АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2011 г. по делу № А36-1242/2011
Резолютивная часть оглашена 10 августа 2011 года, в полном объеме решение изготовлено 17 августа 2011 года.
Арбитражный суд в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бахаевым М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Добровского муниципального района Липецкой области к обществу с ограниченной ответственностью "Элас" об обязании возвратить денежные средства в сумме 133300 руб.
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
в судебном заседании присутствовали:
от истца: Сутормин А.Н. - представитель по доверенности от 09.03.2011 г.,
от ответчика: не явился, извещен (уведомление № 90784 от 27.06.2011 г.),
от третьего лица: не явился, извещен (уведомления № № 90782, 90781 от 27.06.2011).
установил:
Администрация Добровского муниципального района Липецкой области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о взыскании с ООО "Элас" денежных средств в размере 133300 руб., полученных в виде субсидий для стимулирования развития заготовительной продукции на территории Добровского муниципального района Липецкой области.
Определением от 30.05.2011 г. арбитражный суд привлек ООО "Авангард" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Представитель ответчика и третьего лица, ходатайствовавшего о рассмотрении спора в его отсутствие, в судебное заседание не явились. В связи с тем, что в материалах дела имеются уведомление о вручении № 90781, 90782, 90784 от 27.06.2011 г., арбитражный суд считает, что ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, и на основании ч. 1 ст. 123 АПК РФ и п. 3 ст. 156 АПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав позицию представителя Администрации, суд установил следующее.
В соответствии с положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением
администрации Липецкой области от 10.04.2009 г. № 107 был утвержден Порядок
предоставления местным бюджетам субсидий из областного фонда софинансирования расходов для стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции (см. л.д. 42 - 45 т. 1). Аналогичный Порядок
был утвержден и постановлением
администрации Добровского муниципального района от 18.05.2009 г. № 553 (см. л.д. 63 - 64 т. 1).
"15" июня 2010 г. было вынесено соответствующее постановлением администрации Липецкой области № 173 о распределении субсидий из областного фонда софинансирования расходов для стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции на возмещение части затрат юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства (за исключением некоммерческих организаций), и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовительную деятельность и (или) первичную переработку сельскохозяйственной продукции и направленных, в том числе, на реконструкцию и ремонт материально-технической базы (см. л.д. 65 - 66 т. 1)
Постановлением главы администрации Добровского района от 13.11.2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и постановлением администрации Добровского района от 25.08.08 г. № 1015 "О порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ" была утверждена районная целевая "Программа
развития малого и среднего предпринимательства в Добровском муниципальном районе на 2009 - 2012 г.г." (далее - Программа) (см. л.д. 35 - 37, 48 - 67 т. 1).
В целях реализации Программы
распоряжением главы администрации Добровского района, предписано управлению финансов администрации района произвести финансирование мероприятий по стимулированию развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции в пределах бюджетных назначений 2009 года.
В соответствии с вышеназванными актами обществу с ограниченной ответственностью "Элас" платежными поручениями № 1867 от 25.12.2009 г. из средств местного бюджета перечислено 16983 рубля, из областного бюджета платежными поручениями № 1917 от 28.12.2009 г. перечислено 106603 рубля, № 611 от 24.06.2010 г. - 9714 рублей, итого субсидий на общую сумму 133 300 рублей (см. л.д. 80, 83, 84 т. 1). Согласно поданной обществом заявке данные денежные средства перечислены в связи с затратами на ремонт кровли цеха по переработке молока, который был арендован ООО "Элас" у ООО "Авангард".
В соответствии с положениями пункта 2.1
. Порядка предоставления субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции одним из условий предоставления субсидий является наличие договора аренды ремонтируемого здания сроком действия не менее 5 лет.
На стадии формирования заявки на предоставление субсидий ответчиком был представлен договор аренды нежилого помещения от 01.06.2009 г. № 01/06/09 (см. л.д. 7 - 11 т. 1), заключенный с ООО "Авангард" сроком на пять лет (пункт 1.4. Договора).
В силу положений пункта 7
Порядка предоставления субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции хозяйствующие субъекты несут ответственность за достоверность сведений, отраженных в представленных документах, в соответствии с действующим законодательством.
Субсидии подлежат возврату в областной и местный бюджеты в случае отчуждения, а также использования в иных, не предусмотренных данным Порядком
целях приобретенного технологического оборудования и специализированного автотранспорта, а также реконструированной (отремонтированной) материально-технической базы в течение 5 лет с момента получения субсидии.
Контроль за целевым использованием средств осуществляет администрация Добровского района (пункт 8
Порядка).
Реализуя контрольные функции, заявитель совместно с отделом организации, анализа и прогнозирования потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области составил акт установления факта нарушения порядка предоставления субсидий (см. л.д. 107 т. 1).
Нарушение заключалось в том, что ООО "Элас" с ноября 2010 года фактически прекратило договорные отношения с ООО "Авангард" в одностороннем порядке и, освободив арендуемое помещение, прекратило заготовительную деятельность.
От участия в судебном разбирательстве по делу и представления письменных доказательств ответчик уклонился.
Привлеченное к участию в деле третье лицо - ООО "Авангард" представило письменные пояснения в которых указало, что не имеет возможности представить ни доказательства расторжения договора аренды нежилого помещения № 01/06/09 от 01.06.2009 г., ни сам договор аренды по причине его отсутствия.
В материалы дела также представлен ответ зам. начальника Добровского отдела Управления Росреестра по Липецкой области о том, что в Добровском отделе Управления регистрация договора аренды нежилого помещения № 01/06/2009 от 01.06.2099 г. не проводилась (см. л.д. 68 т. 2).
При отказе от добровольного возврата сумм перечисленных субсидий главные распорядители средств бюджета обеспечивают их принудительное взыскание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "31" марта 2011 года...", а не "31" марта 2001 года...".
"31" марта 2001 года соответствующая претензия была направлена директору ООО "Элас" и получена последним 05.04.2011 г. (см. л.д. 108 - 111 т. 1). Вместе с тем, до настоящего времени денежные средства, перечисленные в качестве субсидий, в размере 133 300 рублей не возвращены.
В соответствии со ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу положений ст. ст. 65, 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В нарушение указанных норм, ответчик фактически уклонился от доказывания своей позиции по делу, приняв на себя соответствующие процессуальные последствия. Материалы настоящего дела не содержат ни одного относимого и допустимого доказательства, подтверждающего целевое использование субсидий.
Установив полномочия лица, обратившегося в суд с настоящим иском, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающего целевое использование субсидий, суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Учитывая, что заявитель в соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с общества с ограниченной ответственностью "Элас" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 4999 рублей госпошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Элас" (ОГРН 1074813001141, расположенного по адресу: 399144, Липецкая область, Добровский район, с. Гудово, ул. Центральная, 243; юридический адрес: 399145, Липецкая область, Добровский район, с. Крутое, ул. Советская) в доход местного и областного бюджета (главный распорядитель средств бюджета - администрация Добровского муниципального района Липецкой области, ИНН 4805001607, КПП 480501001) 133 300 (сто тридцать три тысячи триста) рублей, выплаченных в качестве субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции на возмещение части затрат на реконструкцию и ремонт материально-технической базы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Элас" (ОГРН 1074813001141, расположенного по адресу: 399144, Липецкая область, Добровский район, с. Гудово, ул. Центральная, 243) в доход федерального бюджета 4999 рублей государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в Девятнадцатый апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, ул. Платонова, 8, по истечении данного срока в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции в г. Брянске.
Судья
Е.В.БЕССОНОВА