РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2011 г. № 33-1450
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика ОАО "Ростелеком" М.С.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 6 июня 2011, которым постановлено:
Исковые требования М.Т.С. действующей в своих интересах несовершеннолетнего М.С.А. к Администрации г. Рязани, Открытому акционерному обществу "Ростелеком" о признании права собственности на комнату в общежитии в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за М.С.А. право собственности в порядке приватизации на комнату № <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенную на третьем этаже здания по адресу: <...>, позиции № 29, 30, 31, 32 на экспликации к поэтажному плану здания (строения) Лит. <...>, расположенного по адресу: <...>, по данным инвентаризации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 03.04.2003.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Поштацкой В.Е., судебная коллегия
установила:
М.Т.С., действующая в интересах несовершеннолетнего сына М., обратилась с иском к ОАО "Центральная телекоммуникационная компания", Администрации г. Рязани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указала, что они, истцы, зарегистрированы и проживают в общежитии по адресу: <...>, комн. № <...> общей площадью <...> кв. м, на основании ордера № <...> от 17.10.2000. Здание общежития принадлежит по праву собственности ОАО "Центральная телекоммуникационная компания". Ответчик в течение длительного времени не передал здание общежития в муниципальную собственность, поэтому нет возможности для приватизации жилого помещения. Указанное общежитие находилось на балансе Рязанской телеграфно-телефонной станции, которая являлась структурным подразделением Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области. В 1993 году данное предприятие было реорганизовано в АООТ "Электросвязь" (с 06.07.1999 - ОАО "Электросвязь"). В 2002 году ОАО "Электросвязь" в порядке присоединения вошло в состав ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" (далее ОАО "ЦентрТелеком"), являющееся в настоящее время собственником общежития по адресу: <...>. В настоящее время истица желает приватизировать спорную комнату на своего несовершеннолетнего сына М.С.А. Однако администрация г. Рязани длительное время не принимает данное общежитие в муниципальную собственность, несмотря на то, что при приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области указанное общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона. Просит суд признать за М.С.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, комн. № <...> общей площадью <...> кв. м, на 3-м этаже здания, позиции № 29, 30, 31, 32 по экспликации к поэтажному плану здания (строения) лит. А по данным инвентаризации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ от 03.04.2003.
Судом исковые требования удовлетворены, о чем постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Судом установлено, что на основании ордера № <...> от 17.10.2000, выданного администрацией ОАО "Электросвязь" М.Т.С. предоставлена комната № <...>, общей площадью <...> кв. м в общежитии, расположенном по адресу: <...>, в котором с 11 апреля 2001 года истица зарегистрирована, на ее имя открыт лицевой счет. В вышеуказанном жилом помещении вместе с истицей проживает и зарегистрирован ее сын, М., 19.01.2005 рождения.
Факт и законность предоставления истице для проживания спорной комнаты представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались. В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что истица и ее сын имеют право пользования комнатой № <...> указанного здания. Право на бесплатную приватизацию занимаемого ими жилого помещения сыном истицы не использовано.
Также судом установлено, что 05.11.1993 Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области, структурным подразделением которого являлась Рязанская телеграфно-телефонная станция, и в хозяйственном ведении которого находилось указанное общежитие, было преобразовано в порядке приватизации государственного имущества в АООТ "Электросвязь" (с 06.07.1999 - ОАО "Электросвязь").
В соответствии с планом приватизации данного предприятия, указанное общежитие подлежало приватизации и было включено в уставной капитал создаваемого акционерного общества "Электросвязь" Рязанской области, которое в 2002 году в порядке присоединения вошло в состав ОАО "Центральная телекоммуникационная компания".
В настоящее время общежитие, расположенное по адресу: <...> принадлежит на праве собственности ОАО "ЦентрТелеком", правопреемником которого является ОАО "Ростелеком".
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований, дал объективную оценку всем представленным доказательствам, правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный вывод о том, что жилой дом <...> (общежитие) был построен до приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области, и при его приватизации (на 05.11.1993), не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости и подлежал передаче в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд. То есть общежитие, содержащее в себе жилые помещения, является жилищным фондом.
Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статья 1 которого содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в силу статьи 1 которого, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года № 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что невключение спорного общежития, в нарушение действующего законодательства, в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не может влиять на жилищные права истицы, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В силу ст. 7 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Основываясь на данной правовой норме, суд пришел к правильному выводу о том, что общежитие, ранее принадлежавшее Государственному предприятию связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области и подлежавшее передаче в ведение органов местного самоуправления, утратило статус общежития в силу закона, и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма.
Поскольку в судебном заседании установлено, что право приватизации М.С.А. не использовано, М.Т.С. - использовала свое право в 1994 г., таким образом вывод суда о том, что спорное помещение должно быть передано М.С.А. в порядке приватизации, является законным и обоснованным.
Доводы кассатора о том, что мероприятия по приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области имели место в 1992, а указанный выше Указ вступил в силу 10.01.1993 и обратной силы не имеет, в связи с чем приватизация здания общежития проведена на законных основаниях, о несоблюдении истицей досудебного порядка приватизации жилья, о вселении истицы после приватизации спорного общежития, о том, что к моменту вселения истица не состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, их суд обоснованно не принял во внимание, так как они основаны на неправильно толковании норм материального права.
Судом при рассмотрении настоящего спора полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 6 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика ОАО "Ростелеком" - без удовлетворения.