РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРОДВИНСК"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. № 322-па
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРОДВИНСК" НА 2012 ГОД
И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11
Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Северодвинск", утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 26.06.2008 № 74 (в ред. от 26.05.2011), распоряжением Администрации Северодвинска от 10.06.2011 № 163-па "О разработке прогноза социально-экономического развития Северодвинска на 2012 - 2014 годы, проекта местного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Северодвинск" на 2012 год и среднесрочную перспективу (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Органам местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск", органам Администрации Северодвинска руководствоваться основными направлениями
бюджетной и налоговой политики при формировании местного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
3. Финансовому управлению Администрации Северодвинска при подготовке проекта местного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обеспечить контроль за соответствием проекта бюджета основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
4. Отделу по связям со средствами массовой информации Администрации Северодвинска опубликовать (обнародовать) настоящее постановление и разместить его на официальном интернет-сайте Администрации Северодвинска.
Мэр Северодвинска
М.А.ГМЫРИН
Утверждены
постановлением
Администрации Северодвинска
от 29.07.2011 № 322-па
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРОДВИНСК" НА 2012 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Северодвинск" на 2012 год и на среднесрочную перспективу, разработанные в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11
Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Северодвинск", утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 26.06.2008 № 74, содержат основные цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Северодвинск" (далее - бюджетная и налоговая политика) на предстоящий период в сфере формирования доходного потенциала, расходования бюджетных средств, муниципального долга и контроля за использованием бюджетных средств.
Бюджетная и налоговая политика должна быть направлена на реализацию долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Северодвинска, обеспечение дальнейшего развития его экономического потенциала и создание условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов.
Для достижения указанной цели необходимо создать механизмы, направленные на решение следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Северодвинска;
2) расширение применения программно-целевых методов бюджетирования;
3) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
4) улучшение условий для привлечения инвестиций в экономику Северодвинска.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета органы местного самоуправления Северодвинска должны проводить предсказуемую и ответственную бюджетную политику, основанную на следующих принципах:
надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
развитие доходной базы бюджета, ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
стабильность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики (применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования местного бюджета на трехлетний период);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Северодвинска;
принятие новых расходных обязательств Северодвинска при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости).
Основным механизмом для внедрения указанных выше принципов является переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе к утверждению бюджета на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки". Перед органами местного самоуправления Северодвинска стоит задача перейти к трехлетнему бюджетному планированию, начиная с 2012 года.
Применение программно-целевых методов бюджетирования позволит оптимизировать ограниченные бюджетные ресурсы, повысить эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления Северодвинска.
Учитывая планируемые Правительством Российской Федерации изменения бюджетного законодательства в части перехода к "программному" бюджету, органам Администрации Северодвинска следует обеспечивать планомерную реализацию программно-целевого принципа формирования местного бюджета.
Общими принципами разработки и реализации программ следует считать:
обеспечение результативности и эффективности использования бюджетных средств при осуществлении бюджетных расходов в рамках программ. Расширение системы долгосрочных и ведомственных целевых программ и увеличение доли расходов на их финансирование в составе местного бюджета должно вести к повышению эффективности расходования бюджетных средств;
формирование программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития Северодвинска и индикаторов их достижения. Приоритетными должны быть программы, направленные на реализацию мероприятий "Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска на 2010 - 2020 годы", жилищное строительство и развитие инженерной инфраструктуры, модернизацию муниципальных учреждений образования;
определение объема принимаемых обязательств по программам с учетом финансовых возможностей местного бюджета;
при разработке программ, содержащих мероприятия по строительству (реконструкции) объектов жилищного и социального назначения, обязательное включение в них мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов капитального строительства в ходе их дальнейшей эксплуатации;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации программ, их вклада в решение вопросов развития экономики и социальной сферы, а также установление ответственности должностных лиц за неэффективную реализацию программ.
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, связано:
с повышением доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры;
с привлечением и закреплением в организациях бюджетной сферы высокопрофессиональных кадров;
с созданием условий для оптимизации сети муниципальных учреждений и внедрением в их деятельность элементов конкурентных отношений;
с развитием материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников.
Повышение эффективности бюджетных расходов на предоставление муниципальных услуг должно осуществляться путем:
реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
оптимизации структуры штатных расписаний (в части сокращения доли административно-управленческого персонала);
повышения эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений;
проведения учреждениями мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению;
оказания адресной социальной поддержки граждан.
Муниципальная поддержка в сфере инвестиций является стимулирующей, мультипликативной мерой, позволяющей расширить и укрепить налоговую базу за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.
Основными принципами осуществления бюджетной политики Северодвинска в сфере инвестиционного развития должны являться:
рациональное (с максимальным эффектом) расходование бюджетных средств на инвестиции. В силу ограниченности бюджетных инвестиционных ресурсов необходима их концентрация на реализации приоритетных, экономически и социально значимых инвестиционных проектов;
создание благоприятных условий для инвестирования и дальнейшее стимулирование инвесторов, совершенствование и внедрение новых инструментов поддержки инвесторов и инноваций. Предпочтительной формой содействия в реализации инвестиционных проектов должно стать привлечение частных инвестиций для софинансирования объектов капитального строительства муниципальной собственности Северодвинска, в том числе имущественное и финансовое участие Северодвинска в реализации инфраструктурных проектов. Одним из основных направлений является поддержка малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации муниципальной инвестиционной политики Северодвинска следует:
обеспечить бюджетную устойчивость и стимулирование инвесторов за счет создания эффективной системы предоставления налоговых льгот;
оказывать финансовую, имущественную и информационно-консультационную поддержку, предусмотренную ведомственной целевой программой по развитию малого и среднего предпринимательства, в т.ч. через фонд микрофинансирования.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Налоговая политика в среднесрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение необходимого уровня доходов и сокращение дефицита местного бюджета.
Основными направлениями налоговой политики в посткризисный период являются:
укрепление и увеличение доходной базы местного бюджета;
избирательный подход к налоговым преференциям, направленным на стимулирование инвестиций в производственную сферу Северодвинска;
повышение эффективности администрирования бюджетных доходов с обеспечением полноты сбора налогов и неналоговых платежей.
Для решения этих задач необходимо продолжить реализацию следующих мер:
1) активное содействие в привлечении инвестиций в экономику Северодвинска, инновационном развитии отраслей экономики, повышении конкурентоспособности организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Северодвинска, и производимой ими продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ):
дальнейшее совершенствование муниципальных правовых актов с целью обеспечения устойчивого и поступательного экономического развития, в первую очередь - в сфере инвестиционной деятельности;
2) инвентаризация установленных льгот по местным налогам и оценка их эффективности, в первую очередь - по земельному налогу;
3) повышение эффективности использования муниципальной собственности:
обеспечение эффективности управления муниципальным имуществом, в том числе акциями, находящимися в муниципальной собственности Северодвинска, с привлечением в состав советов директоров акционерных обществ независимых менеджеров высокой квалификации;
проведение анализа использования муниципального имущества, переданного в оперативное управление учреждениям и организациям, и земельных участков с целью изъятия излишних, неиспользуемых или используемых не по назначению имущества и земельных участков, вовлечения в оборот временно неиспользуемых материальных и нематериальных активов;
проведение оптимизации структуры имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью получения дополнительных доходов от его использования или реализации;
проведение постоянной работы с организациями по вопросу выкупа земельных участков, обратив особое внимание на участки, подлежащие разграничению в федеральную собственность, с целью недопущения потерь при сборе земельного налога и арендной платы за землю;
оптимизация количества муниципальных предприятий и хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности, на предмет их дальнейшего сохранения в муниципальной собственности;
проведение энергосберегающих мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере Северодвинска;
4) содействие сокращению задолженности и недоимки по платежам в местный бюджет:
эффективная реализация контрольных функций главными администраторами доходов за поступлением платежей в бюджет, проведение своевременной претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
принятие оперативных мер по недопущению налоговой задолженности в муниципальных предприятиях и учреждениях;
установление жесткого контроля за ростом недоимки по налогам и сборам и принятие всех мер, предусмотренных законодательством для ее снижения;
координация действий органов Администрации Северодвинска с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования и увеличения собираемости доходов;
5) повышение качества и реалистичности социально-экономического прогнозирования.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
На 2012 - 2014 годы определены следующие приоритетные направления политики расходования бюджетных средств:
повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений;
реализация федеральных программ модернизации образования;
капитальный ремонт учреждений образования;
завершение начатого строительства объектов (жилищного строительства, строительство автодорог, развитие сети инженерной инфраструктуры).
Для достижения достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере необходимо обеспечить планомерное повышение фондов оплаты труда работникам муниципальных учреждений на 15 процентов с 1 ноября 2011 года.
В перспективе следует индексировать фонды оплаты труда с учетом уровня инфляции.
Развитие отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений должно осуществляться с учетом результатов мероприятий, направленных на повышение качества услуг.
Политика расходования бюджетных средств должна обеспечивать решение следующих задач:
повышение качества и доступности образовательных услуг за счет реализации программы модернизации образования, решения вопроса о стимулировании оказания образовательных услуг частными учреждениями, в том числе предоставление услуг дошкольного образования;
оптимизация бюджетных расходов путем реструктуризации сети муниципальных образовательных учреждений;
привлечение федеральных и областных трансфертов в рамках соответствующих целевых программ, в том числе по адресной инвестиционной программе Архангельской области;
осуществление мероприятий по модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства для привлечения ресурсов из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, создание условий для формирования конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве;
развитие жилищного строительства, включая развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры (в первоочередном порядке строительство социального жилья);
обеспечение поддержания на безопасном для проживания уровне заселенных ветхих и аварийных жилых домов, в том числе проведение капитального ремонта конструкций и элементов многоквартирных домов с привлечением средств собственников жилья;
повышение энергетической эффективности на объектах городского хозяйства и социальной сферы;
обеспечение эффективности капитальных вложений, недопущение распыления средств. В первую очередь должны предусматриваться средства на завершение строительства объектов, находящихся в высокой степени готовности, принять меры к сдаче начинаемых строительством объектов в минимально возможные сроки.
IV. Направления оптимизации муниципального долга
В процессе управления муниципальным долгом Северодвинска должна происходить выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями местного бюджета в заемных ресурсах и объемами их привлечения.
Для обеспечения экономически безопасного объема привлеченных заемных средств и уровня муниципального долга Северодвинска необходимо:
проводить оценку способности местного бюджета исполнять долговые обязательства (с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период), применяя в качестве базовых показателей платежеспособность и долговую емкость бюджета, доступные на финансовом рынке ресурсы с приемлемыми для бюджета условиями по срочности и стоимости;
осуществлять управление структурой муниципального долга Северодвинска посредством систематического отбора форм заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям местного бюджета и способствующих оптимизации стоимости заимствований (для реструктуризации муниципального долга целесообразно продолжить работу по привлечению бюджетных кредитов из областного бюджета).
Следует направлять дополнительные доходы, формирующиеся в процессе исполнения местного бюджета, преимущественно на погашение долговых обязательств Северодвинска.
V. Совершенствование контроля за целевым и эффективным
использованием бюджетных средств
Финансовая дисциплина необходима на всех стадиях бюджетного процесса - от планирования ассигнований до отчетности о расходовании бюджетных средств.
Первостепенное значение приобретает ведомственный контроль главных администраторов бюджетных средств за эффективностью использования бюджетных ассигнований и качеством предоставления муниципальных услуг с учетом реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Контроль должен быть направлен на достижение конечного результата по материалам контрольных мероприятий путем обязательного получения от проверенных учреждений информации об устранении нарушений, и в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и преступлений осуществлять взаимодействия между правоохранительными органами и органами местного самоуправления муниципального образования "Северодвинск".
Особое внимание должно быть уделено контролю:
за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета и соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
за полнотой и своевременностью представляемой отчетной информации;
за недопущением образования просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы;
за выполнением функций главных администраторов (администраторов) доходов за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет неналоговых платежей;
за своевременностью расчетов по принятым бюджетным обязательствам;
за недопущением принятия обязательств сверх выделенных ассигнований, а также за недопущением образования кредиторской задолженности.
Главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств необходимо продолжить работу, направленную на повышение эффективности бюджетных расходов на предоставление муниципальных услуг, а также совершенствование контрольных и аналитических мероприятий. В целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения контроля необходимо продолжить работу по совершенствованию административных процедур.
Необходимо обеспечить развитие всех стадий процесса муниципальных закупок, включая прогнозирование, планирование закупок, размещение и исполнение контрактов. Приоритетным направлением является развитие информационных технологий в сфере управления муниципальными закупками.