Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2011 г. № 33-2011/11


Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Холодовой М.П.,
судей областного суда Алешкиной Л.В., Крицкой О.В.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в судебном заседании 30 марта 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по доверенности И. на решение Азовского районного суда Омской области от 24.02.2011, которым постановлено:
"Признать незаконными бездействия Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Б. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Азовская центральная районная больница" Б. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения".
Заслушав доклад судьи областного суда Алешкиной Л.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Азовского немецкого национального муниципального района Омской области в интересах Б. обратился в суд с заявлением, указав, что Б. с 1998 года по настоящее время работает в МУЗ "Азовская ЦРБ" в должности врача-лаборанта. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг, а с 2009 года предоставление льгот прекратилось. Непредоставление Администрацией мер социальной поддержки нарушает охраняемые Конституцией и законами РФ права Б.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Б. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Азовская ЦРБ" Б. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора АННМР Виджюнас А.Г., заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации Азовского немецкого национального муниципального района И. заявленные требования не признал, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Б., представители МУЗ "Азовская ЦРБ", Комитета финансов и контроля Азовского немецкого национального района Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации Азовского немецкого национального МР Омской области по доверенности И. просит решение суда отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что правовые основания для возложения обязанности на Администрацию Азовского немецкого национального района Омской области осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Указывает, что в настоящее время фактически прекращено финансирование субъектов Российской Федерации реализации государственных полномочий, переданных муниципальному району. Кроме того, указывает, что судом не был разрешен вопрос о видах и пределах предоставления Б. мер социальной поддержки, не представлены доказательства, в каком объеме должна быть предоставлена компенсация расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение оставить в силе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, Б. с 1998 года является работником МУЗ "Азовская ЦРБ", где работает в качестве врача-лаборанта. Учредителем муниципального учреждения здравоохранения "Азовская ЦРБ" является Администрация Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
Судом установлено, что до 31.12.2008 Б. в качестве предоставления мер социальной поддержки выплачивались денежные средства в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
С 2009 года предоставление средств на компенсацию льгот по оплате отопления жилой площади и компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения не осуществлялось.
Разрешая заявление, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 59 ЖК РФ имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Федеральным законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции (частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ), устанавливается не право, а обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности и поселках городского типа.
Статьями 36, 37 Закона Омской области № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в т.ч. в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Пунктом 5 ст. 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
В силу ч. 4 ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 63 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
Отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", которыми приостановлено действие статей 36, 37 "Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 г. признаны противоречащими федеральному законодательству.
Распоряжением Правительства Омской области № 140-рп от 07.10.2009 "О проекте Закона Омской области "Об областном бюджете на 2010 год" предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет, расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, являются, в том числе, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Омской области от 09.12.2010 "Об областном бюджете на 2011 год" имеет номер 1313-ОЗ, а не 13131-ОЗ.

Законом Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" и Законом Омской области от 09.12.2010 года № 13131-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" действие статей 36, 37 "Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" приостановлено, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки.
Пункт 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагает отмену прав на получение мер социальной поддержки, приобретенных медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на основании законодательства, действующего до 01.01.2005, а направлена на сохранение этих прав и после указанной даты.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При отсутствии правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из смысла ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, направленного на сохранение прав указанной категории граждан на получение мер социальной поддержки в объеме таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.
Доводы кассатора об отсутствии финансирования на указанные цели о неправильности постановленного судом решения не свидетельствуют. Отсутствие в Азовском немецком национальном муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение законных прав указанной категории граждан.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Кроме того, в силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на Администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области обязанности предоставить Б. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления и компенсации расходов на оплату электроэнергии, судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона. В решении приведены нормы материального права, которыми установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки указанной категории граждан.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что в судебном заседании не был разрешен вопрос о видах и пределах предоставления Б. мер социальной поддержки, не представлены доказательства, в каком объеме должна быть предоставлена компенсация расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсация расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, коллегией учтены быть не могут, поскольку предметом рассмотрения данные требования не являлись, на выводы суда не влияют.
Разрешая заявление по существу, суд правильно применил материальный и процессуальный закон, постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Азовского районного суда Омской области от 24.02.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.П.Холодова

Судьи
Л.В.Алешкина
О.В.Крицкая




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Омского областного суда от 30.03.2011 № 33-2011/11
Бездействия Администрации муниципального района по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов признаны незаконными правомерно, поскольку федеральным законодательством устанавливается не право, а обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru