АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. по делу № А33-16349/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Леонтьевой Любови Петровны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю
о признании недействительной перерегистрации свидетельства индивидуального предпринимателя,
о взыскании 4 694 руб. 76 коп.,
в присутствии:
от заявителя: Леонтьевой Л.П. (личность удостоверена на основании паспорта),
от заинтересованного лица: Усовой О.П. - представителя по доверенности от 02.12.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой А.А.,
установил:
Леонтьева Любовь Петровна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю о признании недействительной перерегистрации свидетельства серии 24 № 002674711 индивидуального предпринимателя, о взыскании 4 694 руб. 76 коп.
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2010 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.
В предварительном судебном заседании истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания 4 694 руб. 76 коп.
Определением от 22.12.2010, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований в части взыскания 4 694 руб. 76 коп.
В предварительном судебном заседании заинтересованное лицо заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю.
Определением от 22.12.2010 в удовлетворении заявленного ходатайства МИФНС № 24 по Красноярскому краю о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика МИФНС № 23 по Красноярскому краю отказано.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Определением от 22.12.2010 завершено предварительное судебное заседание, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо требования не признало в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
15.05.2000 Леонтьевой Л.П. в Администрацию Ленинского района г. Красноярска представлено заявление о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
22.05.2000 Администрацией Ленинского района города Красноярска Леонтьевой Л.П., проживающей по адресу: <...>, выдано свидетельство серии Г № 336 о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
23.12.2004 Леонтьевой Л.П. в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска представлено заявление о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 1126 по состоянию на 11.11.2009, Леонтьева Любовь Петровна является индивидуальным предпринимателем (ИНН 246200857669), зарегистрированным Администрацией Ленинского района г. Красноярска 16.05.2000 (регистрационный номер 336). В соответствии с указанной выпиской, 23.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска Красноярского края в ЕГРИП внесены сведения о Леонтьевой Л.П., как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, 23.12.2004 выдано свидетельство серии 24 № 002674711, подтверждающее внесение данной записи в ЕГРИП. Адресом индивидуального предпринимателя Леонтьевой Л.П., исходя из сведений ЕГРИП является: <...>.
В соответствии с уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации № 475991 от 19.03.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю, Леонтьева Любовь Петровна, проживающая по адресу: <...>, на основании сведений о прекращении осуществления предпринимательской деятельности снята с налогового учета 01.08.2003 в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствии с прекращением осуществления видов предпринимательской деятельности в МИФНС № 7 по Красноярскому краю.
В письме № 2.1.-41/0182 от 20.08.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю содержится информация о том, что по состоянию на 19.08.2010 заявление о приостановлении предпринимательской деятельности Леонтьевой Л.П. в адрес инспекции не поступали, последняя налоговая отчетность от данного лица была представлена за 1 квартал 2005 года.
Письмом № 2.5.-07/3/21321 от 01.10.2010 МИФНС № 24 по Красноярскому краю сообщило Леонтьевой Л.П. о том, что свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, серии 24 № 002674711 от 23.12.2004, было направлено по адресу Леонтьевой Л.П.: <...>, данное почтовое отправление было возвращено с отметкой "адресат не проживает".
Как следует из письма МИФНС № 24 по Красноярскому краю № 2.16-07/1/23146 от 27.10.2010 Леонтьева Л.П. состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.06.2000, указанным лицом в МИФНС № 24 по Красноярскому краю представлялась отчетность по 3-НДФЛ за периоды с 2000 года по 2004 год и по единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2004 года и за 1 квартал 2005 года нулевыми показателями. Последняя отчетность представлялась Леонтьевой Л.П. в налоговый орган, согласно сведениям МИФНС № 24 по Красноярскому краю 19.04.2005 по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2005 года.
27.10.2010 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Красноярска Леонтьевой Л.П. выдана справка за № 16-41К/6323-10 о том, что ее задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР по фиксированным платежам на 31.10.2010 на страховую часть составляет 7 206 руб., на накопительную - 168 руб., задолженность по пени на страховую часть - 784 руб., на накопительную - 35 руб., задолженность по стоимости страхового года на 31.10.2010 составляет по страховой части - 8 660 руб., задолженность в ФФОМС - 476 руб. 70 коп., в ТФОМС - 866 руб. 60 коп.
В материалы дела представлена выписка № 54410н от 02.12.2010 из ЕГРИП в отношении Леонтьевой Л.П., в соответствии с которой Леонтьева Л.П. является действующим индивидуальным предпринимателем, проживающим по адресу: <...>.
Считая свои права нарушенными, Леонтьева Любовь Петровна обратилась в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления нарушает гражданские права гражданина или юридического лица, такой ненормативный акт может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом настоящего спора является действительность решения регистрирующего органа, на основании которого в ЕГРИП была внесена запись о государственной регистрации Леонтьевой Л.П. в качестве предпринимателя, зарегистрированного до 01.01.2004.
Согласно статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Леонтьева Л.П. зарегистрирована 16.05.2000 администрацией Ленинского района города Красноярска в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством серии Г № 336 от 22.05.2000, а также выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей с 1 января 2004 года осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В период с 1 января 2004 года до 1 января 2005 года физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, обязаны были пройти перерегистрацию в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 23 июня 2003 года № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и индивидуальных предпринимателей". Исходя из смысла закона, такой предприниматель должен обратиться в регистрирующий орган, но не для того, чтобы приобрести статус индивидуального предпринимателя (этот статус у него имеется), а в целях внесения записи о нем в государственный реестр. Неисполнение индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, связанных с "перерегистрацией" в порядке, установленном статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ, влечет определенные правовые последствия. С 1 января 2005 года его регистрация, совершенная по ранее действовавшему законодательству, утрачивает силу со всеми вытекающими из этого факта последствиями. После 1 января 2005 года такое лицо вправе вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по правилам, установленным Федеральным законом № 129-ФЗ.
Леонтьева Л.П. зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 16.05.2000, прошла перерегистрацию в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска (МИФНС № 24 по Красноярскому краю), что подтверждается заявлением Леонтьевой Л.П. от 23.12.2004 о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, выпиской из ЕГРИП и не оспаривается самим заявителем. Решение о перерегистрации Леонтьевой Л.П. в качестве индивидуального предпринимателя было принято регистрирующим органом на основании заявления Леонтьевой Л.П. от 23.12.2004 по форме № Р27001.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что обязанность по представлению документов для внесения записи в ЕГРИП, установленную статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ, в срок до 01.01.2005 г. Леонтьева Л.П. исполнила.
Согласно имеющимся в материалах дела (письмо МИФНС № 24 по Красноярскому краю № 22.16-07/1/234146 от 27.10.2010), а также пояснениям самого заявителя, в 2005 году Леонтьева Л.П. как предприниматель представляла в налоговый орган отчетность (по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2005 год).
Таким образом, представленные в совокупности доказательства, свидетельствуют о наличии волеизъявления Леонтьевой Л.П. на перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с целью дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности. Наличие самого заявления Леонтьевой Л.П. о перерегистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя, поданное в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2003 № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", означает наличие ее волеизъявления на продолжение предпринимательской деятельности. Правовые основания для признания недействительной перерегистрации Леонтьевой Л.П. отсутствуют.
Кроме того, согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
- подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- документа об уплате государственной пошлины;
- документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, форма № Р26001 применяется при подаче заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.
При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Каких-либо доказательств представления Леонтьевой Л.П. в регистрирующий орган пакета документов для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ей решения о прекращении данной деятельности, в материалы дела не представлено.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен срок давности для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными. Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Леонтьевой Л.П. было известно о принятии решения о перерегистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя 23.12.2004, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. С настоящим заявлением Леонтьева Л.П. обратилась в арбитражный суд, 01.11.2010, а следовательно - установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок пропущен.
На основании изложенного арбитражный суд признал необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Чеком-ордером № 20406732 от 01.11.2010 уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Р.А.РАЖКОВ