Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. № 3-64

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "П." о признании недействующим Приложения № 3 к постановлению Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па - схему рекреации и туризма, признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па "Об утверждении схемы территориального планирования" в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "П.",

установил:

постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па утверждено Положение о территориальном планировании Приморского края. Положение о территориальном планировании с приложениями опубликованы в газете "Приморская газета" № 92(379) от 04.12.2009.
ООО "П." обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па "Об утверждении схемы территориального планирования" в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "П." в части включения земельных участков в рекреационные зоны и зоны туризма и признании недействующим Приложения № 3 к постановлению Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па - схему рекреации и туризма.
В обоснование заявленных требований ООО "П." указало, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует пункту 2 статьи 8, статье 35 Конституции Российской Федерации, статье 209, пункту 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 40, пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку нарушено право собственника на использование земельных участков по усмотрению заявителя. Согласование планируемого использования земельных участков по другому назначению с ООО "П." не проводилось и необоснованно не приняты предложения общества об изменении категории земель.
Представитель ООО "П." П. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, полагая, что принятым нормативно-правовым актом нарушены права собственника земельных участков. Являясь правообладателем земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, собственник не может использовать их по назначению, поскольку земельные участки включены в зоны рекреации и туризма. Включение земельных участков, принадлежащих ООО "П.", в зоны рекреации и туризма лишает собственника возможности изменить категорию земель на земли промышленности и земли для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Представитель Администрации Приморского края Ю. с требованиями заявителя не согласилась и пояснила, что Градостроительным кодексом Российской Федерации на этапе разработки документов территориального планирования согласование с собственниками земельных участков не предусмотрено. Предложения ООО "П." по проекту схемы территориального планирования были рассмотрены и отклонены. Предложение заявителя об использовании земельного участка в районе станции Сухановка для организации технопарка отклонено, поскольку на земельном участке расположено большое количество водных объектов и наличие зоны санитарной охраны. Земельный участок, расположенный возле полуострова Песчаный, предлагаемый заявителем под индивидуальное жилищное строительство, расположен на значительном расстоянии от населенных пунктов и находится в границах государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый". Полагает, что права ООО "П." принятым Положением о территориальном планировании Приморского края не нарушены, поскольку категория земель не изменена, земельные участки у собственника не изымались.
Представитель Департамента градостроительства Приморского края И. возразила против требований и указала, что земельный участок, расположенный в районе полуострова Песчаный на материковой части, находится на территории Хасанского муниципального района, Надеждинского муниципального района и Владивостокского городского округа. С заявлением об изменении категории земельных участков в органы местного самоуправления ООО "П." не обращалось.
Выслушав объяснения представителей ООО "П.", Администрации Приморского края, Департамента градостроительства Приморского края, заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством - часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ред. от 29.11.2010, действовавшей на момент утверждения схемы, подготовка схем территориального планирования субъектов Российской Федерации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом программ в области государственного экономического, экологического, социального, культурного и национального развития субъектов Российской Федерации, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района (пункт 5 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования, вправе оспорить схему в судебном порядке.
Схема территориального планирования включает в себя Положение о территориальном планировании Приморского края (приложение № 1) и карту-схему (приложения N№ 2; 3; 4; 5; 6). Схемы территориального планирования Приморского края разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в соответствии с целями и задачами Приморского края, определенными в двух основополагающих документах: Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, разработанной Администрацией Приморского края и Фондом "Центр стратегических разработок "Северо-запад" в 2007 году, утвержденной Законом Приморского края от 20.10.2008 № 324-КЗ и Программе экономического и социального развития Приморского края на 2008 - 2012 годы, разработанной Администрацией Приморского края и Фондом "Центр стратегических разработок "Северо-запад" в 2008 году.
Проектные решения Схемы являются основанием для разработки документов территориального планирования муниципальных образований края: схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений.
Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29.06.2009 № 446-КЗ "О градостроительной деятельности на территории Приморского края"), следовательно, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе, но не обязан учитывать предложения заинтересованных лиц в схеме территориального планирования.
Из материалов дела видно, что соответствующие предложения ООО "П." в порядке части 5 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 16 Закона Приморского края "О градостроительной деятельности на территории Приморского края" учтены Администрацией Приморского края. Письмами от 20.04.2009 и 27.05.2009 заявителю разъяснены мотивы, по которым в принятии данных предложений было отказано.
Поскольку реализация предоставленного нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации права правообладателя земельного участка по направлению предложений по проекту схемы не является основанием для включения таких предложений в схему планирования, то отклонение предложений по изменению назначения использования земельного участка не влечет недействительность оспариваемого нормативно-правового акта.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как следует из кадастрового плана, земельный участок, расположенный в районе ст. Сухановка Хасанского района Приморского края площадью 16169659,5 кв. м, относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок площадью 12501000 кв. м, расположенный в районе полуострова Песчаный, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного назначения.
Включение земель сельскохозяйственного назначения в рекреационные зоны и зоны туризма при планировании территории не означает изменение категории земель.
Как следует из пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласие правообладателей земельных участков требуется в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.
Основным документом для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую признается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, подаваемое в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
С ходатайством об изменении категории земель, в том числе принадлежащих ООО "П.", Администрация Приморского края не обращалась.
Оспариваемое постановление Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па не меняет категорию земель, не изменяет права собственников по распоряжению принадлежащих им земельных участков.
Земельный участок, расположенный в районе полуострова Песчаный, входит в границы государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый" на территории Хасанского и Надеждинского муниципальных районов, Уссурийского и Владивостокского городских округов.
Государственный природный заказник федерального значения "Леопардовый" учрежден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 № 1570-р на базе государственного заказника федерального значения "Барсовый" и государственного зоологического заказника регионального значения "Борисовское плато".
В свою очередь республиканский государственный заказник "Барсовый" был создан распоряжением Совета Министров РСФСР от 20.06.1979 № 956-р, заказник краевого значения "Борисовское плато" образован постановлением Губернатора Приморского края от 10.09.1996 № 488.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462, в состав зоны заказников включен земельный участок, занятый заказником "Барсовый" на полуострове Песчаный.
Таким образом, земельный участок, приобретенный заявителем с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного назначения, входил в границы заказников.
Земельный участок, принадлежащий заявителю, расположен примерно в четырех километрах от ориентира, расположенного на полуострове, то есть на материковой части. Из предложения ООО "П." о внесении в схему территориального планирования города Владивосток установить назначение земельного участка площадью около 1000 га для осуществления индивидуального жилищного строительства, видно, что земельный участок расположен выше перешейка полуострова Песчаный на северо-запад, находится на территории Владивостокского городского округа и входит в границы заказника.
Из описания границ заказника "Леопардовый" следует, что граница заказника доходит до перешейка с полуостровом Песчаный, включая земли Владивостокского городского округа, расположенные на северо-западе от полуострова на материковой части между землями Хасанского и Надеждинского муниципальных районов.
Отсутствие в п. 1.4 Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Леопардовый", утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.04.2009 № 110 указания на расположение заказника на землях Владивостокского городского округа, не изменяет границ заказника и городского округа.
Заказник образован без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.
Ограничений прав заявителя на земельные участки в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые могли быть установлены законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке при осуществлении правообладателем своих прав на конкретный объект недвижимого имущества, которые в силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации подлежали бы государственной регистрации, в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "П.", постановление Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па "Об утверждении схемы территориального планирования" и Приложение № 3 не содержат.
Иные ограничения, связанные с реализацией права собственности правообладателем земельного участка, обусловлены содержанием права собственности.
Гражданское законодательство ограничивает права собственника положением о том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 ГК РФ).
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает ограничение права собственника земельного участка необходимостью соблюдения требований о назначении территории, а также вида разрешенного использования земельного участка, что соответствует пункту 2 статьи 209 ГК РФ.
Являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, ООО "П." ограничен в пользование в той мере, в какой определены ограничения в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Общество не доказало нарушения его прав и законных интересов постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па, создания препятствий в использовании земельных участков в соответствии с категорией земель, к которым они отнесены, и вида деятельности, для осуществления которой они предназначены.
Согласно статьям 9 и 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемый акт не противоречит Конституции Российской Федерации, нормам гражданского и земельного законодательства.
Порядок принятия постановления Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па "Об утверждении Положения о территориальном планировании Приморского края" был соблюден, принят Администрацией Приморского края в пределах своей компетенции, оспариваемым актом права заявителя не нарушены.
Оснований к удовлетворению требований ООО "П." не имеется.
Руководствуясь статьями 198, 252, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления ООО "П." о признании недействующим Приложения № 3 к постановлению Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па - схему рекреации и туризма, признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "П." отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.
Кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Приморского краевого суда от 29.06.2011 № 3-64
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приложения № 3 (схему рекреации и туризма) к постановлению Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па "Об утверждении схемы территориального планирования Приморского края", постановления Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па в отношении земельных участков, принадлежащих юридическому лицу>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru