Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. по делу № А33-13935/2010

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 08.09.2010 № 03-53/233-ю,
при участии в судебном заседании (до перерыва):
от заявителя: Мужичковой С.А., доверенность от 11.01.2010 № 3, Васильевой И.В.,
доверенность от 08.12.2010 № 52,
от ответчика: Нетесовой М.А., доверенность от 28.10.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Авангард" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 08.09.2010 № 03-53/233-ю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу.
Представители заявителя, явившиеся в судебное заседание 09.12.2010, настаивали на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных письменных пояснениях по делу.
Представитель ответчика, явившийся в судебное заседание 09.12.2010, возражал против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.12.2010 до 11 час. 30 мин. 15 декабря 2010 года, о чем представители сторон были извещены в судебном заседании. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края. После окончания перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард" имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции Б 074645, выданную Управлением Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю 17.08.2009 сроком действия до 07.05.2014.
Обществом представлены в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования) декларации об объемах оборота алкогольной продукции за 2 квартал 2010 года согласно формам приложений № 5 и № 7 к Положению о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 (далее - Положение № 858).
Ведущим специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования в ходе анализа данных деклараций установлено, что прочий расход алкогольной продукции составляет 0,8946 тыс. дал, что значительно превышает нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 07.09.2007 № 304, применяемые на складах и базах оптовых предприятий. Исходя из данных обстоятельств должностным лицом административного органа сделан вывод о включении заведомо искаженных данных в декларации об объемах оборота алкогольной продукции и вынесено определение № 03-53/233 от 21.07.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
26 августа 2010 ведущим специалистом-экспертом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
Вывод административного органа о включении недостоверных сведений об объеме полученной продукции и объемах прочего расхода продукции в декларации об объемах оборота алкогольной продукции следует из приведенных в протоколе обстоятельств, в том числе:
В декларации об объемах закупки алкогольной продукции (Приложение № 7 к Положению № 858), в графу № 16 "Объем полученной продукции" включен объем отгруженной поставщиком алкогольной продукции, указанной в товарно-транспортной накладной без учета потерь при транспортировке, а не объем фактически полученной продукции, что является нарушением Порядка заполнения деклараций.
В целях корректировки фактических остатков алкогольной продукции, указанных в декларации об объемах оборота алкогольной продукции (Приложение № 5 к Положению № 858), в соответствии с данными складского учета, объем потерь при транспортировке от поставщика в количестве 0,3092 тыс. дал включен в прочий расход (графа 17 Приложения № 5), хотя фактически ООО "Авангард" указанный объем алкогольной продукции не получало и не расходовало.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), включены недостоверные сведения об объеме полученной продукции и объемах прочего расхода продукции в декларации об объемах оборота алкогольной продукции в Приложениях № 5 и № 7 к Положению за 2 квартал 2010 года, а именно искажен объем фактически полученной продукции в сторону увеличения на 0,3092 тыс. дал.
Как следует из протокола об административном правонарушении, факты нарушений установлены на основании деклараций об объемах оборота алкогольной продукции (приложения N№ 5, 7 к Положению № 858) за 2 квартал 2010 года; копий документов, истребованных по определению административного органа № 03-53/233 от 21.07.2010, актов о списании товаров (унифицированных форм ТОРГ-16 инвентаризационной описи ТМЦ (унифицированная форма ТОРГ-3), сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (унифицированная форма ТОРГ-19), объяснительной генерального директора Евкина О.И.
Постановлением № 03-53/233-ю о назначении административного наказания от 08 сентября 2010 года общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением № 03-53/233-ю о назначении административного наказания от 08.09.2010, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207 - 211).
В соответствии со статьей 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 настоящего Кодекса.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154).
Судом установлено, что при составлении протокола № 03-53/233 об административном правонарушении от 26.08.2010, рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановления № 03-53/233-ю о назначении административного наказания от 08.09.2010 должностные лица МРУ Росалкогольрегулирования действовали в рамках предоставленных им законом полномочий.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заявитель не оспаривает соблюдение административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела и вынесения оспариваемого постановления.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только прямым умыслом.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно пункту 3 Положения № 858 декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции.
Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению № 5; организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 7.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24-н "Об утверждении Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Как следует из представленного в дело отзыва, в обоснование довода о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, административный орган приводит следующие пояснения:
"Согласно п. 7.2, п. 9.2 Порядка в графе 7 Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 5), в графе 16 Декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 7) указывается объем закупленной алкогольной продукции, без включения в данные графы потерь алкогольной продукции при ее транспортировке от поставщика к покупателю, т.е. объем фактически закупленной продукции, что подтверждается нижеследующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ право собственности на вещь переходит в момент ее передачи. Данному требованию подчиняется и договор поставки. Переход права собственности по такому договору наступает в момент передачи товара, соответственно право собственности переходит только на фактически полученный товар. Бой при транспортировке как таковым товаром, на который к покупателю переходит право собственности, не является, а, следовательно, такая продукция не может являться закупленной (приобретенной) организацией.
Вместе с тем, несмотря на то, что общество алкогольную продукцию в количестве 0,3092 тыс. дал (бой при транспортировке) фактически не получало, им данный объем продукции был отражен в декларации как закупленная продукция (тот факт, что 0,3092 тыс. дал. является боем продукции при ее транспортировки от поставщика к покупателю - ООО "Авангард" подтверждается соответствующими актами)
Организации отражают объемы полученной ими продукции в разрезе сопроводительных документов, в частности товарно-транспортных накладных.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм, и только при отсутствии унифицированных форм могут использоваться иные первичные документы, содержащие обязательные реквизиты.
В случае, когда покупатель, принимая в соответствии со ст. 513 ГК РФ товар (унифицированная форма № ТОРГ-12), выявляет несоответствие поставляемого товара условиям договора (в частности, бой при транспортировке), он составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей унифицированной формы № ТОРГ-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Согласно вышеуказанному Постановлению Госкомстата России эта форма акта предназначена для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика.
В случае возникновения расхождений по количеству и качеству, выявленных при приемке товара и оформленных вышеперечисленными первичными документами (акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей унифицированной формы ТОРГ-2), поставщик обязан внести исправления в счет-фактуру и в дополнительный лист книги продаж.
В соответствии с Письмом Минфина России от 23.10.2008 № 03-07-09/34 внесение исправлений в счет-фактуру, если при приемке товара выявлены расхождения в его количестве и номенклатуре, возможно только при наличии первичных документов, оформленных в соответствии с действующими требованиями бухгалтерского учета (имеются в виду акт об установлении расхождений по количеству и качеству, акт о приемке материалов).
Приемка товаров на склад производится покупателем по его фактическому наличию, то есть с учетом потерь товаров при транспортировке от поставщика (либо недовложения), о чем свидетельствуют акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132, составленные в день приемки товара на склад.
Таким образом, заполняя в декларациях графы об объеме закупленной продукции ООО "Авангард" обязано было указать лишь фактический объем закупленной им продукции и не включать бой алкогольной продукции при ее транспортировке.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о включении обществом в графу 7 Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 5) и графу 16 Декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 7) заведомо искаженных данных об объеме закупленной продукции.
Кроме того, обществом были искажены данные графы 17 Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 5).
Так, согласно п. 7.2 Порядка, в данной графе подлежит отражению "Прочий расход" - объем продукции прочего расхода, произведенного декларантом.
Общество же включило в данную графу потерь алкогольную продукцию в количестве 0,3092 тыс. дал., являющуюся боем при транспортировке, - продукцию, на которую к Обществу не могло перейти право собственности, фактически им не полученную, т.е. продукцию, в отношении которой оно не несло и не могло нести каких-нибудь потерь. Объем прочего расхода в данном случае не подтверждается документами первичного учета (накладная, акт).
Указание в декларации объема полученной продукции, включающего в себя бой при транспортировке (фактическое отсутствие продукции) и включение данного боя продукции в прочие расходы общества, влечет за собой искажение информации об обороте алкогольной продукции, что является нарушением п. 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
Суд оценил данные доводы административного органа и пришел к выводу о недоказанности субъективной стороны административного правонарушения.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Проанализировав положения раздела 7. Порядок заполнения декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 5) и раздела 9. Порядок заполнения декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 7) Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24-н (далее - Порядок № 24-н), суд пришел к выводу, что из его содержания однозначно не следует обязанность декларанта указать лишь фактический объем закупленной им продукции и не включать бой алкогольной продукции при ее транспортировке.
Так, согласно пункту 7.2 Порядка № 24-н в Декларации № 5 в графе 7 "от организаций производителей" указывается объем закупленной продукции от организаций, имеющих лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта, в том числе денатурата, в соответствии с сопроводительными документами; в графе 11 "всего" - объем израсходованной продукции, показатели строк графы 11 равны сумме соответствующих строк граф 12 и 16, 17; в графе 16 "возврат поставщикам" - объем возвращенной продукции поставщикам в соответствии с сопроводительными документами; в графе 17 "прочий расход" - объем продукции прочего расхода; в графе 18 "Остаток на конец отчетного периода" - остатки продукции на конец отчетного периода.
Согласно пункту 9.2 Порядка № 24-н в Декларации № 7 в графе 13 "Номер товарно-транспортной накладной" указывается номер ТТН поставщика; в графе 16 "Объем полученной продукции" - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке). Также в данном пункте указано, что в декларации подводится итог по объему продукции, полученной от каждого поставщика, а также подводится общий итог по всей полученной продукции. Сведения о возвратах алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли представляются в соответствии с порядком заполнения декларации № 7.
Из буквального содержания приведенных норм, регламентирующих порядок заполнения деклараций № 5 и № 7, не следует, что декларации заполняются на основе первичных бухгалтерских документов, указываемых административным органом, кроме товарно-транспортных документов поставщика на иные документы данные нормы ссылки не содержат.
Исходя из приведенного выше порядка заполнения названных граф деклараций суд пришел к выводу о том, что формы Декларации № 5 и Декларации № 7 и порядок их заполнения имеют недостатки, не позволяющие четко определить порядок отражения (или неотражения) в данных декларациях объема потерь при транспортировке продукции от поставщика.
Заявителем на весь объем продукции в количестве 0,3092 тыс. дал в административный орган предоставлены акты о списании товаров (унифицированная форма ТОРГ-16).
Учитывая установленные по делу обстоятельства суд считает, что неправильное отражение обществом в декларациях № 5 и № 7 объема полученной продукции и прочего расхода не свидетельствует о наличии умысла со стороны заявителя в заведомом искажении им данных деклараций.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При недоказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Авангард" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 08.09.2010 № 03-53/233-ю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, которым общество с ограниченной ответственностью "Авангард" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу № А33-13935/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.12.2010 по делу № А33-13935/2010
<Поскольку формы деклараций об объемах оборота алкогольной продукции № 5 и № 7 и порядок их заполнения имеют недостатки, не позволяющие четко определить порядок отражения (или неотражения) в данных декларациях объема потерь при транспортировке продукции от поставщика, то неправильное отражение в декларациях объема полученной продукции и прочего расхода не свидетельствует о наличии вины в виде умысла заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru