Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2011 г. по делу № А79-328/2011

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
производственного кооператива "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2", г. Чебоксары
о признании недействительными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25.10.2010 по делу № 96-АМЗ-2010,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований:
Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики,
при участии:
от заявителя - представителя М. (доверенность от 01.02.2009 № 03),
от ответчика - представителя Ю. (доверенность от 24.12.2010),

установил:

производственный кооператив "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2" (далее - заявитель, ПК "ЧПАП № 2") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, УФАС по ЧР).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация).
Заявление мотивировано тем, что решение Управления федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 октября 2010 года и предписание от 25 октября 2010 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 96-АМЗ-2010 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ПК "ЧПАП № 2" в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для ее осуществления.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования, просил признать недействительными решение и предписание от 25 октября 2010 года по делу № 96-АМЗ-2010 в части автобусных маршрутов № 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает изменение предмета иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 24.12.2010. Указав, что администрацией г. Чебоксары без проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров, перезаключив с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров по автобусным маршрутам № 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 51, 46, 48, 49, 50, 55, 53, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 12-т договоры на новый срок, тем самым предоставила данным хозяйствующим субъектам, преимущественные условия деятельности на спорных маршрутах по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги, а также устранила конкуренцию на данном рынке и не допустила на данный рынок новых участников.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило. В представленном в суд отзыве от 19.04.2011 указало, что 20.02.2011 администрацией города Чебоксары было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам № № 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 55, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 12-т чем выполнило предписание антимонопольного органа. Просило рассмотреть дело без их участия.
На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителя Администрации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании приказа Чувашского УФАС России от 18.03.2010 № 73 с 22 по 30 марта 2010 года проведена плановая проверка деятельности администрации города Чебоксары Чувашской Республики на предмет соблюдения требований статей 15 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам чего выявлено, что осуществление перевозок по автобусным маршрутам № 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 51, 46, 48, 49, 50, 55, 53, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 12т предоставлено хозяйствующим субъектам без проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары.
С перевозчиками по автобусным маршрутам № 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 51, 46, 48, 49, 50, 55, 53, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 12т Администрацией были заключены в 2003, 2004 годах договоры (л.д. 111 - 218) на предоставление услуг по перевозки пассажиров на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары сроком действия до 01.01.2008.
Впоследствии Администрация в январе 2008 года перезаключила договоры на предоставление услуг по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары сроком на три года без проведения открытого конкурса.
Приказом руководителя Управления от 01.07.2010 № 200 возбуждено дело № 96-АМЗ-2010 по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (л.д. 231).
УФАС по ЧР установив, что Администрация без проведения открытого конкурса на право заключения договора на предоставление услуг по перевозке пассажиров, перезаключив с хозяйствующими субъектами, осуществляющих перевозки пассажиров по автобусным маршрутам № 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 51, 46, 48, 49, 50, 55, 53, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 12т договоры на новый срок, тем самым предоставила данным хозяйствующим субъектам, преимущественные условия деятельности на рынке предоставления услуг по перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г. Чебоксары, и устранила конкуренцию на данном рынке и не допустила на данный рынок новых участников вынесла решение от 25.10.2010 о нарушении пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрации выдано предписание от 25.10.2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах № № 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 51, 46, 48, 49, 50, 55, 53, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 12т, осуществляющих в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары.
Не согласившись с данным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Изучив доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3.7 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644 (далее - Положение), предоставление маршрута для эксплуатации перевозчиком осуществляется на основе конкурса, порядок проведения, которого регламентируется постановлением главы администрации города Чебоксары от 16.01.2008 № 9.
Пунктом 7.1 Положения заказ на перевозки пассажиров размещается между перевозчиками в установленном законодательством порядке, на конкурсной основе.
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции)
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции, который представляет собой порядок согласования такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация с заявлениями о предоставлении муниципальной преференции перевозчикам по вышеуказанным автобусным маршрутам в адрес антимонопольного органа не обращалась.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Суд считает, что в данном случае отсутствует факт предоставлении муниципальной преференции, так как Администрацией города Чебоксары Чувашской Республики не осуществлялась передача муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, не предоставлялись имущественные льготы.
Пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции был дополнен Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". На момент заключения в январе 2008 года договоров на предоставление услуг по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары сроком на три года без проведения открытого конкурса данный пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не действовал.
Между тем Администрацией города Чебоксары Чувашской Республики нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как заключив с производственным кооперативом "ЧПАП № 2" договоры на новый срок без проведения конкурса, администрация предоставила данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности на спорных маршрутах по отношению к иным хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги. Таким образом, Администрация города Чебоксары осуществила действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрацией решение и предписание 25.10.2010 по делу № 96-АМЗ-2010 не оспаривается. Данное предписание Администрацией исполнено.
Круг лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, определен в статье 42 Закона о защите конкуренции, согласно которой таковыми являются: заявитель - лицо, подавшее заявление, государственный орган, орган местного самоуправления, направившие материалы; ответчик по делу - лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства; заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом цель совместного участия нескольких лиц - облегчить рассмотрение антимонопольным органом дел о нарушении антимонопольного законодательства, соображения процессуальной экономии, более быстрой и эффективной защиты нарушенных прав.
Вместе с тем обязательность привлечения антимонопольным органом заинтересованных лиц к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Законом о защите конкуренции не предусмотрена.
В соответствии со статьей 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия принимает решение, а на его основании выдает предписание. Указанные акты в силу статьи 52 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы в том числе в арбитражный суд.
Указанная позиция также содержится в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Таким образом, лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты принятыми антимонопольным органом актами, имеют право обжаловать их в судебном порядке. В данном случае это право было реализовано путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как оспариваемое решение и предписание не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое решение и предписание не содержит выводов о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.
Заявителем была уплачена государственная пошлина в размере <...> по платежным поручениям № 42 от 24.01.2011 и № 44 от 24.01.2011. В связи с внесением государственной пошлины в большем размере, государственная пошлина в сумме <...> подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

производственному кооперативу "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2" отказать в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары, от 25.10.2010 по делу № 96-АМЗ-2010 в части автобусных маршрутов № 31, 32, 33, 36, 40, 41, 45.
Производственному кооперативу "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2" возвратить государственную пошлину в размере <...>, излишне уплаченную платежным поручением № 44 от 24.01.2011.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.04.2011 по делу № А79-328/2011
<Об отказев удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта как не соответствующего закону в сфере предпринимательской деятельности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru