Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2010 г. по делу № А14-9279/2010/275/10

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2010 года.
Центром по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД Воронежской области (далее по тексту - ЦБППРИАЗ ГУВД по Воронежской области, заявитель по делу) заявлены требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А" (далее по тексту - ООО "А") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
ЦБППРИАЗ ГУВД по Воронежской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения надлежаще извещено.
В соответствии со статьями 156, 205 АПК РФ, дело рассматривалось в отсутствие административного органа.
ООО "А" заявленные требования не признает.
Из материалов дела следует:
ЦМБППРИАЗ ГУВД Воронежской области 07.07.2010 по адресу: <...>, в ходе проведения внеплановой проверки лотерейного клуба "А" была выявлена деятельность по организации и проведению ООО "А" азартных игр с денежным выигрышем, что зафиксировано в рапорте об обнаружении в действиях Общества признаков правонарушения от 07.07.2010 и протоколе осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 07.07.2010.
По итогам собранных в ходе проверки материалов 20.08.2010 в отношении ООО "А" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Телеграмма-уведомление о необходимости явки законного представителя Общества в ЦМБППРИАЗ ГУВД Воронежской области 20.08.2010 в 10 час. 00 мин. для участия в составлении протокола, направленная по юридическому адресу ООО "А", вручена охраннику Н. 18.08.2010 в 16 час. 00 мин.
Материалы об административном правонарушении ООО "А" были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Заявитель полагает, что в ходе проверки установлено осуществление ООО "А" азартной игры, которая подлежит лицензированию, и просит суд привлечь ООО "А" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в пределах санкции указанной статьи.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ООО "А" ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, проведение по адресу: <...> негосударственной стимулирующей лотереи "М", истечение срока привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, суд не находит оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности исходя из следующего.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное право рассматривает состав правонарушения как совокупность следующих признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Следовательно, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности законом не установлен запрет, но требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В случае же, если законом установлен запрет на осуществление того или иного вида деятельности, то независимо от наличия или отсутствия специального разрешения (лицензии) данная деятельность является незаконной и ее осуществление влечет иную предусмотренную законом ответственность.
УВД по г. Воронежу обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО "А" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отразив в протоколе об административном правонарушении событие противоправного деяния как факт проведения азартных игр на территории г. Воронежа без лицензии на осуществление такого рода деятельности.
Однако, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ, предусматривающий лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), признан утратившим силу с 01.07.2009.
Таким образом, на момент проверки ООО "А" (07.07.2010) деятельность по организации и проведению азартных игр лицензированию не подлежала.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются и ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан устанавливаются Законом № 244-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляется на основании разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, которое выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным действующим законодательством (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 244-ФЗ).
В частности такие требования установлены статьей 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ.
Кроме того, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ, Воронежская область не включена в перечень субъектов Российской Федерации, на которых создаются игорные зоны.
Следовательно, поскольку деятельность ООО "А" не является деятельностью букмекерской конторы или тотализатора, лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отменено, а на территории Воронежской области отсутствует орган государственной власти, уполномоченный на выдачу разрешения в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, то получение разрешения на осуществление этой деятельности нельзя рассматривать в качестве обязательного условия ее осуществления на территории г. Воронеж, а объективную сторону совершенного Обществом деяния - соответствующей объективной стороне вменяемого ему административного правонарушения.
При этом, выдача такого разрешения органом другого субъекта Российской Федерации, расположенного на территория игорной зоны и уполномоченного на управление игорной зоной, расположенной на его территории, никоим образом не повлияет на право ООО "А" осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр на территории г. Воронежа.
Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр лицом, не соответствующим требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, вне игровой зоны не подлежит лицензированию и является запрещенной.
В силу изложенного, доводы ЦМБППРИАЗ ГУВД Воронежской области, приведенные в подтверждение осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр не свидетельствуют о наличии в действиях ООО "А" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу № А36-4696/2009, от 15.02.2010 по делу № А64-6580/2009, от 17.06.2010 по делу № А35-2872/2010, постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.04.2010 по делу № А64-6361/2009, от 13.05.2010 по делу № А54-634/2010С2, от 30.09.2010 по делу № А54-2335/2010, от 26.10.2010 по делу № А35-2028/2010.
Следует отметить, что материалы дела об административном правонарушении не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что ООО "А" осуществляло деятельность по проведению азартных игр.
При этом в материалы дела представлены документы, подтверждающие право на проведение стимулирующей лотереи "М" (договор комиссии, условия стимулирующей лотереи), сертификат соответствия на лотерейное оборудование. Из объяснений сотрудников игрового клуба, отобранных в ходе проверки, также следует, что они проводили лотерею.
Следовательно, при условии отзыва разрешения на проведение негосударственной региональной стимулирующей лотереи "М", ООО "А" могло быть привлечено к административной ответственности за осуществление стимулирующей лотереи без соответствующего разрешения.
Однако, ЦМБППРИАЗ ГУВД Воронежской области не представлены доказательства получения ООО "А" приказа департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка от 28.06.2010 № 05-02/269 об отзыве действия негосударственной региональной стимулирующей лотереи "М" а следовательно, и вины ООО "А" в совершении вменяемого ему правонарушения.
Непосредственно в приказе от 28.06.2010 № 05-02/269 предусмотрено о необходимости уведомления об отзыве разрешения на проведение лотереи определенного перечня лиц: организатора лотереи - ООО "Д", ГУВД по Воронежской области, ФНС России по Воронежской области. Уведомление об отзыве разрешения на проведение стимулирующей лотереи ООО "А" приказом не предусмотрено.
Кроме того, в силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частями 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Истечение указанного срока является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", разъяснено, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
С учетом материалов дела днем совершения (обнаружения) административного правонарушения является 07.07.2010. Срок давности привлечения ООО "А" к административной ответственности истек 07.10.2010.
Исходя из совокупности изложенных обстоятельств, в удовлетворении требований ЦМБППРИАЗ ГУВД Воронежской области о привлечении ООО "А" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 20.08.2010 № АЗ 447696 следует отказать.
В силу части 3 статьи 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
При этом, вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки заявителем согласно протокола ареста вещей и документов от 07.07.2010 были арестованы: лотерейное оборудование в черных коробах со встроенными мониторами и игровой панелью в количестве 22 штуки, на лицевой стороне корпуса имеется подпись "ROYAL GAME", серийные номера VG <...>.
С учетом изложенного, наложения ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, неприменения судом конфискации в качестве меры административного наказания, невозможности отнесения изъятых объектов к вещам, изъятым из оборота, а также того, что товары, на которые наложен арест не были изъяты у законного владельца (были переданы на ответственное хранение администратору Интернет-клуба), арест, наложенный на вышеперечисленное лотерейное оборудование, подлежит снятию.
Руководствуясь статьями 1.6, 1.7 частью 2 статьи 14.1, статьями 23.1, 29.10 КоАП РФ, статьями 6 - 10, 29, 65, 71, 167 - 170, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД Воронежской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А", зарегистрированного по адресу: <...> (ИНН <...>, ОГРН <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании протокола АЗ № 447696 об административном правонарушении от 20.08.2010 отказать.
Снять арест, наложенный согласно протокола ареста вещей и документов от 07.07.2010 на лотерейное оборудование в черных коробах со встроенными мониторами и игровой панелью в количестве 22 штуки, с надписью на лицевой стороне корпуса "ROYAL GAME", серийные номера VG <...>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2010 по делу № А14-9279/2010/275/10
На основании п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", где указано, что установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными, суд в связи с их пропуском ЦМБППРИАЗ ГУВД по ВО принял решение об отказе в привлечении общества к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru