Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. по делу № А79-10973/2010

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 марта 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
Администрации города Чебоксары Чувашской Республики 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 36
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 2
о признании незаконным и отмене решения от 12.10.2010 по делу № 137-АМЗ-2010, признании незаконным и отмене предписания от 12.10.2010 по делу № 137-АМЗ-2010.
третье лицо: ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств", г. Чебоксары
при участии:
от Администрации - представителя Ж. (доверенность в деле),
от УФАС - представителя Ю. (доверенность в деле),
от общества - представителя Ч. (доверенность в деле),

установил:

Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 12.10.2010 по делу № 137-АМЗ-2010, признании незаконным и отмене предписания от 12.10.2010 по делу № 137-АМЗ-2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, Чувашское УФАС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено открытое акционерное общество "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств".
Заявление мотивировано тем, что комиссией Чувашского УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 137-АМЗ-2010 решением от 12.10.2010 администрация города Чебоксары признана виновным в нарушении пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) и выдано предписание от 12.10.2010.
Администрация города Чебоксары не согласна с указанными решением и предписанием, а также действиями по их вынесению.
Согласно пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса.
Положения указанной нормы материального права не предусматривают в качестве условия реализации гражданами права обращаться с заявлением о приобретении земельных участков в орган местного самоуправления факт опубликования информации данным органом о возможном предоставлении таких участков.
Сам по себе факт невыполнения администрацией города Чебоксары требования закона в отношении публикации информации о предоставлении земельного участка не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выраженных в намерении арендовать спорный земельный участок в коммерческих целях, не подтверждает обстоятельства несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
В материалах дела № 137-АМЗ-2010 отсутствуют сведения о намерениях кого-либо арендовать спорный земельный участок для тех или иных целей.
Администрация считает, что при предоставлении земельного участка ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв. м (0,0303 га) в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020408:78 площадью 2195 кв. м (0,2195 га), находящегося в собственности муниципального образования "г. Чебоксары - столицы Чувашской Республики" предоставление муниципальной преференции не имело место быть. В связи с этим, администрация города Чебоксары, в порядке, предусмотренным главой 5 Закона о защите конкуренции, с заявлением о предоставлении муниципальной преференции ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" в антимонопольный орган не обращалась.
Отсутствие публикации об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
На настоящий момент между администрацией города Чебоксары и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" заключен договор аренды земельного участка № 220/4650-Л от 10 июля 2010 года.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель УФАС в судебном заседании в удовлетворении заявления Администрации просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве от 22.12.2010.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал заявленные требования Администрации и просил их удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании заявки ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" распоряжением Администрации от 16.04.2010 № 1241-р утвержден акт выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12 машиномест в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула.
Распоряжением Администрации от 14.07.2010 № 2247-р ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв. м, в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула, для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12 машиномест в аренду сроком до 01.07.2013.
30 июля 2010 года Администрация заключила договор № 220/4650-Л аренды земельного участка площадью 303 кв. м, с кадастровым номером 21:01:020408:98 в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12 машиномест с ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств".
В связи с тем, что Администрацией в нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не обеспечила заблаговременную публикацию информации о возможном предоставлении земельного участка ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта по ул. Байдула, д. 5 Комиссия Чувашского УФАС решением от 12.10.2010 признала в действиях Администрации факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Предписанием от 12.10.2010 Администрации предписано прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции: отменить распоряжение Администрации от 14.07.2010 № 2247-р; провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:98 в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального автотранспорта на 12 машиномест.
Не согласившись с данными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из положений данной статьи следует, что при наличии у органа местного самоуправления намерения предоставит земельный участок в аренду, информация об этом должна быть заблаговременно опубликована, в связи с необходимостью исполнения установленных принципов эффективности, открытости, справедливости, публичности и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Кроме того, выполнение данного требования необходимо также и для соблюдения задач законодательства о защите конкуренции, в том числе в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).
Администрация до вынесения распоряжения от 14.07.2010 № 2247-р не опубликовала информацию о возможном предоставлении земельного участка ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств". Такая информация опубликована только 03.08.2010 в газете "Чебоксарские новости" за № 81, то есть после решения вопроса о предоставления земельного участка в аренду.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В пункте 20 статьи 4 Закона № 135-ФЗ указано, что муниципальные преференции - это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Передав в аренду земельный участок ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" без проведения аукциона, Администрация фактически предоставила предпринимателю муниципальную преференцию.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона № 135-ФЗ. В частности, предоставление муниципальной преференции должно быть согласовано с антимонопольным органом.
С заявлением о предоставлении муниципальной преференции Администрация в Управление не обращалась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением обоснованно сделан вывод о нарушении Администрацией пункта 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.
Администрация города Чебоксары обязана провести аукцион в целях создания равного доступа хозяйствующих субъектов к муниципальной собственности при наличии двух и более заявок на один земельный участок. В данном случае невозможно заранее установить количество заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении в аренду указанного в распоряжении земельного участка, при условии надлежащего опубликовании информации о земельном участке. В связи с этим, требование антимонопольного органа о проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв. м не обосновано, противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, подпункт 2 пункта 1 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12.10.2010 по делу № 137-АМЗ-2010 в части проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв. м, в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула, для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального транспорта на 12 машиномест является недействительным.
От уплаты государственной пошлины заявитель освобожден, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным подпункт 2 пункта 1 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12.10.2010 по делу № 137-АМЗ-2010 в части проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:98 площадью 303 кв. м, в районе жилого дома № 5 по ул. Байдула, для размещения временной гостевой стоянки для индивидуального транспорта на 12 машиномест.
В удовлетворении иных заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Примечание к документу

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.03.2011 по делу № А79-10973/2010
<Об удовлетворении заявления о признании ненормативного акта недействительным в части проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru