Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2011 г. по делу № А12-239/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны,
судей Кулик Инны Васильевны, Стрельниковой Натальи Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" - Б.С., представитель по доверенности <...>;
от Волжской городской Думы - Р.Е., представитель по доверенности от <...>;
от администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - К.Ю., представитель по доверенности <...>; П.А., представитель по доверенности <...>;
от главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - К.Ю., представитель по доверенности <...>;
от прокуратуры Волгоградской области - помощник прокурора Балычева А.С., удостоверение ТО № 102055;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к главе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волжской городской Думе о признании недействующими нормативных правовых актов, с участием в деле прокуратуры Волгоградской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 № 9/2, "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 9/3, "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2, "Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 № 140-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 № 36/3, постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" просило также взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский в лице управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет казны муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в пользу общества убытки в размере 61 793 089 рублей 25 копеек, составляющие разницу в сумме фактически отпущенной в 2007 году в жилой фонд города Волжского, необорудованного домовыми и индивидуальными приборами учета, тепловой энергии и начисленной на основании оспариваемых нормативных актов населению платы за горячее водоснабжение отопление, химически очищенную воду.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2011 года производство по делу приостановлено в связи с назначением по делу экспертизы, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр".
После возобновления производства по делу определением от 15 августа 2011 требования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к управлению финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании убытков в размере 61 793 089 рублей 25 копеек выделено в отдельное производство. Делу, в которое выделены указанные требования, присвоен статистический номер А12-14397/2011.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступил прокурор Волгоградской области с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просит признать пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 № 9/2, приложение № 6 "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 9/3, с 01.01.2007 не соответствующим пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Признать пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2, "Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 № 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 № 36/3, приложение № 2 постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" не соответствующими пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, полагает, что оспариваемые нормативные акты в заявленной части нарушают права и законные интересы заявителя, являющегося ресурсоснабжающей организацией, поскольку оплата гражданами предоставляемых им за спорный период соответствующих коммунальных услуг не покрывала фактические затраты на отпуск тепловой энергии.
Представители главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волжской городской Думы заявленные требования не признают.
В представленном отзыве администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области указала, что нормативы потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденные Городским положением от 16.12.2005 № 4-ВГД, разрабатывались на основании приказа Министерства экономики Российской Федерации от 06.05.1999 № 240 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства", решения Волгоградского областного Совета народных депутатов от 12.10.1983 № 28/634 "Об утверждении норм расходов воды по области", постановления администрации города Волжского Волгоградской области от 14.01.1994 № 55 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в городе Волжском", постановления администрации города Волжского Волгоградской области от 30.12.1994 № 3523 "О тарифах для населения на жилищно-коммунальные услуги".
Нормативы потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденные Городским положением от 11.10.2006 № 70-ВГД, разрабатывались в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Расчет тарифов для населения, утвержденный Городским положением от 16.12.2005 № 5-ВГД "О размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" и постановлением главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области", осуществлялся в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 25.11.2005 № 31/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей филиала "Волгоградская генерация" ОАО "Южная генерирующая компания ТГК-8", постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 30.11.2006 № 20/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергии для потребителей "Волгоградская генерация "Филиал ОАО "ЮГК ТГК-8", а также утвержденными Волжской городской Думой нормативами потребления коммунальных услуг.
По мнению ответчиков, оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Прокуратура Волгоградской области поддерживает позицию ответчиков.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, прокуратуры Волгоградской области, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 открытое акционерное общество "Южная генерирующая компания ТГК-8" осуществляло услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению населения и других потребителей города Волжского Волгоградской области в соответствии с договором аренды от 30.12.2005 № 406 движимого и недвижимого имущества, заключенным с муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" города Волжского на основании постановления главы администрации городского округа - город Волжский от 28.09.2006 № 3305 "Об организации обеспечения услугами по централизованному отоплению и горячему водоснабжению населения города Волжского".
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания ТГК-8" от 14.07.2009 акционерное общество реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Южная генерирующая компания - ТГК-8", которое стало правопреемником реорганизованного общества по всем его правам и обязательствам в соответствии с передаточным актом.
В свою очередь, общество с ограниченной ответственностью "Южная генерирующая компания - ТГК-8" на основании решения внеочередного общего собрания участников от 25.05.2010 реорганизовано в форме выделения из него нескольких хозяйственных обществ, в том числе и общества с ограниченной ответственностью "ЮГК-ТТК". Общество с ограниченной ответственностью "ЮГК-ТТК" в соответствии с разделительным балансом и приложением № 1 к нему стало правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Южная генерирующая компания ТГК-8" по активам и пассивам, связанным с осуществлением деятельности по передаче и поставке потребителям тепловой энергии на территории города Волжского, города Камышин, Астраханской и Ростовской областей.
В дальнейшем, на основании решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "ЮГК-ТТК" от 06.09.2010 общество реорганизовано в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания". При этом общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в соответствии с передаточным актом получило все права и обязанности имущественного и неимущественного характера от общества с ограниченной ответственностью "ЮГК-ТТК".
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" является правопреемником по правам и обязательствам открытого акционерного общества "Южная генерирующая компания ТГК-8" в связи с оказанием коммунальных услуг населению города Волжского в 2007 году.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2 принято Городское положение Волжской городской Думы Волгоградской области от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области", которым определены нормативы потребления коммунальных услуг населения, в том числе отопления и горячего водоснабжения.
Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 02.02.2007 № 121-ВГД "О приостановлении действия Городского положения "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" действие Городского положения Волжской городской Думы Волгоградской области от 11.10.2006 № 70-ВГД приостановлено.
Городским положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 05.04.2007 № 140-ВГД "О введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" введено в действие Городское положение от 11.10.2006 № 70-ВГД, которое определило нормативы потребления коммунальных услуг и действовало до конца 2007 года.
Постановлением главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" установлены тарифы на коммунальные услуги, в том числе стоимость тепловой энергии и стоимость горячего водоснабжения, включая стоимость химически очищенной воды, которые действовали до конца 2007 года в городе Волжском.
В период с 01.01.2007 по 05.04.2007 действовало Городское положение Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 5-ВГД "О размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Пленума от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В пункте 9 постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемые обществом нормативные правовые акты официально опубликованы.


Установленные оспариваемыми актами норматив потребления тепловой энергии и размер платы за теплоснабжение затрагивают интересы неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, действуют в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемые акты органов местного самоуправления являются нормативными правовыми актами, и рассмотрение настоящего спора относится к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, положения пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью пятой статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного и принимая во внимание всю совокупность материалов настоящего дела, суд полагает, что настоящее заявление подлежит рассмотрению судом по существу с позиций, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям, (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правилами Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1.2 и 1.3 Городского положения от 16.12.2005 № 4-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" утверждены нормативы потребления отопления и горячего водоснабжения.
Приложением № 6 к Городскому положению от 16.12.2005 № 5-ВГД "О размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" определены тарифы на тепловую энергию, стоимость химически очищенной воды и стоимость горячего водоснабжения. Однако суд считает, что в рассматриваемом случае установлены не тарифы, а размер платы граждан за коммунальные услуги (теплоснабжение и водоснабжение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции постановления от 12.07.2005 № 424) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.
Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию и водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В пункте 3 постановления от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", которое до настоящего времени не отменено и не утратило силу, Правительство Российской Федерации указало органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Таким образом, в силу прямого указания нормативных правовых актов муниципальное образование городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице его компетентных органов должно было установить нормативы потребления коммунальных услуг в размерах, обеспечивающих, полную оплату населением городского округа - города Волжский, поставленной истцом тепловой энергии на горячее водоснабжение и отопление, а также химически очищенной воды на горячее водоснабжение, а при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В пункте 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, закреплено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 25 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (пункт 44 Правил).
В материалах дела отсутствуют расчеты нормативов предоставления коммунальных услуг, предусмотренные Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В обоснование правомерности Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2, ответчиками представлено письмо начальника управления экономики администрации городского округа - город Волжский от 21.03.2011 № 08/203-СП с краткими пояснениями о порядке тарифообразования в спорный период, а также пояснительная записка.
В представленной копии пояснительной записки содержится расчет нормативов потребления коммунальных услуг, предлагаемых к утверждению Городским положением.
Вместе с тем анализ показателей, предложенных в пояснительной записке, и установленных в Городском положении от 11.10.2006 № 70-ВГД, позволяет сделать вывод, что Волжской городской Думой при принятии Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД существенно занижены показатели уровня нормативов потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления по ряду позиций.
Так, применительно к установлению норматива потребления коммунальных услуг на отопление в пояснительной записке указано, что общая площадь квартир многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета (для которой установлен норматив "на 1 кв. м общей площади"), равна 4 774 609,54 кв. м; общая площадь жилой площади коммунальных квартир (для которой установлен норматив "на 1 кв. м жилой площади") равна 94 795,79 кв. м. Согласно указанным данным Волжской городской Думой произведено уменьшение размера предложенного в пояснительной записке норматива "на 1 кв. м общей площади" на 0,003 Гкал, а норматива "на 1 кв. м жилой площади" на 0,001 Гкал.
Доказательства обоснованности такого изменения ответчиками не представлены.
Судом также установлено, что в оспариваемых нормативных правовых актах для многоквартирных домов с разной этажностью, но одинаковой степенью благоустройства определен средний норматив на горячее водоснабжение, в то время как в соответствии с законодательством норматив должен быть установлен конкретно для зданий каждой этажности; при определении среднего норматива на горячее водоснабжение не принято во внимание, что одноэтажных многоквартирных домов с центральным водоснабжением, подключенных к Волжской ТЭЦ и Волжской ТЭЦ-2, нет; введен средний расход воды на одну процедуру для ванны длиной 1500 - 1550 мм с душем и ванны длиной 1650 - 1700 мм с душем, в то время как в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, для каждой из указанных степеней благоустройства должен определяться отдельный норматив; в расчетах не приведен расчет количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год (ккал/чел).
Кроме того, согласно экспертному заключению от 03.08.2011, проведенному обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр" в рамках настоящего дела, в отношении нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных согласно Городскому положению Волжской городской Думы Волгоградской области от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области", по ряду факторов нормативы потребления тепла и горячей воды не соответствуют требованиям Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Согласно информации, имеющейся в письме администрации города Волжского № 32/1053 от 14.09.2006, нормативы определялись расчетным методом.
При этом, при определении вышеуказанных нормативов не учтены расходы тепла на отопление нежилых помещений, которые не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, как это требуется пунктом 14 приложения № 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
При определении нормативов не учтены различия в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных домов и жилых домов, в связи с чем нормативы потребления коммунальных услуг должны дифференцироваться, как этого требует пункт 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Также при определении нормативов не учтены этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) в соответствии с пунктом 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, не учтены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) в соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
При определении норматива потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных и жилых домов не учтены конструктивные особенности и технические параметры домов и годы постройки, поскольку в норматив заложены нормативные данные, предусмотренные для домов постройки до 1999 года, что не соответствует действительности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии в оспариваемой части Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 № 9/2, Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 9/3, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, Городского положения о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 № 140-ВГД, постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области", части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, поскольку влечет невозможность возмещения фактически произведенных обществом затрат.
В соответствии с частью второй статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В соответствии с частью 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункты 1.2 и 1.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилом фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 4-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы от 16 декабря 2005 № 9/2, недействующими и не соответствующими пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Признать приложение № 6 Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области "Городского положения о размере платы за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 16.12.2005 № 5-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 16.12.2005 № 9/3, недействующим и не соответствующим пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Признать пункты 3.2 и 3.3 "Городского положения о нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 11.10.2006 № 70-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 09.10.2006 № 26/2, недействующими и не соответствующими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Признать "Городское положение о введении в действие Городского положения от 11.10.2006 № 70-ВГД "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 05.04.2007 № 140-ВГД, принятое постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.03.2007 № 36/3, недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Признать приложение № 2 "Тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилищном фонде городского округа - город Волжский" постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 03.04.2007 № 108-ГО "О тарифах на коммунальные услуги для населения, проживающего на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" недействующим и не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 25, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Взыскать с Волжской городской Думы в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" 8 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА
И.В.КУЛИК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 20.09.2011 по делу № А12-239/2011
<По делу о проверке законности Городских положений Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 16.12.2005 № 4-ВГД, от 16.12.2005 № 5-ВГД, от 11.10.2006 № 70-ВГД, от 05.04.2007 № 140-ВГД и постановления главы городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от 03.04.2007 № 108-ГО>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru