Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2010 г. по делу № А33-12022/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Жукаускене Светланы Петровны
к администрации п. Шушенское,
о признании бездействия администрации п. Шушенское в части непринятия решения об отчуждении арендуемого имущества (МУП "Шушенский рынок", расположенного по адресу: п. Шушенское, ул. Пионерская, 7) и несовершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества незаконным,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

индивидуальный предприниматель Жукаускене Светлана Петровна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия администрации п. Шушенское в части непринятия решения об отчуждении арендуемого имущества (МУП "Шушенский рынок", расположенного по адресу: п. Шушенское, ул. Пионерская, 7) и несовершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества незаконным.
Определением арбитражного суда от 21.09.2010 заявление принято к производству.
В соответствии с распоряжением № КА-10/2 от 19.11.2010 заместителя председателя Арбитражного суда Красноярского края Ахметовой С.В. в связи с уходом судьи Гурского А.Ф. в отставку дело передано в производство судьи Раздобреевой И.А.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон (их представителей).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 11.01.2010 № 78 о предоставлении торгового места, Жукаускене С.П. арендует торговое место № 1 площадью 8,17 кв. м. на открытом рынке, расположенном в п. Шушенское, ул. Пионерская, 7.
09.06.2010 индивидуальный предприниматель Жукаускене Светлана Петровна обратилась к главе администрации Шушенского района Керзик А.Г. с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого ею по договору от 10.01.2010 № 78 муниципального имущества МУП "Шушенский рынок", расположенного по адресу: Красноярский край, п. Шушенское, ул. Пионерская, 7.
14.07.2010 администрацией п. Шушенское в адрес предпринимателя направлен ответ № 1033, согласно которому администрация п. Шушенское не планирует производить приватизацию здания центрального рынка, в соответствии с законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты, подлежащие приватизации должны быть включены в план приватизации, который должен быть утвержден Шушенским поселковым Советом депутатов.
Считая, что ее право на приобретение арендуемого имущества нарушено, индивидуальный предприниматель Жукаускене Светлана Петровна обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления.
Возможность признания незаконными решений органов местного самоуправления предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является способом защиты гражданских прав.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворение заявления об оспаривании ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, исходя из правил статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможно при условии, что оспариваемый ненормативный акт противоречит закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворение заявления об оспаривании ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, исходя из правил статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможно при условии, что оспариваемый ненормативный акт противоречит закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В силу статьи 14 Федерального закона № 178-ФЗ в решении об условиях приватизации должны содержаться сведения о наименовании имущества, способе приватизации имущества, его нормативной цене и иные необходимые для приватизации имущества сведения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Положениями статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при выполнении четырех условий, поименованных в указанной статье, а именно:
1) арендуемое имущество должно находиться в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, является исчерпывающим. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Как следует из материалов дела, предприниматель Жукаускене С.П., воспользовавшись своим правом, обратилось в администрацию п. Шушенское с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.
С учетом приведенных норм законодательства, в рамках настоящего дела подлежат установлению следующие обстоятельства:
- возможность отнесения заявителя к субъектам малого или среднего предпринимательства, за которыми может быть закреплено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества;
- соответствие арендуемого заявителем государственного или муниципального имущества требованиям Федерального закона № 159-ФЗ;
- срок нахождения арендуемого имущества во временном владении и (или) временном пользовании заявителя до дня вступления в силу Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- надлежащее (ненадлежащее) перечисление заявителем арендной платы за аренду такого имущества в течение вышеназванного срока;
- площадь арендуемых помещений с учетом установленных законом субъекта Российской Федерации предельных значений;
- наличие (отсутствие) арендуемого имущества в перечне государственного имущества или имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из материалов дела следует, что заявителю передано в аренду торговое место № 1 на территории открытого рынка площадью 8,17 кв.м.
Указанный объект аренды не является недвижимым имуществом, об особенностях отчуждения которого идет речь в Федеральном законе № 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 8 Информационного письма от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", по смыслу Закона объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства).
Арендуемое заявителем торговое место на открытом рынке не является недвижимым имуществом, в отношении его не может быть осуществлен государственный кадастровый учет и права на него не подлежат государственной регистрации.
Таким образом, указанное имущество не отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 159-ФЗ к имуществу, в отношении которого возможно отчуждение в собственность арендаторов.
Кроме того, из представленных заявителем договоров услуг по организации розничной торговли от 30.12.2005, от 19.07.2006 невозможно установить факт передачи заявителю в аренду какого-либо недвижимого имущества, в связи с чем отсутствуют доказательства соответствия заявителя условию, предусмотренному пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ о том, что арендуемое имущество должно находиться во владении арендатора непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона 159-ФЗ, т.е. до 05 августа 2008 г.
Поскольку заявитель не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 159-ФЗ, у него отсутствуют основания требовать предоставления ему преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
На основании изложенного требования заявителя о признании незаконным бездействия администрации п. Шушенское в части непринятия решения об отчуждении арендуемого имущества (МУП "Шушенский рынок", расположенного по адресу: п. Шушенское, ул. Пионерская, 7) и несовершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать индивидуальному предпринимателю Жукаускене Светлане Петровне в удовлетворении заявления о признании бездействия администрации п. Шушенское в части непринятия решения об отчуждении арендуемого имущества (МУП "Шушенский рынок", расположенного по адресу: п. Шушенское, ул. Пионерская, 7) и несовершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества незаконным.
Проверено на соответствие Федеральному закону "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.12.2010 по делу № А33-12022/2010
<Так как арендуемое заявителем торговое место на открытом рынке не является недвижимым имуществом, в отношении его не может быть осуществлен государственный кадастровый учет и права на него не подлежат государственной регистрации, то указанное торговое место не может быть предметом отчуждения в собственность арендатора, а у заявителя отсутствуют основания требовать предоставления ему преимущественного права на приобретение имущества в собственность>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru