Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. по делу № 44-Г-21/2011

I инст. Судья: Жуков А.А.
II инст. Судьи: Кучин М.И. (председ.)
Загайнова А.Ф. (докл.)
Свинцова Г.В.

Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М.
членов президиума Кунышева А.Г, Козловой Н.В.,
Смирнова В.П., Савик Л.Н.
при секретаре Спириной А.А.
рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе Челябинской таможни на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 16 июля 2010 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 сентября 2010 года по заявлению Г.Н. к Челябинской таможне о признании недействительными (незаконными) действий по определению (корректировке) таможенной стоимости ввезенного товара.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., объяснения представителей Челябинской таможни С.Д., К.В., поддержавших доводы надзорной жалобы, Г.Н. и ее представителя адвоката Золотаревой Т.Б., возражавших против доводов надзорной жалобы и полагавших судебные постановления законными и обоснованными, президиум

установил:

Г.Н. обратилась в суд с заявлением к Челябинской таможне о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара - автомобиля марки Toyota Avensis VI№ <...>.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что при таможенном оформлении товара - автомобиля марки Toyota Avensis VI№ <...>, Челябинской таможней было предъявлено к оплате 417 530 руб. 35 коп. в виде таможенной пошлины, исчисленной из свободной рыночной стоимости автомобиля, которая определена в соответствии с заключением эксперта экспертно-криминалистической службы регионального филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбурга от 4 июня 2010 г. Считает, что Челябинской таможней неправомерно отказано в определении таможенной стоимости товаров исходя из представленных документов, незаконно назначена экспертиза и излишне начислена таможенная пошлина в размере 151 101 руб. 95 коп.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 16 июля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 сентября 2010 года, заявление Г.Н. удовлетворено. Признаны незаконными действия Челябинской таможни по определению (корректировке) таможенной стоимости ввезенного автомобиля.
Решение исполнено: Челябинской таможней 23 ноября 2010 года таможенные платежи в сумме 128 754 руб. 28 коп. перечислены на счет Г.Н.
В надзорной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения Калининского районного суда г. Челябинска от 16 июля 2010 года, определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 сентября 2010 года, поскольку судами первой и кассационной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой Т.А. от 19 января 2011 года гражданское дело передано в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с надзорной жалобой Челябинской таможни в суд надзорной инстанции и о дне слушания дела извещены.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив мотивы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум считает надзорную жалобу подлежащей удовлетворению.
На таможенную территорию Российской Федерации 1 июня 2010 года Г.Н. ввезен автомобиль из Германии Toyota Avensis, VT№ <...>, 2009 года выпуска, с рабочим объемом двигателя 1998 куб. сантиметров, таможенная стоимость которого задекларирована в сумме 15 800 евро на основании инвойса № 40320 от 18 мая 2010 года, что составило по курсу на день таможенного оформления сумму 597 450 руб. 14 коп.
В соответствии со ст. 322 Таможенного кодекса Российской Федерации объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Согласно ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, при условии, если продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.
Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.
Г.Н. для целей подтверждения заявленной таможенной стоимости товара были представлены таможне все необходимые документы, содержащие достаточную информацию о цене сделки, в том числе: инвойс № 4320, заверенный торгово-промышленной палатой Касселя (Германия), копия экспортной таможенной декларации, заключение торгово-промышленной палаты г. Челябинска, распечатка каталога "evrotaxschwacke", заявление на перевод иностранной валюты от 8 апреля 2010 года, копия платежного поручения от 8 апреля 2010 года, заявление от 18 мая 2010 года о зачете перевода в счет оплаты автомобиля, квитанция о предварительной оплате автомобиля от 5 января 2010 года. Заявленная Г.П. таможенная стоимость автомобиля в размере 15 800 евро была принята, и таможенный орган самостоятельно таможенную стоимость автомобиля не определял. Исходя из заявленной декларантом таможенной стоимости, был произведен расчет таможенных платежей, подлежащих уплате, так как налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров (ст. 322 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 287 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) или по единым ставкам таможенных пошлин, налогов (ст. 282 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Ставки ввозных таможенных пошлин, а также порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации (ст. 282 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года № 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (далее по тексту - Положение), которое определяет порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов.
При этом Положением в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, установлены шесть категорий, для которых установлены различные ставки таможенных пошлин.
Ценовая категория рассчитывается исходя из стоимости автомобиля в порядке, определенном абз. 19 п. 11 Положения.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов: в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, за исключением автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация, в том числе:
стоимость которых составляет более 650 000 руб., но не превышает 1 625 000 рублей, - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
Абзацем 19 п. 11 Положения установлено, что в целях определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, под стоимостью понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска.
Свободная (рыночная) стоимость автомобиля не заявляется физическим лицом при декларировании автомобиля, а определяется таможенным органом самостоятельно при таможенном оформлении на основании критериев, перечисленных в абз. 19 п. 11 Положения.
Свободная (рыночная) стоимость не является базой для исчисления и взимания таможенных платежей, а используется исключительно в целях отнесения автомобиля, с момента выпуска которого прошло не более 3 лет, к одной из шести ценовых категорий.
Поэтому при таможенном оформлении автомобиля должностным лицом таможенного поста принято решение о необходимости проведения товароведческой экспертизы с целью определения свободной (рыночной) стоимости автомобиля. Заключение товароведческой экспертизы было необходимо для отнесения данного автомобиля к одной из ценовых категорий и определения ставки таможенной пошлины, по которой должны быть уплачены таможенные платежи.
В соответствии с заключением эксперта экспертно-криминалистической службы регионального филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Екатеринбурга от 4 июня 2010 г. № 01-13/346 свободная (рыночная) стоимость ввезенного автомобиля на европейском рынке (Германия) составила 20 220 евро.
Содержащееся в абзаце 19 п. 11 Положения понятие "стоимость" не тождественно понятию "таможенная стоимость", поскольку данная стоимость не является базой для исчисления и взимания таможенных платежей, а используется исключительно для отнесения автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, к одной из шести ценовых категорий.
Таможенный орган, установив, что цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции, по заключению эксперта составляет 20 220 евро или 764 584 руб., определил, что автомобиль относится к третьей ценовой категории, поскольку стоимость составляет более 650 000 руб., но не превышает 1 625 000 руб. По указанной категории установлена ставка таможенной пошлины - 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
Расчет таможенного платежа за ввезенный автомобиль исчислен из таможенной стоимости, заявленной Г.Н. в декларации № 10504080/010610/А000031, исходя из суммы 15 800 евро (597 450 руб. 14 коп);
48 % (ставка) от 597 450 руб. (таможенная стоимость, заявленная в декларации Г.Н.В.) единая ставка составляет 286 776 руб. 06 коп.
5,5 евро (ставка) x 1998 куб. сантиметров рабочего объема двигателя составляет 10 989 евро, или 415 530 руб. 35 коп., что больше, чем 48 % от таможенной стоимости.
Поэтому в соответствии с Положением единая ставка налогов и пошлин составила сумму 415 530 руб. 35 коп. (таможенный платеж), 2000 руб. (сбор за таможенное оформление), что составило сумму 417 530 руб. 35 коп., подлежащую уплате Г.Н.
Глава 36 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает при проведении таможенного контроля назначение экспертиз и исследований.
Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля регламентировано ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.
По результатам заключения эксперта таможенный орган самостоятельно определил одну из шести ценовых категорий, установленных подп. "а" п. 11 Положения, с целью определения единой ставки таможенной пошлины, налогов, поскольку таможенный платеж был исчислен исходя из таможенной стоимости автомобиля, а не стоимости (цены), определяемой на основании абзаца 19 п. 11 Положения, а для этого при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, то экспертиза назначена правильно и обоснованно.
Исчисление и взимание таможенных платежей производится таможенным органом в процессе таможенного оформления после отнесения автомобиля к одной из ценовых категорий.
При этом в соответствии со ст. 322 Таможенного кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов являлась таможенная стоимость товаров. Соответственно, таможенные платежи исчислялись исходя из таможенной стоимости, определенной в соответствии со ст. 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, а не стоимости, указанной в абз. 19 п. 11 Положения.
Допущенные судами первой и кассационной инстанций нарушения являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, поэтому судебные постановления по делу подлежат отмене с целью исправления судебной ошибки и принятия правосудного решения.
Отказ Г.Н. в удовлетворении заявления не налагает чрезмерное бремя на заявителя и не нарушает баланс между публичным интересом государства и гражданина, поскольку при первоначальном разрешении судом заявленного заявителем требования права на таможенные платежи она не имела и судебное решение об удовлетворении заявления противоречило действующему законодательству.
Поскольку решение исполнено, то для разрешения вопроса о повороте исполнения принятых по данному делу судебных постановлений дело в соответствии с ч. 1 ст. 445 ГПК РФ подлежит передаче на разрешение Калининского районного суда г. Челябинска в качестве суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

решение Калининского районного суда г. Челябинска от 16 июля 2010 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 сентября 2010 года отменить.
Вынести новое решение: в удовлетворении заявления Г.Н. к Челябинской таможне о признании недействительными (незаконными) действий по определению (корректировке) таможенной стоимости ввезенного товара - автомобиля марки Toyota Avensis VI№ <...>, отказать.
Для разрешения вопроса о повороте исполнения принятых по делу судебных постановлений передать дело на разрешение Калининского районного суда г. Челябинска в качестве суда первой инстанции.

Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Президиума Челябинского областного суда от 02.02.2011 по делу № 44-Г-21/2011
В удовлетворении заявления о признании недействительными (незаконными) действий по определению (корректировке) таможенной стоимости ввезенного товара - автомобиля отказано, поскольку исчисление и взимание таможенных платежей производится таможенным органом в процессе таможенного оформления после отнесения автомобиля к одной из ценовых категорий.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru