ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 2011 г. № 5-937
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЗА 2010 ГОД И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с постановлением
Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/264 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 12.04.2010 № 47/137, от 28.03.2011 № 95/100) приказываю:
1. Утвердить доклад
о результатах за 2010 год и основных направлениях деятельности на 2011 - 2013 годы департамента образования Кировской области. Прилагается.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Глава
департамента образования
Кировской области
А.М.ЧУРИН
Согласован
Заместитель
Председателя Правительства
Кировской области
А.А.ГАЛИЦКИХ
УТВЕРЖДЕН
приказом
департамента образования
Кировской области
от 27 июня 2011 г. № 5-937
ДОКЛАД
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЗА 2010 ГОД И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Доклад подготовлен в соответствии с Положением
о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области, утвержденным постановлением Правительства области от 25.08.2009 № 22/264 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области", и отражает результаты за 2010 год и основные направления деятельности на 2011 - 2013 годы департамента образования Кировской области (далее - департамент образования).
Департамент образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, инструктивными и методическими указаниями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Уставом
Кировской области, законами Кировской области, указами и распоряжениями Губернатора Кировской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Кировской области, распоряжениями Председателя Правительства Кировской области, Регламентом
Правительства Кировской области, Положением
о департаменте образования Кировской области.
Департамент образования является самостоятельным юридическим лицом и входит в систему органов исполнительной власти области, наделенных отраслевой компетенцией, подчиняется Губернатору области и Правительству области.
Структура департамента образования сформирована в соответствии с его задачами, полномочиями и спецификой деятельности. В зависимости от условий, объемов и направлений работы она изменяется в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
Департамент образования возглавляет глава департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Кировской области по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Департамент образования выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета в отношении подведомственных учреждений в соответствии с установленными бюджетными полномочиями.
По состоянию на 01.01.2011 в ведомственном подчинении находятся 73 учреждения. Перечень
подведомственных департаменту образования учреждений утвержден постановлением Правительства области от 09.12.2008 № 155/490 "Об утверждении Положения о департаменте образования Кировской области". Подведомственные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами.
Деятельность департамента образования направлена на достижение стратегической цели развития области: повышение качества жизни в Кировской области до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
Значение показателя, характеризующего деятельность системы образования по формированию здорового образа жизни, "Доля учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений НПО и СПО, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся" превысило запланированное на 5,4 процентного пункта и составило 82,4%.
В сфере профессионального образования количество выпускников, завершивших в отчетном году обучение по образовательным программам НПО, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных, меньше запланированного на 177 человек. При этом численность выпускников, завершивших обучение по программам НПО, получивших направления на работу в организации, больше планового на 1039 человек. Это свидетельствует об эффективной работе департамента образования по приведению сети учреждений профессионального образования и структуры подготовки в соответствие с потребностями регионального рынка труда.
Лучше плановых значения всех показателей, характеризующих деятельность департамента по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значение показателя "Доля детей, оставшихся без попечения родителей" ниже планового на 0,17 процентного пункта. По сравнению с 2009 годом она уменьшилась с 3,7% до 3,53%. Превышает плановое на 0,95 процентного пункта значение показателя "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство)), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)".
Реализация комплекса мер по развитию кадрового потенциала системы образования области, в том числе по привлечению в отрасль молодых специалистов, позволила увеличить долю преподавателей учреждений образования со стажем педагогической работы до 5 лет. Об этом свидетельствует превышение плановых значений по следующим показателям:
доля учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений увеличилась на 0,43 процентного пункта;
доля преподавателей государственных образовательных учреждений НПО субъекта Российской Федерации со стажем работы до 5 лет в общей численности преподавателей государственных образовательных учреждений НПО субъекта Российской Федерации увеличилась на 0,32 процентного пункта;
доля преподавателей государственных образовательных учреждений СПО субъекта Российской Федерации со стажем работы до 5 лет в общей численности преподавателей государственных образовательных учреждений СПО субъекта Российской Федерации увеличилась на 5,2 процентного пункта.
В 2009 - 2010 годах проводилась работа по совершенствованию системы нормативного финансирования, итогом которой явилось увеличение базовых нормативов по ступеням обучения и размера корректирующих коэффициентов, в отрасли введена новая система оплаты труда. Благодаря проведенным мероприятиям среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений составила 9057 рублей, что выше планового показателя на 0,6 процентного пункта.
Вместе с тем следует отметить, что по некоторым показателям имеется отклонение фактического значения от планового.
Отклонение по показателю охвата детей дошкольными образовательными учреждениями связано с рядом причин. Одним из факторов, влияющих на увеличение очередности детей в детские сады, является то, что рождаемость растет намного быстрее, чем число вводимых мест. Ситуация усугубляется и тем, что учреждения работают с перегрузкой. В дошкольных группах для детей от 1 года до 3 лет при норме 10 человек находится более 15 детей, в группах для детей от 3 до 7 лет при норме 20 детей - 25 и более детей. В настоящее время наполняемость групп детских садов приводится в строгое соответствие с существующими правилами и требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10. Поэтому часто на вновь введенные места новые дети не принимаются. Влияние оказывает также тенденция переселения молодых семей из сельской в городскую местность. Поэтому в деревнях детские сады закрываются, а в городах и поселках городского типа дефицит мест растет.
В настоящее время очередность детей в дошкольные учреждения продолжает увеличиваться. Она сегодня составляет более 18 тысяч детей. Соответственно снижается и показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями.
Несмотря на достижение значения показателя по доле школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса (15,89%), выше запланированного, его значение остается ниже среднероссийского (48%). На значение данного показателя существенное влияние оказывает недофинансирование мероприятий по строительству, капитальному ремонту, реконструкции зданий и объектов образовательных учреждений, а также мероприятий по оснащению их учебным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
В 2011 году мероприятия, направленные на обеспечение доступности дошкольного образования и создание современных условий в общеобразовательных учреждениях, запланированы в рамках областных целевых программ "Развитие образования
Кировской области" на 2011 год и "Дети
Кировской области" на 2010 - 2011 годы.
При высоких показателях качества образования доля неэффективных расходов в общем образовании составляет 29%, что связано с большим количеством малочисленных школ.
Для сокращения неэффективных расходов в отрасли департаментом образования осуществляется создание крупных средних школ. В 2010 году создано 17 областных государственных дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 10% школьников области.
Планомерная работа департамента образования совместно с органами местного самоуправления по более качественному комплектованию 1, 5, 10-х классов позволила снизить долю неэффективных расходов по сравнению с 2008 годом на 4%.
Средняя наполняемость классов в 2009 - 2010 годах в сравнении с 2008 годом увеличилась и составила по городской и сельской местности 22,62 человека и 8,3 человека соответственно.
Таблица 6
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────┐
│ │2008 год│2009 год│2010 год│
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Численность учащихся, приходящихся на одного│ 12,5 │ 13,9 │ 15,23 │
│учителя, в городской местности │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Численность учащихся, приходящихся на одного│ 5,4 │ 5,66 │ 5,74 │
│учителя, в сельской местности │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средняя наполняемость классов в│ 22,0 │ 22,1 │ 22,62 │
│государственных (муниципальных)│ │ │ │
│общеобразовательных учреждениях в городской│ │ │ │
│местности │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средняя наполняемость классов в│ 8,4 │ 8,4 │ 8,3 │
│государственных (муниципальных)│ │ │ │
│общеобразовательных учреждениях в сельской│ │ │ │
│местности │ │ │ │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────┘
За счет увеличения наполняемости классов уменьшилось их количество. В связи с этим стоимость содержания одного класса существенно снизилась.
Повышение эффективности бюджетных расходов в 2011 - 2013 годах будет обеспечиваться за счет:
- осуществления расходов отрасли образования преимущественно через областные и ведомственные целевые программы;
- развития сети образовательных учреждений (слияние, закрытие, реструктуризация);
- финансирования подведомственных департаменту образования учреждений под выполняемые государственные задания;
- совершенствования механизмов оценки результативности деятельности подведомственных учреждений;
- совершенствования механизмов контроля использования бюджетных средств в сфере образования.