Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2011 г. по делу № А36-2008/2011

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Тонких Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наливайченко М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Добрыня"
о признании незаконным решения № 697 от 01.03.2011 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Липецкой области
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО: Исаева Н.А. - начальник юридического отдела (доверенность от 01.08.2011 г. - л.д. 139 - т. 1), Пищугина Т.А. - главный бухгалтер (доверенность от 01.08.2011 г. - л.д. 140 - т. 1),
от МИФНС: Мишарина Н.Г. - заместитель начальника правового отдела (доверенность <...>), Акулова И.Л. - старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок (доверенность <...>)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Добрыня" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения № 697 от 01.03.2011 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, МИФНС № 1).
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на нарушение Инспекцией положений п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ при проведении камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года. По мнению заявителя, налоговым органом неправомерно не приняты к вычету суммы НДС в размере 722 752,10 руб. на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Авиакомпания "Русич-Л".
Налоговый орган письменным отзывом возразил против заявленных доводов, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения. При этом Инспекция ссылается на то, что ООО "Авиакомпания "Русич-Л" не является плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку находится на упрощенной системе налогообложения. В связи с чем, несмотря на то, что ООО "Авиакомпания "Русич-Л" уплатило в бюджет 722 752,10 руб. НДС за 2 квартал 2010 года, налоговый орган полагает, что у заявителя отсутствуют правовые основания для возмещения указанных сумм налога.
Выслушав позиции участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Липецкой области проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "Добрыня", представленной 05.10.2010 г. в МИФНС № 1 за 2 квартал 2010 г. По результатам проверки составлен акт от 24.01.2011 № 5699 (см. л.д. 109 - 113 - т. 1) и 1 марта 2011 г. приняты решения: № 697 "Об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения", № 32 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", № 34 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (см. л.д. 126 - 132 - т. 1).
Решением № 697 от 01.03.2011 г. налоговый орган отказал в привлечении ООО "Добрыня" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 722752,1 руб. в связи с наличием переплаты у Общества по этому налогу. Обществу также предложено уплатить НДС в указанном размере 470 998 руб.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в оспариваемом размере послужили выводы инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 722752,1 руб. в связи с применением упрощенной системы налогообложения поставщиком услуг - ООО "Авиакомпания Русич-Л". Инспекция считает, что, применяя упрощенную систему налогообложения и не являясь плательщиком НДС, ООО "Авиакомпания "Русич-Л" необоснованно выписывало заявителю счета-фактуры, которые не могут являться основанием для применения последним налоговых вычетов.
Решением Управления ФНС России по Липецкой области от 11.05.2011 г. по апелляционной жалобе ООО "Добрыня" решение МИФНС № 1 от 01.03.2011 г. № 697 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества без удовлетворения (см. л.д. 136 - 138 - т. 1).
Не согласившись с вынесенными решениями, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 171 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п/п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, для предоставления налогоплательщику налогового вычета по НДС необходима совокупность следующих условий: 1) товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; 2) при этом продавцом должны быть выставлены счета-фактуры.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Из материалов дела следует, что выставленные продавцом услуг - ООО "Авиакомпания "Русич-Л" в адрес ООО "Добрыня" счета-фактуры от 04.04.2010 г. № 00000008, 13.04.2010 г. № № 00000009, 00000016, от 04.05.2010 г. № 00000019, 00000015, 00000013, 00000011, 00000021, 00000020, 00000017, 00000030 соответствуют требованиям ст. 169 Налогового кодекса РФ и содержат все необходимые реквизиты (см. л.д. 26 - 36 - т. 1). Данные счета-фактуры оплачены налогоплательщиком в рамках договора № 2 от 27.02.2010 г. на организацию и выполнение авиахимработ в 2010 году (см. платежные поручения № № 453 от 11.03.2010 г. № 100 от 18.05.2010 г., договор). Генеральный директор ООО "Авиакомпания "Русич-Л" Засурцев А.А., допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил следующие факты: наличия договорных взаимоотношений с ООО "Добрыня", оказания услуг и их оплаты заявителем, а также применение ООО "Авиакомпания "Русич-Л" упрощенной системы налогообложения с 2006 г.
Последнее обстоятельство подтверждается также уведомлением Инспекции ФНС России по Советскому району г. Липецка от 15.12.2005 г. № 1938, представленным МИФНС № 1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Между тем из п. 5 ст. 173 НК РФ следует, что на лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения возложена обязанность по уплате в бюджет НДС в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Таким образом, по совокупности статей 19 и 173 (п. 5) НК РФ ООО "Авиакомпания "Русич-Л" признается плательщиком налога на добавленную стоимость при указанных выше обстоятельствах.
Как видно из материалов дела, такую обязанность ООО "Авиакомпания "Русич-Л" выполнило, перечислив в федеральный бюджет сумму налога на добавленную стоимость 722752 руб. платежным поручением № 92 от 19.05.2010 г. (см. л.д. 108 - т. 1).
При таких обстоятельствах выставление счетов-фактур продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, не влечет недействительность этих счетов-фактур. В связи с этим довод налогового органа о недействительности счетов-фактур, выставленных лицом, не являющимся налогоплательщиком, суд считает необоснованным.
В свою очередь, выставление контрагентом налогоплательщика, не являющегося плательщиком НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения, счета-фактуры с выделением суммы налога не влияет на право такого налогоплательщика на налоговый вычет данной суммы налога, поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности отказа в принятии сумм налога к вычету в этом случае.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Общество подтвердило реальность хозяйственных операций с ООО "Авиакомпания "Русич-Л" и выполнило все требования налогового законодательства при заявлении права на вычет НДС в сумме 722752 руб. При соблюдении Обществом предусмотренных законом условий применения налогового вычета в случае выставления поставщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, вычет сумм налога на добавленную стоимость Обществом применяется в общеустановленном порядке. Указанный вывод суда согласуется с арбитражно-судебной практикой (см. постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2010 г. по делу № А64-7813/09, от 02.09.2009 г. по делу № А14-11246/2008360/28).
В связи с этим законных оснований для доначисления заявителю НДС в сумме 722752 руб. и отказе ему в возмещении той же суммы налога у МИФНС № 1 не имелось.
Разъяснения Минфина РФ, на которые ссылается налоговый орган, носят разъяснительный характер и не могут подменять положения норм Налогового кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах требования ООО "Добрыня" подлежат удовлетворению.
За рассмотрение данного спора заявителем оплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. (см. платежное поручение от 15.06.2011 г. № 5 - л.д. 8 - т. 1).
В силу ст. 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что судебный акт по данному делу принимается в пользу заявителя, имеются основания для взыскания с налогового органа понесенных заявителем судебных расходов на уплату государственной пошлины. Оснований для освобождения налогового органа от несения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит. Льгота, предусмотренная п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, по мнению суда, может быть применена к налоговому органу как ответчику по делу только в случае, если истец не уплачивал госпошлину в бюджет и с ответчика подлежит взысканию именно госпошлина в бюджет, а не расходы по ее уплате в пользу истца (заявителя) (п. 3 ст. 110 АПК РФ). В противном случае будет нарушен принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установленный статьей 110 АПК РФ.
С учетом изложенного с МИФНС № 1 по Липецкой области в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Липецкой области от 01.03.2011 г. № 697 "Об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Обязать МИФНС РФ № 1 по Липецкой области устранить нарушенные права и законные интересы ООО "Добрыня" в 10-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Добрыня" (ОГРН 1034800030506) судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Липецкой области: в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, по истечении указанного времени - в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья
Л.С.ТОНКИХ




Источник публикации
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.08.2011 по делу № А36-2008/2011
<Исковые требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворены, поскольку общество подтвердило реальность хозяйственных операций с другим хозяйствующим субъектом и выполнило все требования налогового законодательства при заявлении права на вычет НДС>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru