НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2011 г. по делу № 2-1360/2011
Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Иванова В.В., при секретаре Т., с участием заявительницы и представителя командира войсковой части 0000 - капитана юстиции Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части 0000 прапорщика Ж. об оспаривании действий командира указанной части, сопряженные с отказом дать ей разрешение на лечение в платной клинике.
В ходе рассмотрения дела по существу военный суд,
установил:
Ж. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать неправомерными действия командира войсковой части 0000, связанные с отказом дать ей разрешение на лечения в платной клинике, а также оплатить данное лечение.
В суде Ж. поддержала заявленные требования и пояснила, что ей необходима операция на ногах, однако при прохождении военно-врачебной комиссии в военном госпитале внутренних войск МВД России города Новосибирска (далее - военного госпиталя) врач пояснил, что данных операций он не делал, в связи с этим она, не доверяя данному специалисту, написала рапорт командиру части с просьбой разрешить проведение ей данной операции в гражданской платной клинике, однако, командир ей в этом отказал.
Своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания командир войсковой части 0000 не прибыл, о причинах неявки не сообщил.
Его же представитель, действующий на основании доверенности, капитан юстиции Ф., требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что командир части отказывая заявительнице провести операцию в платной клинике и оплатить лечение руководствовался действующими нормативными правовыми актами регламентирующими оказание медицинской помощи военнослужащим и ответом военного госпиталя, обслуживающего данную часть, о возможности проведения такой операции в данном лечебном учреждении, наличии специалиста и необходимого оборудования.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статьей 46 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ (ред. от 05.04.2011) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что право военнослужащих внутренних войск на медицинскую помощь реализуется путем проведения в войсках санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, осуществления постоянного контроля за состоянием здоровья военнослужащих внутренних войск; оказания им медицинской помощи в случае их ранения или болезни, бесплатного обеспечения лекарствами, медикаментами и предоставления различных медицинских услуг в медицинских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются иные социальные гарантии по медицинскому обслуживанию и право на обеспечение санаторно-курортным лечением, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно статье 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма, определяющая случаи оказания медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и порядок возмещения таких расходов, содержится и в пункте 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 911 от 31 декабря 2004 года "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей".
Согласно пункту 13 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом МВД России № 895 от 08 ноября 2006 года, направление на обследование и лечение военнослужащих внутренних войск МВД России в медицинские учреждения органов внутренних дел осуществляется по согласованию с органами управления медицинской службой соединения (объединения) внутренних войск МВД России и соответствующего МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации с учетом возможностей подведомственных медицинских учреждений.
Анализируя вышеизложенное, следует прийти к выводу, что действующим законодательством предусмотрена возможность военнослужащим внутренних войск МВД России реализовать свое право на бесплатную медицинскую помощь путем прохождения лечения в военно-лечебных учреждениях по месту военной службы, а также при необходимости путем их направления на обследование и лечение в медицинские учреждения органов внутренних дел. И только при отсутствии по месту военной службы военно-лечебных учреждениях или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Как усматривается из выписного эпикриза № военного госпиталя, Ж. находилась с 12 января по 08 февраля 2011 года на стационарном лечении в терапевтическом отделении, по окончании которого ей была рекомендована госпитализация в хирургическое отделение военного госпиталя для оперативного лечения.
12 апреля 2011 года Ж. подала рапорт на имя начальника военного госпиталя в котором отказалась от оперативного лечения в данном лечебном учреждении, ссылаясь на недоверие врачу-травматологу.
Согласно выписному эпикризу № военного госпиталя Ж. находилась с 18 апреля по 06 мая 2011 года на стационарном лечении в хирургическом отделении, по окончании которого ей было рекомендовано наблюдение врача части, ограничение физических нагрузок и ношение стелек супинаторов.
Из свидетельства о болезни № от 05 мая 2011 года следует, что по заключению военно-врачебной комиссии военного госпиталя Ж. признана годной к военной службе с незначительными ограничениями.
17 мая 2011 года Ж. обратилась с рапортом к командиру войсковой части 0000, в котором просила разрешение на оперативное лечение в платной клинике, так как, по ее мнению, в военном госпитале хирург не имеет практики для операции по ее заболеванию.
Из ответа начальника военного госпиталя от 15 июня 2011 года на запрос командира войсковой части 0000 следует, что в данном военном госпитале возможно проведение оперативного лечения военнослужащих с диагнозом, который поставлен Ж. Все необходимое медицинское оборудование имеется в госпитале в исправном состоянии. Врач специалист для проведения оперативного вмешательства в настоящее время находится на рабочем месте.
В ответе от 28 июля 2011 года командир войсковой части 0000 сообщил Ж. о наличии в военном госпитале специалиста и оборудования для оперативного лечения ее заболевания, то есть отказался дать разрешение на ее лечение в платной клинике и оплате данного лечения.
Факт данного отказа подтвердил и представитель воинского должностного лица в суде.
Исходя из вышеизложенного, с учетом наличия возможности оказания заявительнице медицинской помощи по ее заболеванию в военно-медицинском учреждении по месту прохождения военной службы и отсутствием предусмотренных законодательством оснований для ее направление на лечение в учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения, суд находит отказ командира войсковой части 0000 дать разрешение Ж. на лечение в платной клинике и оплатить данное лечение - правомерным.
Не влияет на данный вывод суда и довод заявительницы о не доверии врачу госпиталя, так как в соответствии с действующим законодательством это обстоятельство не может служить основанием для направления военнослужащего на лечение к избранному им специалисту учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Таким образом, суд признает заявление Ж. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Как усматривается из квитанции Сбербанка России от 31 мая 2011 года, Ж. уплачена государственная пошлина при подаче заявления в размере двухсот рублей, которые в соответствии со статьей 98 ГПК РФ подлежат отнесению на его счет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении заявления Ж. об оспаривании действий командира указанной части, сопряженные с отказом дать ей разрешение на лечение в платной клинике, - отказать.
Судебные расходы по делу, состоящие из суммы уплаченной государственной пошлины в размере двухсот рублей, возложить на заявителя.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу
В.В.ИВАНОВ