Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

Управление информирует налогоплательщиков об изменениях в законодательстве по НДС, вступающих в силу с 1 октября.
Федеральным законом от 19.07.2011 № 245-ФЗ в налоговое законодательство внесены существенные изменения. В числе наиболее значимых эксперты называют изменения и дополнения в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость". Нововведения (за исключением отдельных положений) вступают в силу с 1 октября 2011 года, то есть с IV квартала текущего года.
На какие нормы налогового законодательства, по мнению Управления, целесообразно обратить особое внимание?
Прежде всего, на статью 146 Налогового кодекса Российской Федерации "Операции, не признаваемые объектом налогообложения".
Если ранее в соответствии с п.п. 5 п. 2 этой статьи не признавалась объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, то с 1 октября текущего года в указанный подпункт добавлено оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Достаточно важными представляются изменения в статье 148 "Место реализации работ (услуг)". Нормами п.п. 4 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на ее территории. Положение данного подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в п.п. 4 п. 1 ст. 148.
С 1 октября 2011 года к консультационным, юридическим, бухгалтерским, инжиниринговым, рекламным, маркетинговым услугам, услугам по обработке информации, перечисленным в абз. 5 п.п. 4 п. 1 ст. 148, добавляются аудиторские услуги.
Таким образом, внесенное дополнение снимает имевшие место разночтения по вопросу применения НДС при оказании аудиторских услуг иностранным компаниям.
С 1 октября к ним применяется специальный порядок, предусмотренный п.п. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, - по месту фактической деятельности покупателя (заказчика).
Внимание необходимо обратить и на статью 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".
Закон № 245-ФЗ расширил перечень не подлежащих налогообложению работ (услуг), выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий, находящихся в пользовании религиозных организаций (п.п. 15 п. 2 ст. 149 Кодекса).
Согласно новой редакции п.п. 15 п. 2 ст. 149 льгота в виде освобождения от уплаты НДС применяется при представлении в налоговые органы следующих документов:
- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- копии договора на выполнение работ.
Существенно изменились нормы п. 3 ст. 153 Кодекса, устанавливающие порядок пересчета экспортной выручки, поступившей в иностранной валюте.
Если ранее при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемая по нулевой ставке и полученная в иностранной валюте, пересчитывалась в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то с 1 октября текущего года выручка по таким операциям должна определяться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, при получении оплаты после отгрузки в целях обложения НДС необходимость корректировать выручку на суммы курсовых разниц отпадает, поскольку курсовые разницы при новом порядке отсутствуют. Кроме этого, в статью 153 Кодекса введен новый пункт 4, устанавливающий порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах.
В данном случае иностранная валюта или условные денежные единицы также пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265.
Управление полагает необходимым обратить внимание на изменения в статье 154 Кодекса "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)".
В ней, в частности, упорядочен вопрос корректировки налоговой базы в случаях ее изменения в связи с увеличением цены (тарифа) и(или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
С 1 октября 2011 года с учетом норм пункта 10 статьи 154 Кодекса в вышеуказанных случаях изменение стоимости в сторону увеличения учитывается за тот налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (выполнены работы, оказаны услуги), произошла передача имущественных прав.
Важные изменения внесены в статью 155 "Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав".
В частности, упорядочен вопрос определения налогооблагаемой базы при передаче первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг). Налоговая база в таких случаях определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены, то есть с суммы превышения дохода от переуступки над суммой расходов на приобретение требования.
Важное обстоятельство: налоговая база будет возникать независимо от того, на каких операциях реализации (облагаемых или не облагаемых НДС) основано переуступаемое право требования.
Статья 161 Кодекса "Особенности определения налоговой базы покупателями, приобретающими имущество банкротов".
Установлены особенности определения налоговой базы по НДС для покупателей имущества и имущественных прав должников-банкротов.
В таких случаях налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и(или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, определяющие налоговую базу как сумму дохода от реализации имущества банкрота с учетом налога отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества и(или) имущественных прав. При этом налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 4.1 ст. 161 Кодекса).
Ранее налоговыми агентами признавались лица, на которых было возложено право реализации этого имущества (имущественных прав).
Изменились нормы статьи 165 Кодекса "Порядок подтверждения права на получение возмещения при обложении НДС 0 процентов".
В частности, внесены изменения в порядок подтверждения права на получение возмещения при применении НДС 0% ставки, установленный ст. 165 Кодекса.
С 1 октября 2011 года из перечня подтверждающих 0% ставку документов исключается выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации на экспорт товара иностранному лицу.
Данное изменение позволит экспортерам применять нулевую ставку независимо от формы расчетов за реализованные товары.
Например, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, расчеты по которым осуществляются путем подписания с покупателем акта зачета встречных требований. Порядок документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% применяется в отношении товаров, отгруженных (переданных), работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 года.
В статье 168 "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" появилось такое понятие, как корректировочный счет-фактура, который выставляется продавцом покупателю не позднее пяти календарных дней считая со дня составления соответствующих документов, предусмотренных в пункте 10 статьи 172 Кодекса (договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав).
В связи с этим следует обратить внимание на обстоятельство, что в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения соответствующая разница между суммами налога, исчисленными до и после их изменения, указывается с отрицательным знаком.
При этом продавец может выставить покупателю такой счет-фактуру не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Не должны оказаться вне поля внимания налогоплательщиков изменения в статье 170 Кодекса "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)".
В связи с тем что появилась возможность корректировки налогооблагаемой базы по корректировочным счетам-фактурам, налогоплательщикам вменена обязанность по восстановлению в указанных случаях покупателями налоговых вычетов.
С 1 октября статья 170 Кодекса, определяющая случаи, когда правомерно принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, дополняется еще тремя позициями:
1. Согласно п.п. 4 п. 3 рассматриваемой статьи налог подлежит восстановлению в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и(или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
При этом восстановление НДС производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
- дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
- дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
2. Уточнен порядок восстановления налога в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке (п.п. 5 п. 3 ст. 170). Ранее такой порядок не был предусмотрен.
3. Налог подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Кстати, вопрос восстановления налога ранее являлся предметом налоговых споров и судебных разбирательств.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, и в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При этом они не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 и п.п. 6 п. 3 ст. 170 Кодекса.
Важное изменение в статье 171 Кодекса "Налоговые вычеты".
Согласно новой редакции абз. 1 п. 6 этой статьи, предусматривающей налоговые вычеты по суммам НДС, предъявленным налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), с 1 октября 2011 года вычетам подлежат суммы налога по услугам, предъявленным при:
- ликвидации основных средств;
- разборке основных средств;
- демонтажу основных средств.
По мнению Управления, обратить внимание необходимо и нормы статьи 176.1 Кодекса "Заявительный порядок возмещения налога".
Самое важное: с 1 января 2012 года утрачивает силу требование к банкам о наличии зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб., включаемым в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях обложения НДС.
Также статья 176.1 Кодекса дополняется п. 6.1, из положений которого следует, что банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации. В настоящее время существует мнение, что банковская гарантия должна быть представлена в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией.
Кроме того, налоговым органам вменена обязанность направления в банк, выдавший банковскую гарантию, письменного заявления об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии в срок не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, представившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Пресс-служба Управления




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Об изменениях в налоговом законодательстве по налогу на добавленную стоимость, вступивших в силу с 01.10.2011>
(подготовлено Управлением ФНС по Пермскому краю)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru