Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2011 г. № 33-4862/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Д.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 12 сентября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда от 5 июля 2011 года, которым: взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Б.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Б.Ю., <...>, компенсация морального вреда в размере <...> рублей.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение представителя Правительства Республики Коми Т.В., заключение прокурора Загидулиной Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Б.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК РФ по РК о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ему и его несовершеннолетнему ребенку - Б.Ю. связи с гибелью его супруги и матери ребенка - Б.О.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель УФК РФ по РК А.Н. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Как следует из дела, 11 июля 2005 года в результате пожара в торговом центре "Пассаж", расположенном по адресу: <...> получила травмы и впоследствии скончалась от них супруга истца и мать несовершеннолетнего ребенка Б.Ю. - Б.О.
Разрешая дело, суд правильно исходил из того, что компенсация морального вреда, причиненного истцам гибелью жены и матери, должна быть произведена за счет казны.
Вывод суда соответствует закону и подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Приговором Ухтинского городского суда от 4 апреля 2007 года сотрудники 2-го отряда УГПС МЧС России по Республике Коми Р.В. исполнявший обязанности <...> и М.О., замещавший должность <...>, признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ - халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека и иные тяжкие последствия. При этом в приговоре указано, что вследствие халатного, небрежного и недобросовестного отношения М.О. и Р.В. к своим служебным обязанностям были созданы непреодолимые условия к успешной эвакуации людей при возникновении пожара, так как люди были лишены возможности эвакуироваться в короткий промежуток времени в виду наличия "глухих" решеток на окнах, заложенных кирпичной кладкой оконных проемов с южной (тыльной) стороны здания и отсутствия систем дымоудаления в торговых помещениях южной (тыльной) стороны здания.
Судебная коллегия считает ошибочными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что непосредственной причиной гибели людей в торговом центре явился его поджог, совершенный непосредственными причинителями вреда лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающими в настоящее время наказание,
Действительно, приговором Верховного суда Республики Коми от 17 июня 2009 года П.А. и К.А. признаны виновными, в частности, в умышленном уничтожении чужого имущества путем поджога, повлекшем значительный ущерб, убийстве двух и более лиц общеопасным способом группой лиц по предварительному сговору.
Однако наличие указанных обстоятельств не исключает ответственности других лиц, недобросовестное исполнение служебных обязанностей которыми также повлекло причинение вреда.
М.О. и Р.В. являясь должностными лицами, наделенными в установленном порядке властными полномочиями по осуществлению государственного пожарного надзора, ненадлежащим образом исполнили свои должностные обязанности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов других лиц, в том числе, по неосторожности смерть людей и иные тяжкие последствия.
Правильным является и вывод суда о том, что вред должен быть возмещен Министерством финансов РФ за счет средств казны РФ.
Из дела следует, что должность Р.В., бывшего <...>, на момент совершения преступления (июль - август 2002 года) финансировалась за счет федерального бюджета; на момент совершения поджога и увольнения со службы - за счет средств республиканского бюджета.
Должность М.О.., бывшего <...>, на момент совершения преступления (июль - август 2002 года) финансировалась за счет средств объекта, охраняемого по договору (предприятие нефтегазового комплекса); на момент совершения поджога и увольнения со службы - за счет средств федерального бюджета.
На основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Главы Республики Коми от 12 сентября 1997 г. № 249 утверждено Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Республики Коми.
Согласно пункту 4 Положения Управление Государственной противопожарной службы являлось самостоятельным оперативным структурным подразделением Министерства внутренних дел Республики Коми.
Численность Государственной противопожарной службы, содержащаяся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации и объявляется соответствующими приказами (п. 6 Положения).
Пунктом 13 Положения было установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы планируется и осуществляется органами исполнительной власти Республики Коми и местными администрациями в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Финансирование Государственной противопожарной службы осуществляется за счет: средств федерального бюджета Российской Федерации; средств республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов; внебюджетных средств, формируемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
В компетенцию министра внутренних дел Республики Коми входило определять порядок организации органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, утверждать их структуру и штаты (пункт 19).
При этом пунктами 14 - 15 Положения определено, что порядок создания подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Коми за счет организаций, где в обязательном порядке создается пожарная охрана, определяется федеральными органами государственной власти. Подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с организациями, содержатся за счет средств этих организаций.
Приказом МВД РК от 16 марта 1998 года № 187 утверждено Положение об Управлении Государственной противопожарной службы МВД РК.
В силу положений ст. 4 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, в редакции от 25.07.2002 года, действовавшей на момент совершения сотрудниками ГПС МЧС Р.В. и М.О. преступления, Пожарная охрана подразделялась на следующие виды: Государственная противопожарная служба; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона Государственная противопожарная служба являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
В систему Государственной противопожарной службы входили: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Подразделениями Государственной противопожарной службы являлись: территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях; специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
Согласно ст. 10 вышеуказанного Федерального закона в редакции 25.07.2002 года, финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Распределение указанных средств производил федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могли быть привлечены дополнительные средства из других источников финансирования.
Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержались за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.
Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансировались за счет средств соответствующих бюджетов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.
По делу установлено, что договор между Правительством Республики Коми и Министерством внутренних дел Республики Коми, МЧС России по РК о создании Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы не заключался, территориальные подразделения не создавались.
Согласно ст. 4 Закона РК "О пожарной безопасности" от 02.04.1993 года № XII-14/27, в редакции 2002 года, в компетенцию Главы Республики Коми в области пожарной безопасности входит, в том числе, установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), финансируемой за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
В дальнейшем в системе государственной противопожарной службы произошла реорганизация в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года № 1309 - ГПС МВД Российской Федерации была преобразована в ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На основании приказа МВД РФ от 1 апреля 2002 года № 307 в срок до 30 апреля 2002 года осуществлялась передача из Министерства внутренних дел РФ в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий численности органов, подразделений, учреждений внутренних дел субъектов РФ.
Приказом МВД РК от 22 апреля 2002 года № 153 из МВД РК в МЧС РФ переданы численность ГПС, финансируемая по федеральному бюджету в количестве 708 штатных единиц; численность ГПС, финансируемая по бюджету Республики Коми в количестве <...> штатных единиц; численность ГПС, финансируемая по бюджетам городов и районов Республики Коми в количестве <...> штатных единиц; численность ГПС, финансируемая за счет средств объектов РК в количестве <...> штатных единиц.
Из материалов дела следует, что установленная федеральными органами государственной власти численность должностей ГПС, финансируемых за счет федерального бюджета, не изменялась, тогда как источники финансирования иных должностей постоянно менялись, то за счет средств республиканского бюджета, то за счет средств объектов.
С 01.01.2005 вступила в силу новая редакция статьи 5 Закона "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно которой в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 10 Закона в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2005 года федеральное законодательство предоставило субъектам Российской Федерации право создавать собственные противопожарные службы, в связи с чем разграничило источники финансирования федеральных и субъектных противопожарных служб.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 25 августа 2005 года № 229 "О противопожарной службе Республики Коми"; Постановлением Правительства Республики Коми № 323 "Об условиях оплаты труда работников государственного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской обороны" созданы органы управления противопожарной службы РК, их территориальные подразделения, определены источники и условия финансирования их деятельности. В функции указанных органов входит только профилактика пожаров, тушение пожаров; спасение людей и имущества при пожарах.
Правильно оценив доказательства и применив нормы материального права, суд обоснованно пришел к выводу, что ГПС МЧС России по РК являлась федеральным органом, с учетом положений пункта 14 Указа Главы РК от 12 сентября 1997 г. № 249, в котором установлены полномочия именно федерального органа государственной власти при создании объектовых подразделений ГПС, взыскание компенсации морального вреда за вред, причиненный сотрудниками ГПС Р.В., чья должность финансировалась за счет средств федерального бюджета, и М.О. чья должность финансировалась за счет объекта, правильно произведено судом за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов РФ в лице УФК по РК.
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств дела, степени вины должностных лиц, а также характера нравственных страданий истца и несовершеннолетнего ребенка погибшей, представляется, что разумным, справедливым и соразмерным объему нарушенных личных неимущественных прав родственников погибшей Б.О. является размер компенсации морального вреда: в пользу несовершеннолетнего ребенка - <...> рублей, в пользу супруга погибшей - <...> рублей, всего <...> рублей.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы своего подтверждения в ходе кассационного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, и с учетом изложенного коллегия считает, что обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного суда Республики Коми от 12.09.2011 № 33-4862/2011
<Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены правомерно, поскольку суд правильно исходил из того, что компенсация морального вреда, причиненного истцам гибелью жены и матери, должна быть произведена за счет казны, вывод суда соответствует закону и подтверждается материалами дела>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru