свидетельствовать об исправлении ошибки в отчете исполнителя, а за основу приняты показатели кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденные постановлением Правительства РФ № 181 от 26 мая 2003 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поседений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года". Данное постановление было принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и признано утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на цифры, утвержденные утратившим силу постановлением Правительства УР № 181 от 26 мая 2003 года, что противоречит общим правовым нормам о действии нормативного акта во времени.
Таким образом, суд установил, что Правительство УР, без какого-либо экономического и правового обоснования, изменило оспариваемым постановлением № 116 от 15 мая 2009 года результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель, значения кадастровой стоимости земельного участка NN, принадлежащего на праве собственности заявителю; а также в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала N, по девятой группе видов разрешенного использования в УР "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", т.е. в разрезе кадастрового квартала по девятой группе видов разрешенного использования, на территории которого находится земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку кадастровая стоимость и ее удельный показатель принадлежащего заявителю земельного участка изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленных Правилами № 316 от 08 апреля 2000 года. Причем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Согласно решению Управления Роснедвижимости по УР N№ от <...>, сведения в государственный кадастр недвижимости занесены с ошибочным значением удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) земельного участка с кадастровым номером N; в связи с изменением УПКС изменяется и значение кадастровой стоимости. На основании изложенного принято решение об определении в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2009 года значения УПКС, равного 1 972,45 руб./кв. м вместо 501,15 руб./кв. м и значения кадастровой стоимости, равного 121 274 115,80 руб. вместо 30 812 706,60 руб. (л.д. 286).
В связи с чем, ссылка представителя Правительства УР на то, что изменение значения УПКС не затрагивает права и законные интересы заявителя, отклоняется в силу несостоятельности. Причем пункты 1 и 2 оспариваемого нормативного правового акта являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, т.к. кадастровая стоимость земельных участков определяется как произведение площади земельного участка на УПКС земель населенных пунктов в разрезе конкретного кадастрового квартала, в котором он находится, и вида разрешенного использования. Признание не соответствующим требованиям закона только пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта приведет к правовой неопределенности и не обеспечит защиту нарушенных прав заявителя в полном объеме.
Не основан на законе довод представителя Правительства УР о том, что внесение изменений Правительством УР в ранее принятый собственный нормативный правовой акт, освобождает его от необходимости соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель, установленной действующими нормативными правовыми актами.
В связи с чем, ссылка представителя Правительства УР на то, что процедура принятия оспариваемого постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года полностью соответствует Регламенту Правительства УР, утвержденному постановлением Правительства УР № 100 от 24 января 2003 года, не имеет существенного значения для разрешения заявленного спора.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого Постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ОАО "Реммаш", то есть их полного удовлетворения.
Суд отклоняет довод представителя Правительства УР о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу настоящего решения суда, который он обосновал постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, в связи со следующим:
исходя из смысла правовых положений ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что послужило основанием для вынесения решений налоговым органом о взыскании с заявителя за указанный период недоимки по уплате земельного налога в сумме 997 004 руб., признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, т.к. приведет к уплате земельного налога в размерах, не соответствующих закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Реммаш" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- пункта 1, в части изменения пункта 6305 раздела 10 "Город Глазов" приложения № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которым кадастровая стоимость земельного участка в рублях изменена с "30 812 706,60" на "121 274 115,80";
- пункта 2, в части изменения пункта 68 раздела 10 "Город Глазов" приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которым удельный показатель стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года в рублях на квадратный метр изменен с "500,86" на "1972,45".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 24 июня 2011 года.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 23.06.2011 по делу № 3-35/2011
<О признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства УР № 116 от 15.05.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru