Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2010 г. № 56-Г10-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
    председательствующего                Меркулова В.П.,
    судей                                Анишиной В.И., Ксенофонтовой О.А.,
    при секретаре                        Федоровой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Приморского края № 307-па от 9 ноября 2009 г. "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края при отсутствии приборов учета" по кассационной жалобе П. на решение Приморского краевого суда от 18 февраля 2010 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей Администрации Приморского края Щ., департамента по тарифам Приморского края К., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

П. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Приморского края № 307-па от 9 ноября 2009 г. "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края при отсутствии приборов учета", которым утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Приморского края для бытовых целей при отсутствии приборов учета в жилых домах и жилых помещениях независимо от видов жилищного фонда, ссылаясь на то, что он проживает в квартире в многоквартирном доме гостиничного типа. Согласно оспариваемому постановлению нормативы потребления электрической энергии лично для него увеличились со 160 кВт ч до 335 кВт ч, а оплата соответственно - с 224 руб. до 469 руб., т.е. выросла в 2,1 раза. Полагал, что оспариваемое постановление в части установления нормативов потребления электроэнергии для домов гостиничного типа противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 г. "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе П., полагая решение неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
23 мая 2006 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе по электроснабжению) и требования к их формированию.
Согласно пункту 2 указанных Правил норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных услуг потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В силу пункта 10 названных Правил, нормативы потребления устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами, что предусмотрено пунктом 24 Правил.
Вывод суда о том, что постановление Администрации Приморского края № 307-па от 9 ноября 2009 г. "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края при отсутствии приборов учета" принято в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 г. "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", сделан правильно.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края № 27/12 от 22 октября 2008 г. утверждено количество групп многоквартирных и индивидуальных жилых домов в зависимости от конструктивных и технических параметров и степени благоустройства для установления норматива потребления электрической энергии населением Приморского края при отсутствии приборов учета экспертным (аналоговым) методом.
При этом в группу многоквартирных домов гостиничного типа с централизованным горячим водоснабжением вошли 15 домов в различных населенных пунктах Приморского края - г. Артем, г. Владивосток, г. Спасск-Дальний, г. Уссурийск.
Судом установлено, что в связи с тем, что в четырех домах, вошедших в список, отсутствовали коллективные приборы учета (г. Артем, ул. < >, дома < > и г. Уссурийск, ул. < >, д. < >), в выборочных замерах участвовали только одиннадцать домов из пятнадцати.
Данное обстоятельство, как верно указал суд, не противоречит положениям пункта 35 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и формуле расчета объемов выборки.
Судом также установлено, что при определении величины потребления электричества по данной группе многоквартирных домов пункты 36 - 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг были соблюдены.
Судом была проверена правильность применения метода аналогов по формулам, предусмотренным разделом 1 приложения к Правилам.
Вывод суда о том, что нормативы потребления в многоквартирных домах гостиничного типа с централизованным горячим водоснабжением рассчитаны правильно, основан на анализе материалов дела.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, признаны несостоятельными.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 18 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.П.МЕРКУЛОВ

Судьи
В.И.АНИШИНА
О.А.КСЕНОФОНТОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2010 № 56-Г10-3
<Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 18 февраля 2010 года>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru