Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2011 года

ПО ДЕЛУ № 11-01-16-03/172

Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 5 июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: Бурба В.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля органов власти;
членов Комиссии:
Иванова И.П. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти;
Рудакова А.С. - государственного инспектора отдела контроля органов власти,
в присутствии:
З., представителя администрации Ворошиловского района г. Волгограда, доверенность <...>,
К., представителя ОАО "В", доверенность <...>,
в отсутствие:
представителя МУПП "В" (уведомление о вручении № 40000535423426 от 21.06.2011),
представителя прокуратуры Ворошиловского района г. Волгограда (уведомление о вручении № 40000535423471 от 21.06.2011),
представителя комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда (уведомление о вручении № 40000535423488 от 21.06.2011),
рассмотрев дело № 11-01-16-03/172 по признакам нарушения администрацией Ворошиловского района г. Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 19) и МУПП "В" (<...>) статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес УФАС по Волгоградской области от прокуратуры Ворошиловского района г. Волгограда поступили материалы проверки (вх. № 1568 от 15.03.2011), проведенной по обращению директора ОАО "В".
Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда (далее - Администрация) совместно с МУПП "В" (далее - МУПП "В") в декабре 2010 года проводились совместные мероприятия на территории Ворошиловского района г. Волгограда. В ходе данных мероприятий должностными лицами Администрации собственникам индивидуальных жилых домов предложено написать гарантийные письма о заключении ими договора энергоснабжения с МУПП "В".
Ряд собственников индивидуальных жилых домов на момент составления гарантийного письма уже имели заключенные договоры энергоснабжения с ОАО "В".
Проведенной прокуратурой Ворошиловского района проверкой установлено, что Б., проживающей по улице <...>, 14 ноября 2007 с ОАО "В" заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей № 401-11052349 от 14.11.2007.
Вместе с тем Б. и собственниками жилых домов № 38, 40 по улице Благовещенской, также имеющими действующие договоры энергоснабжения с ОАО "В", в ходе осуществления Администрацией совместных с МУПП "В" мероприятий 18.12.2010 написаны гарантийные письма на заключение договоров энергоснабжения с МУПП "В".
Данные гарантийные письма 18.12.2010 получены ведущим специалистом Администрации Р., что подтверждается полученными в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ворошиловского района, объяснениями Р. и его личной подписью на гарантийном письме.
Заместитель главы администрации Ворошиловского района Волгограда в объяснениях пояснил, что Администрация в рамках своих полномочий, согласно Положению об администрации Ворошиловского района и во исполнение:
- распоряжения Администрации Волгоградской области от 05.09.06 № 907-р "О проведении инвентаризации строящихся индивидуальных жилых домов";
- распоряжения администрации Волгограда от 06.10.06 № 1075-р "О проведении инвентаризации строящихся индивидуальных жилых домов и проверок-обследований земельных участков, находящихся в собственности и постоянном (бессрочном) пользовании физических лиц";
- пункта 2.8 Перечня мероприятий по пополнению доходной части бюджета Волгограда и рациональному использованию и экономии бюджетных средств, утвержденного постановлением главы Волгограда от 01.10.08 № 2031 (далее - Перечень мероприятий по пополнению доходной части бюджета);
- перечня мероприятий, направленных на организацию качественной работы районных комиссий по проведению мероприятий по стимулированию граждан к регистрации прав собственности на возведенные и эксплуатируемые жилые дома, разработанного Управлением государственного строительного надзора по Волгоградской области и утвержденного Главой Администрации Волгоградской области (далее - Перечень мероприятий, направленных на организацию качественной работы);
- решений, принятых на совещании в администрации Волгограда от 07.12.10,
осуществляла мероприятия по разъяснению гражданам, закончившим строительство своих индивидуальных жилых домов, но не сдавшим их в эксплуатацию, в рамках действующего порядка регистрации прав на жилые дома и необходимости упорядочения договорных отношений на поставки энергоресурсов для эксплуатации домов с поставщиками ресурсов.
Директор МУПП "В" в объяснениях пояснил, что совместные действия Администрации и МУПП "В" осуществлялись по инициативе администрации Ворошиловского района и гарантийные письма о заключении договоров энергоснабжения от потребителей по адресам, где проводились мероприятия, не поступали.
Представитель ОАО "В" на заседании Комиссии пояснила, что МУПП "В" и ОАО "В" являются конкурентами, так как у граждан-потребителей есть возможность выбора одного из двух вариантов пользования электрической энергией: либо заключить один договор электроснабжения с ОАО "В", либо заключить договор купли-продажи электроэнергии с ОАО "В" и договор с МУПП "В" на оказание услуг по передаче электрической энергии. Также представитель пояснила, что МУПП "В" проведены отключения потребителей, имеющих действующие договоры энергоснабжения с ОАО "В", от электроснабжения в нарушение действующего порядка и без уведомления ОАО "В", что могло нанести ущерб деловой репутации ОАО "В" как гарантирующего поставщика и, следовательно, действия МУПП "В" могли повлиять на отток клиентов от ОАО "В".
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об администрации Ворошиловского района Волгограда, утвержденного постановлением администрации г. Волгограда от 02.03.1998 № 269 (далее - Положение) и действующего на момент осуществления мероприятий, рассматриваемых Комиссией, администрация Ворошиловского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, как исполнительный орган местного самоуправления.
Согласно Положению в полномочия Администрации не входит осуществление мероприятий, направленных на инвентаризацию индивидуальных жилых домов, мероприятий по разъяснению гражданам, закончившим строительство своих индивидуальных жилых домов, но не сдавшим их в эксплуатацию, а также мероприятий по увеличению поступлений в бюджет от налога на имущество физических лиц.
Ссылка на распоряжение Администрации Волгоградской области от 05.09.06 № 907-р и распоряжение администрации Волгограда от 06.10.06 № 1075-р несостоятельна, так как указанные распоряжения распространяли свое действие только на 2006 год, следовательно, применению в 2010 году не подлежали.
Также несостоятельна ссылка Администрации на пункт 2.8 Перечня мероприятий по пополнению доходной части бюджета и на Перечень мероприятий, направленных на организацию качественной работы, так как данные акты не опубликованы, они не подлежат применению (п. 2 ст. 31 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 № 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах").
Действия по осуществлению указанных мероприятий являются согласованными и были известны ответчикам заранее, о чем свидетельствует распоряжение администрации Ворошиловского района Волгограда от 14.12.2010 № 01-02/142, в котором закреплен состав комиссии по проведению инвентаризации строящихся индивидуальных домов и обследованию земельных участков, находящихся в собственности и постоянном (бессрочном) пользовании физических лиц. В состав указанной комиссии входят представители администрации Ворошиловского района Волгограда и представители МУПП "В". Также согласованность действий по проведению мероприятий подтверждается протоколом совещания у первого заместителя главы Волгограда Ш. по вопросу ввода жилья в эксплуатацию в 2010 году от 07.12.2010. На данном совещании обсуждались варианты увеличения поступлений в бюджет от налога на имущество физических лиц и варианты участия МУПП "В" в работе комиссий комиссии по проведению инвентаризации. На совещании присутствовали представители администраций районов г. Волгограда и МУПП "В".
Администрация Ворошиловского района г. Волгограда участвовала в мероприятиях ввиду своего интереса в проведении жильцами технического учета и регистрации прав собственности на объекты недвижимости для повышения сбора налога на имущество физических лиц.
Интерес МУПП "В" при участии в мероприятиях выражался в выявлении бездоговорного потребления электроэнергии и заключении с жильцами договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, действия, осуществленные Администрацией совместно с МУПП "В" в декабре 2010 года, заранее согласованы и участники были заинтересованы в их совместном осуществлении.
В соответствии с приказом ФСТ РФ от 12.02.2007 № 17-э "О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" ОАО "В" является гарантирующим поставщиком на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
На основании статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 2.2 Устава МУПП "В" МУПП "В" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, и является субъектом розничных рынков электрической энергии.
Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает два варианта заключения договоров между участниками розничного рынка:
- первый: потребитель заключает один договор электроснабжения со сбытовой компанией (гарантирующим поставщиком);
- второй: потребитель заключает два отдельных договора: купли-продажи электроэнергии со сбытовой компанией (гарантирующим поставщиком) и прямой договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой компанией.
Потребители вправе самостоятельно выбирать один из указанных вариантов.
Как следует из материалов, представленных прокуратурой Ворошиловского района г. Волгограда, всеми собственниками домов, подлежащих проверке в ходе осуществления администрацией Ворошиловского района Волгограда и МУПП "В" совместных согласованных действий написаны гарантийные письма об обязательстве в течение двух месяцев заключить договоры снабжения электрической энергией с МУПП "В". Кроме того, в ряде домов электриками отключена электроэнергия в связи с отсутствием жильцов, которая восстановлена после их вызова соседями.
Статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на соглашения или согласованные действия органов местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Согласованные действия администрации Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "В" создали условия для возникновения негативных последствий на рынке снабжения электроэнергией граждан-потребителей, так как до проведения мероприятий допущен хозяйствующий субъект - МУПП "В", что позволило ему получить информацию о жильцах, не заключивших договор электроснабжения или договор купли-продажи и договор оказания услуг по передаче электрической энергии, и увеличить число своих абонентов. Также при проведении указанных согласованных действий написаны гарантийные письма об обязательстве в течение двух месяцев заключить договоры снабжения электрической энергией с МУПП "В", что могло ввести в заблуждение жильцов о способе урегулирования отношений в сфере снабжения электроэнергией граждан-потребителей, так как МУПП "В" является сетевой организацией и оказывает услуги только по передаче электрической энергии. Следовательно, указанные согласованные действия администрации Ворошиловского района г. Волгограда совместно с МУПП "В" могли способствовать оттоку клиентов ОАО "В" в Ворошиловском районе в связи с выбором соответствующего варианта договорных отношений между потребителями и сетевой организацией - МУПП "В".
Таким образом, Администрация как орган местного самоуправления совместно с хозяйствующим субъектом - МУПП "В" осуществила согласованные действия в форме совместных мероприятий, которые способствовали введению в заблуждение граждан-потребителей и написанию гарантийных писем на заключение договоров энергоснабжения с МУПП "В", что создало для хозяйствующего субъекта - МУПП "В" возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и могло привести к ограничению конкуренции на розничном рынке снабжения электроэнергией.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения администрацией Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "В" ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении администрацией Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "В" согласованных действий, которые могут привести к разделу рынка снабжения электроэнергией граждан-потребителей по территориальному принципу и создают возможность для МУПП "В" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
2. Не выдавать администрации Ворошиловского района г. Волгограда и МУПП "В" для исполнения предписание в связи с прекращением осуществления согласованных действий на момент вынесения решения Комиссией.
3. Передать материалы дела № 11-01-16-03/172 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
И.П.ИВАНОВ
А.С.РУДАКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского УФАС РФ от 05.07.2011
"По делу № 11-01-16-03/172"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru