Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2011 г. по делу № 33-445/2011

Судья Попова И.Ю.
Докладчик Шишко Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
    Председательствующего: Шишко Г.Н.
    Судей:                 Хоменко С.Б., Плотниковой М.В.
    При секретаре:         Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 03 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Управления ПФ РФ в Баганском районе на решение Карасукского районного суда от 26 ноября 2010 года, которым исковые требования У. удовлетворены.
Управление Пенсионного фонда РФ в Баганском районе Новосибирской области обязано зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды службы У. в рядах Вооруженных Сил СССР с 16 мая 1984 года по 13 мая 1986 года и назначить ему пенсию с 15 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Шишко Г.Н., объяснения представителя УПФ РФ в Баганском районе Б., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия,

установила:

У. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Баганском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование иска указал, что с 16 мая 1984 года по 13 мая 1986 года проходил службу в рядах Советской Армии, а затем с 26 июня 1986 года по настоящее время работает в Андреевской средней общеобразовательной школе педагогом. Его стаж педагогической деятельности, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Баганском районе, составляет 23 года 8 мес. 12 дней. Срок службы в рядах Советской армии - 1 года 11 месяцев 27 дней. Полагает, что стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, им выработан и составляет более 25 лет. 15 октября 2010 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Баганском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Решением комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ в Баганском районе ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что служба в составе Вооруженных Сил СССР не засчитывается в специальный стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Считает указанное решение незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ в Баганском районе НСО просит решение суда отменить. Полагают, что судом неверно применена позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 05.11.2002 г., согласно которой пенсия может быть назначена гражданину с применением ранее действовавших норм закона только в том случае, если на момент отмены законодательного акта, гражданин имел необходимую продолжительность трудового стажа. Положением № 1397 от 17.12.1959 г. предусматривалась возможность включения периода службы в армии в стаж по специальности в случае, если 2/3 требуемого стажа приходится на работу в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем. Поэтому, с учетом того, что на момент отмены указанного Положения - 01.10.1993 г. у У. не было выработано 2/3 требуемого стажа (16 лет 8 месяцев), полагают, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что на момент осуществления У. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия находит вышеуказанные выводы суда правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и соответствующими материальному закону, нормы которого подробно приведены в решении суда и получили верное толкование.
Доводы жалобы, что в момент обращения У. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления, судебная коллегия расценивает как несостоятельные по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы У. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы У. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Дата назначения пенсии судом определена в соответствии с указанной нормой Закона и соответствует положениям п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2012.2003 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", которой предусмотрено, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Поскольку суд признал необоснованным отказ пенсионного органа в назначении У. досрочной пенсии, то определение даты назначения пенсии с момента обращения с заявлением соответствует требованиям закона.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы не содержат оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Карасукского районного суда от 26 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управление ПФ РФ в Баганском районе - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Новосибирского областного суда от 03.02.2011 по делу № 33-445/2011
<Отказ пенсионного органа во включении в стаж, дающий право на льготную пенсию, периода службы в Вооруженных Силах СССР является незаконным, так как в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru