ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. № 11/04
Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 7 июня 2011 года. г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Ермолаева Е.А.,
рассмотрев дело № 11/04 по признакам нарушения ОАО "Т" (адрес) (далее - ОАО "Т") части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства в опубликованном ОАО "Т" извещении о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "Т" (газета "В" от 24.03.2011 № 21 (1084)).
Тамбовское УФАС России 01.04.2011 по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении ОАО "Т" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО "Т" (доверенность от 16.02.2011 № 130-06/3).
На рассмотрении дела представитель ОАО "Т" сообщил, что требования, предусмотренные статьей 448 Гражданского кодекса РФ, были предусмотрены ОАО "Т" в Извещении на основании п. 13 Извещения "остальные условия конкурса содержатся в Конкурсной документации, являющейся неотъемлемым приложением к данному Извещению". Наличие опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет не является обязательным условием к участникам конкурса, а является лишь одним из основных оценочных критериев. Кроме того, представитель сообщил, что в настоящее время ОАО "Т" отказалось от проведения открытого одноэтапного конкурса на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "Т" и направило уведомления об отказе в адрес участников конкурса.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
В газете "В" от 24.03.2011 № 21 (1084) было опубликовано извещение о проведении ОАО "Т" открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "Т" (далее - Конкурс).
Заказчик и организатор открытого Конкурса - ОАО "Т".
Предметом закупки являются следующие страховые услуги:
ЛОТ № 1. Страхование имущества от огня и других опасностей;
ЛОТ № 2. Добровольное медицинское страхование;
ЛОТ № 3. Страхование от несчастных случаев и болезней;
ЛОТ № 4. Страхование автотранспортных средств;
ЛОТ № 5. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
ЛОТ № 6. Страхование гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Основное условие заключаемых по результатам Конкурса Договоров - максимально возможный перечень страховых рисков и событий при минимальном тарифе, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 Извещения).
В пункте 4 Извещения указано, что "претендовать на победу в данном конкурсе может участник, соответствующий следующим требованиям:
- опыт работы на страховом рынке не менее 15 лет;
- наличие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Более подробно требования к Участникам, а также требования к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в конкурсной документации".
В пункте 12 Извещения указано, что сроки заключения договоров по результатам Конкурса между Заказчиком и Победителями Конкурса указаны в Конкурсной документации.
Для участия в Конкурсе необходимо своевременно подать Конкурсную заявку в соответствии с требованиями Конкурсной документации (пункт 5 Извещения).
Конкурсная документация не была опубликована и могла предоставляться согласно пункту 5 Извещения только по письменному запросу участника.
Пунктом 10 Извещения предусмотрено, что "организатор конкурса вправе отказаться от его проведения не позднее чем за 3 дня до дня проведения, не неся никакой ответственности перед Участниками конкурса и третьими лицами, которым такое действие может принести убытки".
Частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ определено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Согласно части 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
В Извещении о проведении открытого Конкурса, опубликованном ОАО "Т", в нарушение требований статьи 448 ГК РФ, отсутствует информация об оформлении участия в торгах и об определении победителя торгов, а также о сроке заключения договоров.
Отсутствие в Извещении указанной информации необоснованно ограничивает количество желающих принять участие в Конкурсе. Потенциальные участники, не владея необходимой информацией, не смогут подать заявку на участие в Конкурсе. Сокращение ОАО "Т" срока на отказ от проведения Конкурса и снятие с себя ответственности за это противоречат части 3 статьи 448 ГК РФ и ущемляют права и интересы участников торгов.
Установление ОАО "Т" условия о том, что претендовать на победу в Конкурсе может только участник с опытом работы не менее 15 лет является ограничением доступа к участию в торгах. Поскольку потенциальные участники Конкурса, имеющие опыт работы менее 15 лет, и при этом предложившие лучшие условия Договоров, не могут претендовать на победу. Данное условие ограничивает право на участие в Конкурсе.
Согласно части 5 статьи 4 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.
Следовательно, юридическое лицо, получившее лицензию, имеет право на осуществление деятельности в сфере страхового дела и, соответственно, имеет право на участие в конкурсе на право страхования.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает доводы ОАО "Т" о том, что требования, предусмотренные статьей 448 ГК РФ, были предусмотрены ОАО "Т" в Извещении на основании п. 13 Извещения "остальные условия конкурса содержатся в Конкурсной документации, являющейся неотъемлемым приложением к данному Извещению", а наличие опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет не является обязательным условием к участникам Конкурса, а является лишь одним из основных оценочных критериев, не состоятельными по следующим основаниям.
Обязательная информация о проведении Конкурса в соответствии со статьей 448 ГК РФ должна указываться непосредственно в Извещении о проведении Конкурса, а не в Конкурсной документации. Кроме того, Конкурсная документация не являлась неотъемлемым приложением к данному Извещению, опубликованному в газете "В" от 24.03.2011 № 21 (1084) и размещенному на сайте <...>.
Согласно пункту 3.5.1 "Требования к участникам конкурса" подраздела 3.5 "Требования к участникам конкурса. Подтверждение соответствия предъявляемым требованиям" Конкурсной документации установлено, что "участниками настоящего конкурса могут быть страховые компании, отвечающие следующим требованиям, в т.ч.:
- опыт работы на страховом рынке - не менее 15-ти лет".
Следовательно, наличие опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет является не "оценочным критерием", а обязательным условием для участия в Конкурсе.
Таким образом, опубликование ОАО "Т" извещения о проведении Конкурса с несоблюдением обязательных требований, а также установление требования к участнику Конкурса о наличии опыта работы не менее 15 лет приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке страховых услуг.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Т" опубликовало сообщение в газете "В" от 25.04.2011 № 30(1093) об отказе от проведения открытого одноэтапного Конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "Т" и направило уведомления об отказе в адрес участников Конкурса.
Согласно протоколу заседания центральной Конкурсной комиссии ОАО "Т" от 20.04.2011, комиссией принято решение об отмене Конкурсной документации на проведении Конкурса и о переносе закупочных процедур на более поздний срок.
В связи с тем, что Конкурсная документация отменена и ОАО "Т" отказалось от проведения Конкурса, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "Т" (адрес) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "Т" в части неуказания в конкурсной документации информации об оформлении участия в торгах, об определении победителя торгов и о сроке заключения договоров, а также в установлении требования к участникам конкурса о наличии опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке страховых услуг.
2. Предписание не выдавать в связи с отказом ОАО "Т" от проведения конкурса и отменой конкурсной документации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова
Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Е.М.Вислобокова
Е.А.Ермолаева