УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2011 г. по делу № 14-Р-2011
Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2011 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А.Гаврилов;
члены Комиссии:
Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
рассмотрев дело № 14-Р-2011, возбужденное по факту распространения рекламы масла "Красный Бриллиант" на стр. 5 газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" от 04.02.2011 № 5 (24), содержащей признаки нарушения требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствие ИП Г., надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление 42800436004902 от 28.03.2011), заявившей ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое Комиссией было удовлетворено,
установила:
01.03.2011 при проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен факт распространения рекламы льняного масла "Красный Бриллиант" на стр. 5 газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" от 04.02.2011 № 5 (24).
В рекламной статье "Подари себе и близким здоровую и радостную жизнь" утверждается, что "состав "Красного Бриллианта" способствует разрушению вирусов, уменьшению холестерина в кровеносных сосудах, чистке сосудов от холестериновых бляшек, нормализации артериального давления, регенерации тканей, заживлению язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Человек практически перестает болеть, либо течение болезни протекает в легкой форме. "Красный Бриллиант" - отличная профилактика женских болезней (болезненные менструации, проблемный климактерический период и др.). Исчезают папилломы, липомы, исчезает метеозависимость. наши потребители замечают, что после 2 - 3 недель регулярного употребления масла "Красный Бриллиант" пропадает ощущение слабости, начинают хорошо работать сердце и легкие, уменьшается сонливость, нормализуется стул, улучшается работа памяти, улучшается состояние кожи и волос, а в стрессовых ситуациях появляются выдержка и хладнокровие. Курс приема - 6 недель, на курс 2 бутылки, цена 1 бутылки - 695 руб., пенсионерам - 600 руб. Товар сертифицирован. Технология получения масла запатентована (патент № 2232801) и является уникальной. Обзор патентной и научной литературы показывает, что в настоящее время в мире аналогов этому маслу нет. Производитель масла - ООО "НПО "Сибирская масляная компания" г. Новосибирск. Телефон для справок - 8-917-298-04-95".
Рекламная статья сопровождается фотографиями бутылки и бумажной упаковки льняного масла "Красный бриллиант", а также предупреждением "необходима консультация специалиста", обязательным в силу 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы лекарственных средств и медицинских услуг.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация о лечебных свойствах льняного масла "Красный бриллиант" распространена в печатном средстве массовой информации - газете "PRO ГОРОД Чебоксары", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания неопределенного круга потребителей к объекту рекламирования - льняному маслу "Красный Бриллиант", формированию и поддержанию интереса к нему и призвана способствовать его продвижению на рынке.
Информация, содержащаяся в статье "Подарите себе и близким здоровую и радостную жизнь!", является рекламой, поскольку соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы определенным в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
Из буквального толкования слов, употребленных при описании свойств данного продукта, потребитель рекламы может сделать однозначный вывод о лечебных свойствах льняного масла "Красный Бриллиант", что свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств (далее Регламент).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Регламента документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем, из содержания рекламы следует, что льняное масло "Красный Бриллиант" (производитель - ООО "НПО "Сибирская масляная компания", г. Новосибирск) является пищевым продуктом.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Как лекарственное средство льняное масло "Красный Бриллиант" не зарегистрировано, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства.
Реклама льняного масла "Красный бриллиант" содержит не соответствующие действительности сведения о его лечебных свойствах, что не допускается в силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона "О рекламе".
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с договором от 02.02.2011 № 33, заключенным между ИП Г. (заказчик) и ООО "Город 21" (исполнитель), ООО "Город 21" приняло на себя обязательство по размещению рекламных материалов ИП Г. в средстве массовой информации газете "PRO ГОРОД Чебоксары".
Таким образом, содержание рекламы льняного масла "Красный бриллиант" определялось ИП Г., которая в силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламодателем.
ИП Г. представила в Чувашское УФАС России посредством факсимильной связи следующие документы: письменное объяснение, ходатайство о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие, ксерокопию паспорта, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 16 № 005759840, сертификат соответствия (нечитаемый), протокол испытаний химического состава № 17567, справочные материалы Межрегиональной общественной организации по контролю качества и безопасности товаров и услуг "Ростоварконтроль" ("Важнейшие функции, выполняемые химическими элементами в обмене веществ", "Основные лечебно-профилактические эффекты витаминов, макро- и микроэлементов при воздействии экстремальных факторов (А.С. Лосев, А.В. Скальный, 2003).
Из письменного объяснения ИП Г. следует, что в написанной ею рекламной статье "Подари себе и близким здоровую и радостную жизнь" была использована информация, размещенная производителем рекламируемого льняного масла "Красный бриллиант" - НПО "Сибирская масляная компания", на своем сайте в сети Интернет по адресу: http://smkfarm.fis.ru. Льняное масло "Красный Бриллиант", обогащенное зверобоем, является продуктом питания и в качестве лекарственного средства не зарегистрировано.
ИП Г. признает, что в рекламной статье содержится указание на благотворное влияние продукта, на его лечебные и профилактические свойства. Однако, по ее мнению, у нее не было намерения привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие. В рекламной статье были описаны только характерные свойства продукта, которые подтверждаются органом по сертификации и протоколом испытаний химического состава № 17567.
Комиссия, рассмотрев письменное объяснение и документы, представленные ИП Г., критически относится к их содержанию. Представленный сертификат соответствия является нечитаемым, однако из содержания рекламы и письменного объяснения ИП Г. следует, что масло льняное "Красный Бриллиант" является пищевым продуктом. В протоколе испытаний химического состава № 17765, проведенного Межрегиональной общественной организацией по контролю качества и безопасности потребительских товаров и услуг "Ростовар-контроль" определена только концентрация химических элементов в пищевом льняном масле "Красный Бриллиант" в мкг/г (Al, As, B, Ca, Cd, Co, Cr, Cu, Fe, Hg, I, K, Li, Mg, Mn, Na, Ni, P, Pb, Se, Si, Sn, Sr, V, Zn), каких-либо выводов о лечебных свойствах данного пищевого продукта в нем не содержится.
Реклама льняного масла "Красный Бриллиант", распространенная на стр. 5 газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" от 04.02.2011 № 5 (24), нарушает требования, установленные пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в ней содержится указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку публикация рекламной статьи "Подари себе и близким здоровую и радостную жизнь" в газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 04.02.2011 № 5 (24) носила разовый характер, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Г. от реализации пищевого льняного масла "Красный Бриллиант", распространенную на стр. 5 газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" от 04.02.2011 № 5 (24), в связи с нарушением требований установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ИП Г. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ю.ЛАНСКАЯ