ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2011 г. № 3-63/2011
(извлечение)
Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащими закону и недействующими пункта 8.2
и частично пункта 9.2
Положения об управлении энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па,
установил:
И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с названным заявлением, в обоснование которого указано, что пункт 8.2
и частично пункт 9.2
оспариваемого Положения противоречат федеральному законодательству.
Так, пункт 8.2
указанного Положения предусматривает, что управление создает штабы по обеспечению безопасности электроснабжения. Между тем, в силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 3 Правил создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 86, штаб создается по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Согласно статье 8
Устава Приморского края исполнение указанных обязанностей возложено на Губернатора края.
Пунктом 9.2
Положения управлению предоставлено право привлекать в установленном порядке для проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отдельных специалистов и экспертов, специалистов заинтересованных организаций, органов исполнительной власти Приморского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
Закрепление в данном пункте
прав на привлечение к проведению проверок специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не соответствует требованиям федерального законодательства, а именно: статье 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которой закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) и которая не предусматривает такого полномочия как привлечение к проведению проверок специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Специалисты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляют федеральный контроль (надзор).
Согласно пункту 10 статьи 3 указанного Федерального закона разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ является одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
И.о. прокурора просил признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункт 8.2
и пункт 9.2
в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Положения об управлении энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па; обязать Администрацию Приморского края опубликовать решение суда в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края".
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Администрации Приморского края от 07.07.2011 "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па "Об утверждении Положения об управлении энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края" имеет номер 181-па, а не 81-па.
Представитель Администрации Приморского края Ф.Е.А. в судебном заседании заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с выполнением требований прокурора в добровольном порядке путем внесения изменений в оспариваемый нормативный правовой акт. При этом представил суду экземпляр "Приморской газеты: официального издания органов государственной власти Приморского края" от 08.07.2011 № 50 (552), в котором опубликовано постановление
Администрации Приморского края № 81-па от 07.07.2011 о внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па.
Участвующий в деле прокурор против прекращения производства по делу не возражал.
Выслушав прокурора, представителя Администрации Приморского края, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по делу следует прекратить в связи со следующим.
И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением об оспаривании в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, пунктов 8.2
и 9.2
(в части) Положения об управлении энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па.
Между тем, постановлением
Администрации Приморского края от 07.07.2011 № 181-па в указанное Положение
, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па, внесены изменения.
Так, пункт 8.2
Положения изложен в следующей редакции:
"Обеспечивает функционирование штабов по обеспечению безопасности электроснабжения".
В подпункте 9.2
исключены слова "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края".
Постановление
Администрации Приморского края от 07.07.2011 № 181-па опубликовано в официальном издании - "Приморская газета" 08.07.2011 № 50(552).
Таким образом, оспоренные и.о. прокурора пункты 8.2
и 9.2
(в части) Положения об управлении энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края свою силу в связи с изданием указанного постановления Администрации Приморского края от 07.07.2011 № 181-па утрачивают.
По смыслу статьей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ предметом судебного обжалования в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ могут выступать лишь такие нормативные правовые акты (часть нормативного правового акта), которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими.
Поскольку к моменту рассмотрения судом заявления и.о. прокурора Приморского края оспариваемый им в части нормативный правовой акт
изменен, в связи с чем его первоначальная редакция свое действие прекращает, проверке в порядке нормоконтроля, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, он в оспариваемой части не подлежит. Непосредственное оспаривание нормативных правовых актов, утративших силу, не допускается.
В связи с изложенным производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Повторное обращение в суд о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ, суд
определил:
Производство по делу по заявлению и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункта 8.2
и частично пункта 9.2
Положения об управлении энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.03.2011 № 62-па, прекратить.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи частной жалобы или представления через Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения определения.