Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. по делу № А33-13871/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М.А., рассмотрев в судебном заседании с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
дело по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск)
к администрации города Ачинска (г. Ачинск)
о признании за Российской Федерацией права собственности на нежилое помещение в реконструированном состоянии, расположенное по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 11, пом. 1, пом. 77 общей площадью 274,8 кв.м,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шалавина И.Г. - представителя по доверенности от 31.08.2010,
от третьего лица: Четверикова П.А. - представителя по доверенности от 14.12.2009,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Точиловой Т.А.,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрация г. Ачинска о признании за Российской Федерацией права собственности на нежилое помещение в реконструированном состоянии в соответствии с техническим паспортом нежилого помещения от 17.06.2010, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 11, пом. 1, пом. 77 общей площадью 274,8 кв.м.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 12.10.2010 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что реконструкция состояла в объединении двух смежных помещений (принадлежащих истцу на праве собственности и используемых отделением Фонда на праве оперативного управления) в единое целое без уменьшения общего имущества, режим пользования земельным участком остался прежним. Реконструкция нежилого помещения осуществлялась отделением Фонда за счет выделенных ему государством на эти цели бюджетных ассигнований из бюджета Фонда социального страхования РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2006 год" от 22.12.2005 № 173-ФЗ, по коду бюджетной классификации 393 10 03 102 00 00 214 (приложение 3 к Федеральному закону), вид расходов 214/1 ЭК 310 "Строительство и реконструкция административных зданий и сооружений". Собственники жилья в многоквартирном доме № 11, находящемся по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, против использования спорного объекта в офисных целях не возражают. Отделение Фонда обращалось к ответчику за разрешением на ввод в эксплуатацию спорного объекта, однако ответчик отказал в выдаче заключения о соответствии выполненной реконструкции спорного объекта, порекомендовав установить право собственности на спорный объект в судебном порядке.
Представитель третьего лица считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения требования. По мнению ответчика, истец не получил согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном доме на реконструкцию дома 11 микрорайона 9 в городе Ачинске. Кроме того, истец не представил доказательств, подтверждающих предоставление в установленном порядке земельного участка под реконструкцию нежилого помещения, получения от надлежащей службы строительного надзора заключения о соответствии объекта капитального строительства-реконструкции нежилого помещения обязательным требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, все заключения в соответствии с Постановлением Главы г. Ачинска от 21.07.2005 № 245-п "Об утверждении перечня объектов, разрешения и заключения которых должны быть представлены самовольными застройщиками объектов".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав от 03.03.2004 N№ 24 ГМ 007355, 24 ГМ № 007354 за Российской Федерацией на праве собственности, за государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на праве оперативного управления зарегистрировано нежилое помещение общей площадью 209,90 кв.м, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон, 9 д. 11, пом. 77.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.07.2006 № 107 "О внесении изменений в план капитальных вложений в строительство, реконструкцию и приобретение административных зданий и сооружений Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" отделению фонда предписано приобрести дополнительное помещение в г. Ачинске для филиала № 8.
Обществом с ограниченной ответственностью "СтройАчинск" (продавец) и государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (покупатель) заключен договор купли-продажи от 06.10.2006, в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил квартиру, расположенную по адресу: г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 9, д. 11, квартира № 1 на первом этаже пятиэтажного жилого дома, состоящую из двух комнат, общей площадью 53,6 кв.м, в том числе жилой 30,2 кв.м, кадастровый номер 24:43:0000000:0000:0008398000:0001.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации от 29.12.2006 № 24ЕЗ № 150652, 24ЕЗ № 150653, № 24ЕЗ 914127 за Российской Федерацией на праве собственности, за государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на праве оперативного управления зарегистрирована двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Ачинск, Красноярский край, микрорайон 9, д. 11, квартира № 1 на первом этаже пятиэтажного жилого дома, состоящая из двух комнат, общей площадью 53,6 кв.м, в том числе жилой 30,2 кв.м, кадастровый номер 24:43:0000000:0000:0008398000:0001.
Государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СтройАчинск" (подрядчик) подписан государственный контракт 27.11.2006, соответствии с условиями которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по реконструкции помещений для расширения филиала в г. Ачинске (пункт 1.1. договора от 27.11.2006).
На основании приказов государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2006 № 2169 "О бюджетных ассигнованиях", от 22.12.2006 № 2304 на реконструкцию помещения для расширения филиала № 8 (Ачинский) платежными поручениями от 01.12.2006 № 5269, от 22.12.2006 № 6041 государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено на счет общества с ограниченной ответственностью "СтройАчинск" 399 380 руб. 90 коп., 1597523 руб. 70 коп.. Актом приемки выполненных работ от 22.12.2006 подрядчик передал заказчику выполненные работы.
В соответствии с техническим заключением общества с ограниченной ответственностью "СтройАчинск" (лицензия от 31.01.2005 № Д558143) от 28.03.2006 № 124 допускается выполнение перепланировки с переустройством помещения № 1 д. 11 Микрорайона 9 в г. Ачинске, под офис.
Отделом архитектуры и градостроительства администрации города Ачинска отказано председателю Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 8 (Ачинского) в выдаче заключения о соответствии выполненной реконструкции помещения, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 11, пом. 11 в связи с выполнением реконструкции самовольно, без осуществления надзора за проведением работ (письмо от 21.01.2008 № 05-14-041).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.11.2009 по делу № А33-16206/2009 удовлетворено заявление государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ - КРО ФСС РФ) о признании незаконным уведомления межведомственной комиссии при администрации г. Ачинска от 30.01.2007 о переводе жилого помещения (квартира Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 9, дом № 11, квартира № 1) в нежилое помещение, на администрацию г. Ачинска возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межведомственной комиссией при Администрации города Ачинска по использованию жилищного и нежилого фонда на территории города Ачинска помещение общей площадью 53,6 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон, 9, д. 11, переведено из жилого в нежилое помещение (уведомление от 12.05.2010).
Комиссией по наименованию и переименованию внутригородских объектов Администрации города Ачинска от 18.06.2010 отказано в присвоении адреса нежилому помещению 77 (с пристроенным тамбурам) в жилом доме 11 микрорайон 9 и рекомендовано обратиться в суд для признания сохранения нежилого помещения в реконструированном состоянии (протокол № 8 от 18.06.2010).
Согласно кадастровому паспорту от 18.08.2009 № 243У/09-270175 земельный участок, находящийся по адресу: г. Ачинск, 9 микрорайон, д. 11, принадлежит на праве собственности собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.
Описание нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ачинск, 9 микрорайон, д. 11, этаж 1, пом. № 77 общей площадью 274, 8 кв.м., приведено в техническом паспорте от 17.06.2010
Согласно заключениям федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 28.07.2009 № 722, от 25.11.2010 № 1244 размещение офисного помещения филиала № 8 (Ачинский) государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон, 9, д. 11 соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам.
Актами отдела государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому району № 481 от 27.10.2009, № 610 от 15.11.2010 подтверждается отсутствие нарушений требований пожарной безопасности в помещениях филиала № 8 (Ачинский) ГУ КРО ФСС РФ, расположенных на первом этаже пятиэтажного панельного многоквартирного жилого дома, по адресу: г. Ачинск м-он 9 дом 11.
Согласно техническим заключениям ООО "СтройАчинск" от 23.06.2009 № 585, от 22.11.2010 № 724 конструкции реконструированного помещения № 1 и переходного тамбура в доме 11 микрорайона 9 в г. Ачинске пом. 1 находятся в работоспособном состоянии, допускается дальнейшая эксплуатация реконструированного помещения под офис.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников жилья, проживающих по адресу: микрорайон 9, д. 11, собственники жилья по указанному адресу не возражают против ввода в эксплуатацию пристройки к офису филиала № 8 (Ачинский) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (протокол от июня 2007).
Считая, что право собственности на объект - нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 11, пом. 1 и 77, общей площадью 274,8 кв.м, реконструкция которых осуществлялось истцом без разрешительной документации, может быть признано за ним на основании статьи 222 Гражданского кодекса РФ в судебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие градостроительной деятельности, под которой понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Для признания права собственности на самовольную постройку необходимо соблюдение следующих условий:
1) объект, на который истец просит признать право собственности, обладает признаками самовольной постройки, то есть является недвижимым имуществом, отвечающим хотя бы одному из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ;
2) постройка возведена истцом на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования;
3) строительство осуществлено за счет средств истца;
4) сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нежилые помещения отнесены к недвижимому имуществу.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства, как и строительство, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьи. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и искового заявления, государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществлена реконструкция помещений от 17.06.2010, расположенных по адресу: г. Ачинск, д. 11, пом. 1, пом. 77 общей площадью 274,8 кв.м, квартира № 1 на первом этаже общей площадью 53,6 кв.м.
Земельный участок, на котором находится указанный объект, согласно кадастровому паспорту от 18.08.2009 № 243У/09-270175 принадлежит на праве собственности собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности. Собственники не возражают против ввода в эксплуатацию пристройки к офису филиала № 8 (Ачинский) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (протокол от июня 2007).
Государственный контракт 27.11.2006, платежные поручения от 01.12.2006 № 5269, от 22.12.2006 № 6041, акт приемки выполненных работ от 22.12.2006 свидетельствуют о том, что истцом произведена реконструкция принадлежащих ему объектом на праве собственности и третьему лицу на праве оперативного управления, за свой счет.
В результате выполненных работ по реконструкции нежилых помещений (помещение № 77 в результате присоединяя квартиры № 1) изменены параметры, площадь указанного нежилого помещения составляет 274,8 кв.м., что отражено в техническом паспорте объекта по состоянию на 17.06.2010.
Разрешение на реконструкцию указанных объектов истцу не выдавалось. Документальное подтверждение того, что реконструкция объекта произведена с осуществлением государственного строительного надзора, отсутствует. В связи с этим ввод реконструированного объекта в эксплуатацию невозможен, в результате чего объект приобрел признаки самовольной постройки.
Из представленных в материалы дела документов (технических заключений общества с ограниченной ответственностью "СтройАчинск" от 23.06.2009 № 585, от 22.11.2010 № 724, заключений федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 28.07.2009 № 722, от 25.11.2010, актов отдела государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому району № 481 от 27.10.2009, № 610 от 15.11.2010) усматривается, что сохранение спорного объекта, полученного в результате реконструкции, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, пригодно для эксплуатации, отвечает предъявляемым требованиям.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание представленные истцом документы, подтверждающие, что сохранение реконструированного объекта, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 11, пом. 1 и 77, общей площадью 274,8 кв.м, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, земельный участок, на котором расположен спорный объект, принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе истцу, на праве общей долевой собственности, собственники жилья не возражают против ввода объекта в эксплуатацию, объект возведен за счет средств истца, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика том, что истец не получил согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном доме на реконструкцию помещений, произошло уменьшение общего имущества, изменение режима пользования земельным участком в соответствии с пунктом 3 статьи 36, пунктом 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, отклоняются судом, как противоречащие протоколу общего собрания собственников жилья, проживающих по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 11 (от июня 2007). Площадь спорного помещения после реконструкции увеличилась за счет площади квартиры № 1, входящей в общую площадь помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, и, следовательно, не являющегося общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. В силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 110, 156, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на реконструированное нежилое помещение общей площадью 274,8 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 9, дом 11, помещения 1 и 77.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
М.А.АЛЬТЕРГОТ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.12.2010 по делу № А33-13871/2010
<Заявление о признании за Российской Федерацией права собственности на нежилое реконструированное помещение удовлетворено, так как представленные истцом документы подтверждают, что сохранение реконструированного объекта не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью, земельный участок под спорным объектом принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома и истцу на праве общей долевой собственности, собственники жилья не возражают против ввода объекта в эксплуатацию, объект возведен за счет средств истца>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru