Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2011 г. № 33-1450

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика ОАО "Ростелеком" М.С.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 6 июня 2011, которым постановлено:
Исковые требования М.Т.С. действующей в своих интересах несовершеннолетнего М.С.А. к Администрации г. Рязани, Открытому акционерному обществу "Ростелеком" о признании права собственности на комнату в общежитии в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за М.С.А. право собственности в порядке приватизации на комнату № <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенную на третьем этаже здания по адресу: <...>, позиции № 29, 30, 31, 32 на экспликации к поэтажному плану здания (строения) Лит. <...>, расположенного по адресу: <...>, по данным инвентаризации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 03.04.2003.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Поштацкой В.Е., судебная коллегия

установила:

М.Т.С., действующая в интересах несовершеннолетнего сына М., обратилась с иском к ОАО "Центральная телекоммуникационная компания", Администрации г. Рязани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указала, что они, истцы, зарегистрированы и проживают в общежитии по адресу: <...>, комн. № <...> общей площадью <...> кв. м, на основании ордера № <...> от 17.10.2000. Здание общежития принадлежит по праву собственности ОАО "Центральная телекоммуникационная компания". Ответчик в течение длительного времени не передал здание общежития в муниципальную собственность, поэтому нет возможности для приватизации жилого помещения. Указанное общежитие находилось на балансе Рязанской телеграфно-телефонной станции, которая являлась структурным подразделением Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области. В 1993 году данное предприятие было реорганизовано в АООТ "Электросвязь" (с 06.07.1999 - ОАО "Электросвязь"). В 2002 году ОАО "Электросвязь" в порядке присоединения вошло в состав ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (далее ОАО "ЦентрТелеком"), являющееся в настоящее время собственником общежития по адресу: <...>. В настоящее время истица желает приватизировать спорную комнату на своего несовершеннолетнего сына М.С.А. Однако администрация г. Рязани длительное время не принимает данное общежитие в муниципальную собственность, несмотря на то, что при приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области указанное общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона. Просит суд признать за М.С.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, комн. № <...> общей площадью <...> кв. м, на 3-м этаже здания, позиции № 29, 30, 31, 32 по экспликации к поэтажному плану здания (строения) лит. А по данным инвентаризации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ от 03.04.2003.
Судом исковые требования удовлетворены, о чем постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Судом установлено, что на основании ордера № <...> от 17.10.2000, выданного администрацией ОАО "Электросвязь" М.Т.С. предоставлена комната № <...>, общей площадью <...> кв. м в общежитии, расположенном по адресу: <...>, в котором с 11 апреля 2001 года истица зарегистрирована, на ее имя открыт лицевой счет. В вышеуказанном жилом помещении вместе с истицей проживает и зарегистрирован ее сын, М., 19.01.2005 рождения.
Факт и законность предоставления истице для проживания спорной комнаты представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались. В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что истица и ее сын имеют право пользования комнатой № <...> указанного здания. Право на бесплатную приватизацию занимаемого ими жилого помещения сыном истицы не использовано.
Также судом установлено, что 05.11.1993 Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области, структурным подразделением которого являлась Рязанская телеграфно-телефонная станция, и в хозяйственном ведении которого находилось указанное общежитие, было преобразовано в порядке приватизации государственного имущества в АООТ "Электросвязь" (с 06.07.1999 - ОАО "Электросвязь").
В соответствии с планом приватизации данного предприятия, указанное общежитие подлежало приватизации и было включено в уставной капитал создаваемого акционерного общества "Электросвязь" Рязанской области, которое в 2002 году в порядке присоединения вошло в состав ОАО "Центральная телекоммуникационная компания".
В настоящее время общежитие, расположенное по адресу: <...> принадлежит на праве собственности ОАО "ЦентрТелеком", правопреемником которого является ОАО "Ростелеком".
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований, дал объективную оценку всем представленным доказательствам, правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный вывод о том, что жилой дом <...> (общежитие) был построен до приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области, и при его приватизации (на 05.11.1993), не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости и подлежал передаче в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд. То есть общежитие, содержащее в себе жилые помещения, является жилищным фондом.
Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статья 1 которого содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в силу статьи 1 которого, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года № 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что невключение спорного общежития, в нарушение действующего законодательства, в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не может влиять на жилищные права истицы, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В силу ст. 7 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Основываясь на данной правовой норме, суд пришел к правильному выводу о том, что общежитие, ранее принадлежавшее Государственному предприятию связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области и подлежавшее передаче в ведение органов местного самоуправления, утратило статус общежития в силу закона, и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма.
Поскольку в судебном заседании установлено, что право приватизации М.С.А. не использовано, М.Т.С. - использовала свое право в 1994 г., таким образом вывод суда о том, что спорное помещение должно быть передано М.С.А. в порядке приватизации, является законным и обоснованным.
Доводы кассатора о том, что мероприятия по приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области имели место в 1992, а указанный выше Указ вступил в силу 10.01.1993 и обратной силы не имеет, в связи с чем приватизация здания общежития проведена на законных основаниях, о несоблюдении истицей досудебного порядка приватизации жилья, о вселении истицы после приватизации спорного общежития, о том, что к моменту вселения истица не состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, их суд обоснованно не принял во внимание, так как они основаны на неправильно толковании норм материального права.
Судом при рассмотрении настоящего спора полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 6 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика ОАО "Ростелеком" - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 27.07.2011 № 33-1450
<Исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации обоснованно удовлетворены, поскольку не включение спорного общежития, в нарушение действующего законодательства, в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не может влиять на жилищные права истицы, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru