Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. по делу № А33-16349/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 декабря 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Леонтьевой Любови Петровны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю
о признании недействительной перерегистрации свидетельства индивидуального предпринимателя,
о взыскании 4 694 руб. 76 коп.,
в присутствии:
от заявителя: Леонтьевой Л.П. (личность удостоверена на основании паспорта),
от заинтересованного лица: Усовой О.П. - представителя по доверенности от 02.12.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой А.А.,

установил:

Леонтьева Любовь Петровна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю о признании недействительной перерегистрации свидетельства серии 24 № 002674711 индивидуального предпринимателя, о взыскании 4 694 руб. 76 коп.
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2010 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание.
В предварительном судебном заседании истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания 4 694 руб. 76 коп.
Определением от 22.12.2010, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований в части взыскания 4 694 руб. 76 коп.
В предварительном судебном заседании заинтересованное лицо заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю.
Определением от 22.12.2010 в удовлетворении заявленного ходатайства МИФНС № 24 по Красноярскому краю о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика МИФНС № 23 по Красноярскому краю отказано.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Определением от 22.12.2010 завершено предварительное судебное заседание, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо требования не признало в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
15.05.2000 Леонтьевой Л.П. в Администрацию Ленинского района г. Красноярска представлено заявление о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
22.05.2000 Администрацией Ленинского района города Красноярска Леонтьевой Л.П., проживающей по адресу: <...>, выдано свидетельство серии Г № 336 о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
23.12.2004 Леонтьевой Л.П. в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска представлено заявление о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 1126 по состоянию на 11.11.2009, Леонтьева Любовь Петровна является индивидуальным предпринимателем (ИНН 246200857669), зарегистрированным Администрацией Ленинского района г. Красноярска 16.05.2000 (регистрационный номер 336). В соответствии с указанной выпиской, 23.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска Красноярского края в ЕГРИП внесены сведения о Леонтьевой Л.П., как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, 23.12.2004 выдано свидетельство серии 24 № 002674711, подтверждающее внесение данной записи в ЕГРИП. Адресом индивидуального предпринимателя Леонтьевой Л.П., исходя из сведений ЕГРИП является: <...>.
В соответствии с уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации № 475991 от 19.03.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю, Леонтьева Любовь Петровна, проживающая по адресу: <...>, на основании сведений о прекращении осуществления предпринимательской деятельности снята с налогового учета 01.08.2003 в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствии с прекращением осуществления видов предпринимательской деятельности в МИФНС № 7 по Красноярскому краю.
В письме № 2.1.-41/0182 от 20.08.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю содержится информация о том, что по состоянию на 19.08.2010 заявление о приостановлении предпринимательской деятельности Леонтьевой Л.П. в адрес инспекции не поступали, последняя налоговая отчетность от данного лица была представлена за 1 квартал 2005 года.
Письмом № 2.5.-07/3/21321 от 01.10.2010 МИФНС № 24 по Красноярскому краю сообщило Леонтьевой Л.П. о том, что свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, серии 24 № 002674711 от 23.12.2004, было направлено по адресу Леонтьевой Л.П.: <...>, данное почтовое отправление было возвращено с отметкой "адресат не проживает".
Как следует из письма МИФНС № 24 по Красноярскому краю № 2.16-07/1/23146 от 27.10.2010 Леонтьева Л.П. состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.06.2000, указанным лицом в МИФНС № 24 по Красноярскому краю представлялась отчетность по 3-НДФЛ за периоды с 2000 года по 2004 год и по единому налогу на вмененный доход, для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2004 года и за 1 квартал 2005 года нулевыми показателями. Последняя отчетность представлялась Леонтьевой Л.П. в налоговый орган, согласно сведениям МИФНС № 24 по Красноярскому краю 19.04.2005 по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2005 года.
27.10.2010 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Красноярска Леонтьевой Л.П. выдана справка за № 16-41К/6323-10 о том, что ее задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР по фиксированным платежам на 31.10.2010 на страховую часть составляет 7 206 руб., на накопительную - 168 руб., задолженность по пени на страховую часть - 784 руб., на накопительную - 35 руб., задолженность по стоимости страхового года на 31.10.2010 составляет по страховой части - 8 660 руб., задолженность в ФФОМС - 476 руб. 70 коп., в ТФОМС - 866 руб. 60 коп.
В материалы дела представлена выписка № 54410н от 02.12.2010 из ЕГРИП в отношении Леонтьевой Л.П., в соответствии с которой Леонтьева Л.П. является действующим индивидуальным предпринимателем, проживающим по адресу: <...>.
Считая свои права нарушенными, Леонтьева Любовь Петровна обратилась в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления нарушает гражданские права гражданина или юридического лица, такой ненормативный акт может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом настоящего спора является действительность решения регистрирующего органа, на основании которого в ЕГРИП была внесена запись о государственной регистрации Леонтьевой Л.П. в качестве предпринимателя, зарегистрированного до 01.01.2004.
Согласно статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Леонтьева Л.П. зарегистрирована 16.05.2000 администрацией Ленинского района города Красноярска в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством серии Г № 336 от 22.05.2000, а также выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей с 1 января 2004 года осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В период с 1 января 2004 года до 1 января 2005 года физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, обязаны были пройти перерегистрацию в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 23 июня 2003 года № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и индивидуальных предпринимателей". Исходя из смысла закона, такой предприниматель должен обратиться в регистрирующий орган, но не для того, чтобы приобрести статус индивидуального предпринимателя (этот статус у него имеется), а в целях внесения записи о нем в государственный реестр. Неисполнение индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, связанных с "перерегистрацией" в порядке, установленном статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ, влечет определенные правовые последствия. С 1 января 2005 года его регистрация, совершенная по ранее действовавшему законодательству, утрачивает силу со всеми вытекающими из этого факта последствиями. После 1 января 2005 года такое лицо вправе вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по правилам, установленным Федеральным законом № 129-ФЗ.
Леонтьева Л.П. зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 16.05.2000, прошла перерегистрацию в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска (МИФНС № 24 по Красноярскому краю), что подтверждается заявлением Леонтьевой Л.П. от 23.12.2004 о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, выпиской из ЕГРИП и не оспаривается самим заявителем. Решение о перерегистрации Леонтьевой Л.П. в качестве индивидуального предпринимателя было принято регистрирующим органом на основании заявления Леонтьевой Л.П. от 23.12.2004 по форме № Р27001.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что обязанность по представлению документов для внесения записи в ЕГРИП, установленную статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ, в срок до 01.01.2005 г. Леонтьева Л.П. исполнила.
Согласно имеющимся в материалах дела (письмо МИФНС № 24 по Красноярскому краю № 22.16-07/1/234146 от 27.10.2010), а также пояснениям самого заявителя, в 2005 году Леонтьева Л.П. как предприниматель представляла в налоговый орган отчетность (по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2005 год).
Таким образом, представленные в совокупности доказательства, свидетельствуют о наличии волеизъявления Леонтьевой Л.П. на перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с целью дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности. Наличие самого заявления Леонтьевой Л.П. о перерегистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя, поданное в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2003 № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", означает наличие ее волеизъявления на продолжение предпринимательской деятельности. Правовые основания для признания недействительной перерегистрации Леонтьевой Л.П. отсутствуют.
Кроме того, согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
- подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- документа об уплате государственной пошлины;
- документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, форма № Р26001 применяется при подаче заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.
При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Каких-либо доказательств представления Леонтьевой Л.П. в регистрирующий орган пакета документов для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ей решения о прекращении данной деятельности, в материалы дела не представлено.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен срок давности для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными. Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Леонтьевой Л.П. было известно о принятии решения о перерегистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя 23.12.2004, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. С настоящим заявлением Леонтьева Л.П. обратилась в арбитражный суд, 01.11.2010, а следовательно - установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок пропущен.
На основании изложенного арбитражный суд признал необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Чеком-ордером № 20406732 от 01.11.2010 уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.А.РАЖКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 по делу № А33-16349/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.12.2010 по делу № А33-16349/2010
<В удовлетворении требований о признании недействительной перерегистрации свидетельства индивидуального предпринимателя отказано, поскольку налоговый орган произвел перерегистрацию на основании заявления истца в соответствии с законом, кроме того заявителем пропущен срок давности для обжалования указанных действий в суде>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru